Последние новости

МЫ ВИДИМ ТОЛЬКО ПРОВАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ

В интервью "ГА" профессор Университета Торонто, иностранный член НАН РА Тигран ЧАЛИКЯН говорит о своих впечатлениях о происходящем в Армении.

- Г-н Чаликян, вы давно живете в Канаде, но, наверное, поддерживаете связи с соотечественниками. Как армянская диаспора Канады воспринимает происходящее в Армении?

- Диаспора очень неоднородна, и, соответственно, отношение к ситуации в Армении разное. Есть и безразличные к тому, что происходит в Армении, хотя их меньшинство. Большая часть канадских армян тяжело переживает трагические события на родине. Во время войны в Арцахе в Торонто и Оттаве проходили многочисленные акции протеста, в частности, у дипломатических представительств Турции. Люди оказывали Армении материальную помощь.

- Но, наверное, связи Армении и диаспоры не должны ограничиваться финансовой помощью…

- Несомненно. Правильно построенные отношения с зарубежными соотечественниками могли бы способствовать решению многих проблем Армении. Финансовая поддержка Армении, конечно, нужна. Но, во-первых, значительная часть этой помощи, к сожалению, часто использовалась не по назначению, и диаспора это знает. Во-вторых, контакты с родиной не должны ограничиваться этим. В диаспоре есть специалисты высокой квалификации, знания которых могли бы пригодиться Армении при решении проблем системы образования, развития науки, внедрения передовых технологий и создания предприятий на их основе. Есть и успешные предприниматели, опыт и связи которых могли бы использоваться для развития в Армении перспективного и доходного бизнеса. Важно, чтобы армяне диаспоры думали о родине как о стране, в развитие которой стоит вкладывать деньги, чтобы и прибыль получить, и увидеть результаты эффективного использования вложенных средств.

- Вы могли бы предложить какую-то модель отношений Армении и диаспоры?

- О модели говорить трудно, но мне кажется, что такие отношения должны больше охватывать высокие наукоемкие технологии. Например, технологичное сельское хозяйство могло бы решить проблему продовольственной безопасности Армении. И диаспора могла бы не только вложить средства в развитие аграрного производства, но и способствовать внедрению передовых технологий. Другой пример - информационные технологии. Тут много делается, но масштабы сотрудничества могли бы быть значительно шире.

- Наверное, сначала следовало оценить весь комплекс ресурсов и условий Армении - наличие и уровень специалистов, потребности внутреннего и внешнего рынков, возможности и стоимость транспортировки продукции, потенциальную прибыль, понять, насколько то или иное направление экономически выгодно, на этом основании определить приоритеты развития Армении и налаживать контакты с диаспорой в рамках конкретных проектов.

- Тут, несомненно, требуются серьезное отношение и кропотливая работа со стороны государства. В противном случае многие армяне диаспоры могут потерять веру в перспективность сотрудничества с Арменией.

- В нынешнем дестабилизированном и дезориентированном армянском обществе многие не в состоянии адекватно оценить произошедшее с нашей страной, все еще рассчитывают, что Запад может решить проблемы Армении. Но, как показал опыт недавних событий, вялые возражения западных стран по поводу использования запрещенного оружия, уничтожения армянского культурного наследия, участия в военных действиях боевиков с Ближнего Востока не возымели никакого воздействия на агрессора. Только участие России остановило войну, хотя и ценой очень тяжелых для нас потерь. Как вы считаете, на кого должна ориентироваться Армения?

- Это, конечно, вопрос к профессиональным политикам. Понятно, что и Россия, и США, и Европа имеют свои, не всегда совпадающие геополитические интересы в Армении. Важно было понять, каковы эти интересы, насколько они в русле проводимой Арменией внешней политики, и использовать это на благо нашей страны. Армения не сумела реализовать свой потенциал, чтобы сломать безразличие и заручиться поддержкой наших союзников. Tо, что во время войны никто, кроме России, не оказал реальной помощи Армении - очевидный провал армянской дипломатии.

- Что нужно изменить в Армении в первую очередь?

- Менять, наверное, нужно многое. Как ученый, я считаю, что нужно коренным образом изменить отношение к науке и образованию. Это стратегически важные области, определяющие долговременную безопасность страны по многим направлениям. Наука - индикатор здоровья общества и страны в целом. Если наука динамично развивается, если профессия ученого считается престижной и уважаемой, а научная деятельность привлекательна для молодых - значит общество здоровое и страна движется в правильном направлении. Если научная деятельность теряет свою привлекательность, если статус ученого в обществе низкий, а зарплата не покрывает даже первостепенных нужд - значит будущее нации вызывает не оптимизм, а тревогу. По многим показателям сейчас в Армении ситуация, к сожалению, именно такая. Я сотрудничаю с Арменией более 20 лет. Хочу отметить, что есть большой потенциал. Oднако у меня такое ощущение, что система высшего образования в Армении постепенно приходит в упадок, поэтому молодежь не хочет идти в науку. Государство должно воспринимать науку не как обузу или некий атрибут состоявшейся страны, а как необходимое условие развития. Причем сегодня наука интенсивно развивается не только в США, Канаде и странах Западной Европы, но и в странах бывшего восточного блока. В Армении же идет обратный процесс. Об отношении государства к науке свидетельствует и шокирующее заявление нынешнего премьер-министра о том, что ученые на работе только пьют кофе. Оскорбительное отношение к науке не делает чести государству.

- Понимание того, как наука работает на государственном уровне, напрочь отсутствует. Еще недавно говорилось о том, что нужно прекратить финансирование фундаментальных исследований и поддерживать только прикладные…

- Во время своих приездов в Армению я не раз поднимал этот вопрос, но не всегда находил понимание. Мне часто говорили, что фундаментальная наука - роскошь для такой бедной страны, как Армения. Однако без фундаментальной науки прикладной не бывает. Любой прикладной результат - отросток от ствола фундаментальной науки. Если этот ствол уничтожить, веткам не на чем будет расти.

- Не говоря уже о том, что фундаментальная наука - обязательное условие полноценной системы образования…

- В свое время я предложил план проекта по решению вопроса образования правительству Карена Карапетяна, на мой взгляд, наиболее работоспособному и плодотворному правительству нашей страны в период ее независимости. На Западе преподаватели университетов - активно работающие ученые. Другого пути сохранить высокий уровень образования не существует. Нельзя одно и то же преподавать 30 лет. Это особенно актуально для быстро развивающихся областей науки, таких как, например, биологические науки. В преподавательскую деятельность нужно вовлекать реально работающих ученых. Иначе система образования неизбежно провалится. Насколько я могу судить по разговорам со своими коллегами из Ереванского государственного университета, нагрузка преподавателей очень большая. На научные исследования у преподавателя часто не остается ни сил, ни времени. Думаю, такая же ситуация и в других вузах. На Западе другой подход. Например, моя преподавательская нагрузка в Университете Торонто занимает не более 25-30% рабочего времени, остальное - исследовательская деятельность.

- И последний вопрос. Что вы скажете о политической ситуации в нашей стране?

- Я внимательно слежу за происходящим в Армении. Трагическая ситуация в стране вызывает всплеск эмоций как в Армении, так и в диаспоре. Эмоции буквально зашкаливают. Однако сейчас, в преддверии внеочередных выборов, важно беспристрастно, без приклеивания ярлыков и эпитетов разобраться и максимально прагматично ответить на главный вопрос: в состоянии ли нынешнее правительство вывести страну из постигшей нас катастрофы? И теперь даже не важно, кто виноват в том, что мы оказались в этой ситуации, а важно, кто в состоянии нас вывести из этого состояния. Нужно опираться только на факты, которые не вызывают сомнений. Не на слухи, не на домыслы, не на эмоции, а исключительно на факты. А факты следующие.

Мы видим провальную кадровую политику нынешних властей с постоянными скандалами в министерствах, системе безопасности, гражданской авиации, вузах, военном ведомстве. Люди без опыта руководят жизненно важными для нашей страны сферами, целые области развалены. Мы видим провалы во внешней политике, которые являются одними из факторов, способствующих войне с Азербайджаном. Мы практически потеряли Карабах. Под угрозой - территории Армении. Накопилась масса вопросов о войне, на которые нет внятных ответов.

Заявления премьер-министра вроде того, что он берет ответственность на себя, чтобы народ не чувствовал себя побежденным, когда на самом деле постоянно пытается спихнуть ответственность на кого угодно, - не ответы, а демагогия. Или то, что он знал, что война будет проиграна, но не остановил ее, чтобы его не назвали предателем? То есть правительство спокойно жило, зная, что каждый день отправляет на бессмысленную смерть тысячи детей?! Что за кощунственные разговоры о том, что наши дети погибли ради создания светлого будущего? Лично мне непонятен и ускоренный марш на примирение с противником, который не проявляет по отношению к нам и тени миролюбия. Мне также непонятна неадекватная реакция правительства на вопрос пересмотра границ. Поэтому у меня серьезные сомнения насчет способностей и, что более прискорбно, желания этих властей вывести страну из кризиса.

Они не смогут этого сделать во главе со своим премьером, за которого приходится краснеть каждый раз, когда он дает интервью, делает заявления или выступает перед камерами. Эти неумелые власти должны уйти и дать шанс другим силам взять на себя нелегкое бремя и найти путь к восстановлению реального суверенитета нашего государства. Если большинство граждан Армении тем не менее проголосует за это правительство, боюсь, это станет тяжелой ошибкой, возможно, с необратимыми последствиями. Я знаю, что сегодня многие говорят, что никому больше не верят и не будут участвовать в выборах. Это тоже будет ошибкой. Отказ от участия в выборах означает поддержку нынешнего недееспособного правительства.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА
      2024-04-17 12:22

      В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

    • БЕСПЛАТНЫЙ СЫР МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ ДОРОГО
      2024-04-17 10:16

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА Гаяне МАХМУРЯН рассматривает исторические отношения Армении с Западом.

    • "НЕЛЬЗЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ НАУКУ В ОДНОМ МЕСТЕ"
      2024-04-15 11:21

      В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН комментирует идею создания академгородка и перевода туда всех академических институтов и вузов.

    • ЗАКОН ОБ АКАДЕМИИ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
      2024-04-12 09:46

      В интервью «ГА» директор Института радиофизики и электроники НАН РА Тигран ЗАКАРЯН оценивает планы по строительству академгородка и переводу туда институтов Национальной академии наук Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ