Последние новости

О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИИ И СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Недавнее заявление пяти армянских национальных организаций, подписавших меморандум о взаимопонимании и предусматривающий разработку национальной идеологии, является примечательным фактом. По времени оно совпало с 13-ой годовщиной принятия первой стратегии национальной безопасности Армении 26-ого января 2007-ого года. Хотя понятно, что эти два события напрямую не связаны между собой, отмеченное совпадение является в некотором смысле символичным.

ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ЗАЯВЛЕНИЯ СОСТОИТ, на мой взгляд, в том, что оно свидетельствует о правильной позиции мыслящей части армянского общества, понимающей необходимость разработки фундаментальной идеологической платформы для вывода нашего народа из того шокового состояния, в котором он оказался по итогам последней карабахской войны. Хотя это было видно и раньше из выступлений отдельных учёных и экспертов, оно не носило такого объединяющего характера, как на этот раз. Поэтому данное заявление можно только приветствовать в качестве шага, способствующего продвижению армянской политической мысли.

Очевидно, что национальная идеология и стратегия национальной безопасности должны быть взаимосвязаны, причём идеология первична по отношению к стратегии… Отсутствие национальной идеологии означает отсутствие тех ориентиров, которые должны направлять развитие нации в соответствии со своими интересами и мировоззрением, опирающимся на пройденный исторический путь и культурное наследие. Когда национальные идеи не становятся частью политического сознания руководства страны, это отражается на отсутствии у него необходимого стратегического видения, которое позволило бы ему двигаться не в фарватере событий, а предугадывать их приближение. На примере нынешних властей Армении можно сказать, что все их действия ознаменовались полным провалом в следовании принципам обновлённой ими же стратегии национальной безопасности республики (опубликованной (обратите внимание!) в июле 2020 -ого года), практически, по всем основным направлениям.

В предисловии к своей книге “Армянская Национальная Идеология" (сокращённо АНИ), изданной в 2009-ом году, Рубен Баренц, в частности, писал: “До сегодняшнего дня армянский народ живёт в русле политических учений, лавиной идущих извне. Они насаждаются в национальной среде или насильно, или обманом, или сами по себе приходят и уходят, оставляя общественное сознание в смущении, разочаровании и покинутости. Всё это кончается расколом самого общественного сознания, вплоть до гражданского противостояния". Из этого делается вывод о том, что разработка национальной идеологии является необходимым условием выживания нации и её дальнейшего процветания.

КАК И ВСЯКИЙ ПРОДУКТ НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА, национальная идеология подвержена изменениям в соответствии с новыми реалиями времени. Однако, в отличие от стратегии национальной безопасности, которая обязана учитывать меняющуюся геополитическую и региональную ситуацию, национальная идеология по своему содержанию должна быть более устойчивой по отношению к внешним факторам воздействия и базироваться на испытанных временем национальных идеях.

Национальная идеология не может быть сведена лишь к набору стандартных теоретических тезисов, служащих в качестве неких норм, формирующих поведение нации в долгосрочной перспективе (хотя такие нормы тоже необходимы). Её задача сводится, как это правильно было заявлено в качестве одной из целей в меморандуме, к консолидации нации на основе неких общих положений и практических способов их реализации, понятных и разделяемых всем народом. Она представляет собой некую систематизированную совокупность концептуально оформленных национальных идей и символов национальной идентификации (например, одной из идей может быть патриотизм, как у русских, а символами могут служить гимн и знамя страны). Национальная идеология должна представлять собой некую общественно-политическую программу, лежащую в основе национального самосознания и доктрины национальной безопасности. Она должна стать основой действий и поступков любого сознательного армянина и быть нацеленной на формирование таких личностных качеств, которые способствуют укреплению национальной воли, преданности Родине, осознанию необходимости укрепления собственного государства перед лицом возникающих вызовов ради обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений армян.

Национальная идеология должна базироваться, в том числе, и на системе культурных ценностей нации. Она – своего рода духовно-нравственная конституция нации, идентификационный код, выделяющий её из множества других наций или, если так можно выразиться, визитная карточка национальной самобытности.

Национальная идеология должна стать неким совокупным продуктом интеллектуальной элиты нации, глубоко чувствующей духовно-культурные потребности народа и правильно представляющей формы их выражения, а также способы практического воздействия на умы людей. Для того, чтобы она превратилась в то знание, которое становится реальной силой, способной преобразовать общество.

Сильное государство невозможно без национальной идеологии. А государство – это то орудие, с помощью которого каждая нация отстаивает своё существование и напоминает миру о своём присутствии.

ОДНИМ ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ национальной идеологии, является осознание тех внешних угроз, которые представляют опасность для независимости государства. Это осознание играет фундаментальную роль в деле мобилизации народа, его материальных и духовных ресурсов для защиты и сохранения себя как уникального и древнего этноса. Пути преодоления внешних угроз должны быть отражены в стратегии национальной безопасности страны.

В свете последнего утверждения интересно привести несколько выдержек из последней версии стратегии национальной безопасности Армении, на основании которых читатель сам может судить о том, в какой степени нынешнее руководство республики оказалось последовательным в деле отстаивания провозглашённых им же принципов. Интересующиеся деталями могут обратиться к указанной в тексте ссылке.

Из вводной части:

Республика Армения является гарантом безопасности и свободы армянства Арцаха. Республика Армения является всеармянским государством и представляет армян всего мира.

Национальные ценности:

Армянская государственность, гражданство Республики Армения, Армянская армия.

Национальные цели:

Международное признание права Арцаха на самоопределение без каких-либо ограничений.

Общеармянские правила сосуществования:

а) Насилие должно быть исключено из инструментария решения любого внутриармянского вопроса. Народ и его свободное волеизъявление являются единственным источником формирования власти. Любая попытка искажения свободной воли народа должна рассматриваться как антигосударственная, антинациональная деятельность;

б) Целью переговорного процесса по урегулированию Арцахского вопроса является защита достижений Арцахской освободительной войны, которая велась во имя самоопределения и безопасности народа Арцаха. Любое решение, достигнутое в результате переговоров и приемлемое для правительств Армении и Арцаха, может рассматриваться приемлемым, лишь в результате народного одобрения в Армении и Арцахе;

В третьем принципе стратегии национальной безопасности записано:

В непрерывно меняющемся мире первостепенным становится развитие устойчивости Армении к внутренним и внешним факторам для постоянной готовности к новым, непредсказуемым вызовам и эффективному реагированию на них.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГАЛОПИРУЮЩАЯ ДЕЛИМИТАЦИЯ
      2024-04-03 10:06

      Активность Пашиняна и его приспешников в вопросе сдачи приграничных сел Тавушской области должна вызвать непримиримое противостояние со стороны жителей этих сел, оппозиционных сил республики и сочувствующих им солдат-добровольцев. Ибо по всей видимости без силового сопротивления предательским планам правительства не обойтись. Жители тавушских сел должны чувствовать за своей спиной поддержку всего народа и не мириться с мыслью о возможной сдаче родной земли врагу.

    • ВИНОВНИК ТРАГЕДИИ ВОЗЛАГАЕТ ВЕНКИ К ПАМЯТНИКУ ЖЕРТВ ЭТОЙ ТРАГЕДИИ
      2024-03-04 09:56

      Никол Пашинян возложил венки к памятнику жертв массовых беспорядков 1 марта 2008 года. Того самого дня, когда он действовал в качестве главного вдохновителя этих беспорядков, приведшим к 10 человеческим жертвам. Действовал от имени своего патрона Левона Тер-Петросяна, спокойно заснувшего в ту ночь от осознания удовлетворённой мести за несостоявшееся второе пришествие своей президентской персоны.

    • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОТ ПАШИНЯНА И ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЛИССАБОНСКОМУ САММИТУ
      2024-02-29 09:49

      Очередное выступление Пашиняна в Мюнхене по поводу самоопределения Арцаха лишний раз доказало, что сам он давно самоопределился в качестве азербайджано-турецкого прислужника. Откровенно проазербайджанская точка зрения на разрешение нагорно-карабахского конфликта,  которую он высказал там и которая в своё время была продавлена западными «друзьями»   Армении, воспроизводит в его лице самых одиозных персонажей из произведений русской классической литературы, для которых характерными чертами были угодничество перед своими хозяевами, трусость и отсутствие независимого мнения. Достаточно колоритный образ жалкого политикана, лишённого элементарного стыда перед сoбственным народом за свои действия и высказывания.

    • ЗАЧЕМ ПОЛИТИКАМ НУЖНО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ
      2024-02-17 10:51

      В недавнем интервью президента Путина, данном американскому журналисту Такеру Карлсону, много времени было уделено историческим аспектам, лежащим в основе украино-российского конфликта. Вызывает удивление реакция тех западных политиков (например, немецкого канцлера Шольца и английского премьера Риши Сунака) на это интервью, которые назвали его «смехотворным», как бы вторя реакции Байдена на обоснование Путиным начала специальной военной операции на Украине 22-ого февраля 2022-ого года, к историческим аспектам которой американский президент отнёсся пренебрежительно, как не имеющим существенного значения для объяснения действий России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ