НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОППОЗИЦИИ
Несмотря на очевидно низкий рейтинг Пашиняна, давно достигший даже не нулевой, а отрицательной отметки, армянской оппозиции не удается набрать ту критическую массу протестующих, которая необходима для его отстранения от власти. И это при том, что ее лидеры затрачивает значительные усилия и энергию на организацию и мобилизацию гражданского населения на борьбу за спасение Родины и сами оказываются в первых рядах тех, кто подвергает себя риску стать жертвой репрессий. Такая активность, стойкость и самопожертвование во имя интересов нации не может не вызывать уважения.
НЕСПОСОБНОСТЬ ИЛИ НЕЖЕЛАНИЕ ВСЕ ЕЩЕ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ части населения осознать всю трагичность сложившейся ситуации и необходимость фундаментальных структурных преобразований в обществе вызывает у мыслящей публики все возрастающее беспокойство за судьбу Родины, поскольку такое положение дел затягивает решение насущных проблем, а фактор времени играет против Армении.
Вызывает удивление низкий уровень гражданской ответственности этих людей за происходящее в стране. Если они продолжают жить как ни в чем не бывало, даже организуют развлекательные мероприятия на фоне общего эмоционального упадка, то такое поведение напоминает пир во время чумы. Раскачать этих людей, привести их совесть в чувство и вовлечь в активный политический процесс, является настоящим вызовом для лидеров оппозиционного движения. К сожалению, надо признать, что такая пассивная масса существовала в армянском обществе и в былые времена в разные периоды истории, когда вставал вопрос о выживании нации и государства. Поэтому этот факт скорее отражает некоторую константу армянской исторической реальности и не может быть поставлен в вину оппозиции.
Выступление Генштаба ВС республики с требованием отставки Пашиняна создало в республике новый правовой прецедент и новую эмоциональную атмосферу с надеждой на то, что ответственная позиция армии окажет благотворное влияние и на другие силовые структуры, которым давно пора стать рядом с народом, а не противостоять ему. Возникла возможность скорой развязки политического кризиса, давно принявшего системный характер. Но системные кризисы разрешаются иногда, к сожалению, насильственным путем (это не только военный переворот, но и вооруженное восстание) с последующими (уже при новых властях) фундаментальными изменениями в системе государственного управления, которые затрагивают все важнейшие сферы жизнедеятельности страны.
У оппозиции нет финансовых и материальных ресурсов для создания собственных военизированных подразделений, хотя нет недостатка в людских. Одни призывы собираться на очередные мероприятия или критика Пашиняна и его компании за очередные мерзости (что, конечно, важно само по себе и является частью стратегии борьбы), при отсутствии программы более эффективных действий для перелома ситуации, вряд ли способно поддерживать протестный настрой (особенно у неактивной части населения) в течение долгого времени. С другой стороны, в условиях фактической узурпации законодательной и исполнительной власти, сохранения влияния на судебную власть и ведения репрессивных мер против лидеров оппозиции, круг конституционных методов борьбы для оппозиции сужается, что дает Пашиняну временный шанс на продление своей власти. Его столь длительное пребывание в кресле главы правительства после подписания трехстороннего соглашения в Москве 9 ноября прошлого года объясняется также поддержкой (прежде всего, надо полагать, финансовой) внешних сил, заинтересованных в сохранении его на должности управляемого премьер-министра деморализованной Армении так долго, насколько это необходимо для реализации навязанных пунктов соглашения. И это сегодня ни у кого не вызывает сомнения потому, что ресурсов в самой Армении у Пашиняна практически не осталось. Если не считать полицию.
УБЕДИТЬ ПОЛИЦЕЙСКИХ ПЕРЕЙТИ НА СТОРОНУ НАРОДА можно, если оппозиция:
1) определится с возможной кандидатурой на пост будущего начальника полиции (после смены власти), который должен пользоваться авторитетом среди рядового и среднего состава этого управления;
2) в случае прихода к власти гарантирует сохранение работы и повышение заработной платы тем сотрудникам полиции, которые перейдут на сторону народа, и компенсацию за потерянную зарплату в случае их вынужденного увольнения с должности по этой причине;
Необходимость привлечения полиции на свою сторону превращается в важнейший фактор бескровного выхода из создавшегося политического кризиса. Потому что заявление Генштаба означает две вещи одновременно: армия не пойдет против народа и армия не намерена совершать военный переворот, то есть не будет использована для свержения власти Пашиняна. Но эта власть не оставляет другого способа разрешения ситуации кроме насильственного. Насильственный не означает кровавый. Восстановление конституционного порядка возможно (а иногда и нужно) достичь насильственным путем. (Между прочим, такое понятие как "военный переворот", в нынешних условиях Армении не имеет традиционно негативного смысла, потому что главным нарушителем конституционного порядка является как раз первое лицо государства, которое давно уже нарушило все свои обязательства перед народом.)
Дополнительным фактором, препятствующим консолидации протестного потенциала, является раздробленность политического поля Армении на множество партий, разнонаправленных в своей идеологической ориентации, поскольку за каждой из этих партий стоит своя сочувствующая масса, чаяния которой могут увести в сторону от решения главных общенациональных задач. Не правильнее ли консолидировать мелкие партии в более крупные, если они имеют близкую идеологическую направленность? К примеру, разумно ли иметь в стране три коммунистические партии и, вдобавок, еще одну марксистскую? Или несколько партий либерального или консервативного толка? Это как понять? Разные группы армян ищут решение одних и тех же общенациональных задач, двигаясь в разных направлениях? Здесь уже ситуация посерьезнее, чем в известной басне Крылова про лебедя, рака да щуку, которые везти с поклажей воз взялись. Как известно, результат оказался нулевым - воз и ныне там (равнодействующая всех приложенных к возу сил оказалась равной нулю именно из-за их разнонаправленности). При такой диверсификации политических учений возникнут большие трудности с консолидацией народных масс вокруг общенациональной идеологической платформы, выработка которой является насущной задачей для Армении.
ДУМАЮ, ЧТО ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ОППОЗИЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ не выступит со своей перспективной программой переустройства общества в постпашиняновский период, его наиболее пассивная часть останется немотивированной. Возможно, такая программа не представляется актуальной на данный текущий момент, но она лишь один из способов мобилизации населения и придания ему необходимого политического настроя, идейной направленности. Ибо люди должны не просто знать, кто придёт вместо Пашиняна, но что и как конкретно эти "новые" (а может и давно забытые или незабытые "старые") собираются делать, как выводить страну из кризисного состояния. Они должны примерно представлять, что их ждет в конце пути и как (предположительно) будет выглядеть их Родина, за сохранение которой они боролись.
Эта программа, должна включать в себя преобразования в структуре государственного управления, избирательной системе, экономике (с обязательным представлением мер по обеспечению занятости населения), науке и образовании, в военной сфере и т.д. Когда протестное движение не имеет сформулированной программы, ориентированной на будущее развитие страны (дорожная карта таковой считаться не может), оно сильно снижает свой мобилизационный потенциал.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-06-27 09:56
Полицейские облавы последних дней на лидеров оппозиции и их соратников под надуманным предлогом насильственного захвата власти в стране не оставляют места для конституционного ниспровержения нынешнего опостылевшего всем предательского правительства Армении и установления в стране общественного согласия.
-
2025-06-23 10:16
Дональд Трамп заблаговременно объявил себя президентом мира и собирался разрешить военный конфликт на Украине за 24 часа. Это время прошло пять месяцев тому назад, а конфликт не только не прекратился, но таит в себе опасность новой эскалации. Он был противником санкций против России, но сейчас допускает мысль о введении новых, если Россия не оправдает его ожиданий. Белорусский президент Александр Лукашенко поторопился признаться, что готов выдвинуть Трампа на соискание Нобелевской премии мира, если тот покончит с украино-российским конфликтом. То ли Батька был преисполнен энтузиазма от открывшихся возможностей с появлением Трампа и низложением демократов, то ли этой инициативой он хотел изменить мнение своих европейских критиков о себе: мол, я не такой плохой, как вы думаете. Интересно, что он думает о своих намерениях сейчас, когда выяснилось, что за атаками Израиля на Иран (инициированные самими израильтянами) стоят американцы. Лично Дональд Трамп сам признался, что был в курсе планируемого нападения на Иран. А сейчас он подумывает о возможном участии США в боевых действиях против Ирана, если тот не согласится на полную капитуляцию.
-
2025-06-19 10:19
Великий Джордано Бруно в конце 16-го столетия (между 1583-им и 1585-ым годами) написал книгу "Изгнание торжествующего зверя", направленную против всевластия инквизиции и отстаивающую научное мировоззрение. Сегодня всевластный диктатор Армении в своем рвении дискредитировать Армянскую Апостольскую Церковь ведет себя как такой же торжествующий зверь, считающий, что против него нет игры и что он может безнаказанно пробивать все новые и новые днища в реальной истории Армении.
-
2025-06-17 09:25
Искусственное разжигание ситуации вокруг Ирана является очевидной угрозой для Армении. Здесь не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: Азербайджан, имеющий виды не только на Армению, но и на северный Иран, и не скрывающий своих территориальных притязаний к обеим странам, попытается воспользоваться ситуацией с выгодой для себя в случае дальнейшей эскалации. Однако, при открытой поддержке планов Израиля Азербайджан сам может оказаться мишенью для баллистических ракет Ирана. То есть, очевидным является тот факт, что война против Ирана таит в себе опасность трансформации в (как минимум) региональную войну. Масштабы возможной геополитической и гуманитарной катастрофы, как правило, никто точно предсказать не сможет.