Последние новости

ЭНЕРГЕТИКА БЕЗ ПОПУЛИЗМА И ЗАБЛУЖДЕНИЙ

В интервью "ГА" директор Энергетического стратегического центра Научно-исследовательского института энергетики Ваган САРКИСЯН говорит о проблемах энергетического сектора Армении.

- Г-н Саркисян, как вы оцениваете состояние энергетики в Армении?

- Энергетика Армении - один из наиболее развитых и стабильно действующих секторов экономики, обеспечивающий бесперебойное снабжение электроэнергией и газом потребителей по всей территории страны. Известно, что Армения на 100% электрифицирована и на 96% газифицирована. Но сейчас мы оказались в чрезвычайной ситуации. Дело в том, что для продления жизни и безопасной эксплуатации Армянской АЭС станция остановлена на ремонт на 141 день. В течение этого периода необходимо обеспечить достаточную генерацию на работающих электростанциях, чтобы обеспечить электроснабжение потребителей без вынужденных отключений. После завершения необходимых мероприятий АЭС продолжит работу до 2026 года, затем будет произведена проверка всего оборудования, и, если не будет выявлено серьезных проблем, срок эксплуатации станции может быть продлен до 2036 года.

- Кто обеспечивает материалы и специалистов для проведения ремонтных работ?

- Материалы и оборудование для ремонтных работ могут поставляться ото всех тех компаний, продукция которых соответствует требованиям безопасности, определенным Комитетом ядерной безопасности РА. Ремонтные работы выполняются как нашими, так и российскими специалистами.

- Как будут решаться вопросы энергетического обеспечения Армении во время остановки станции?

- Я уверен, что дефицита электроэнергии не возникнет, поскольку будут задействованы другие, имеющиеся в стране возможности производства электроэнергии. Это тепловые электростанции, можно также увеличить мощности каскадов гидростанций, особенно сейчас, в период паводка. Плюс есть возможность импорта электроэнергии из Ирана и Грузии. Иранская линия допускает передачу 300 мегаватт, что практически полностью покрывает недовыработку Армянской АЭС. И, наконец, можно использовать ресурс малых ГЭС, которые обычно до конца июня вырабатывают электроэнергию на максимальной мощности.

- Кстати, у экологов есть серьезные претензии к малым ГЭС, насколько они обоснованны?

- Дело в том, что некоторые наши малые ГЭС построены из подручных материалов и не отвечают требуемым стандартам. То есть установленная на этих ГЭС техника неэффективна, и вода используется нерационально. А глобальное потепление действительно происходит, и если средняя мировая температура повысилась на 1 градус, то в Армении – на 1,23 градуса. Стало меньше осадков, усилилось испарение, водный оборот нарушается, количество оросительной воды сокращается. В этих условиях нерациональное использование водных ресурсов недопустимо.

- Предполагается ли привести эти станции в соответствие с принятыми требованиями?

- Хотя все малые ГЭС частные, государство имеет рычаги воздействия на них через Комиссию по регулированию общественных услуг, которая выдает лицензии на их строительство и эксплуатацию, а в лицензии указаны требования к станции, обеспечивающие эффективную работу малых ГЭС. Но предварительно необходимо провести аудит малых ГЭС. Недавно было принято постановление, ограничивающее число рек, на которых можно строить гидроэлектростанции.

- Основные производители электроэнергии нуждаются в модернизации?

- Если говорить о крупных производителях, то Севано-Разданский каскад ГЭС обновлен, Воротанский каскад купила американская фирма, которая по условиям договора о купле-продаже обязана произвести и уже частично произвела полномасштабные ремонтные работы и инновации. На Ереванской ТЭЦ работает только новый блок, он эффективный. Тепловая станция "Разданский пятый блок", как известно, в этом году эксплуатироваться не будет. На время ремонта АЭС при необходимости предполагается использовать старую Разданскую ТЭС, хотя у нее низкая эффективность.

- Есть ли необходимость в строительстве новых станций?

- Одобренная правительством стратегия энергетического развития Армении направлена преимущественно на развитие альтернативной энергетики.

- Но насколько надежна и перспективна альтернативная энергетика? Может ли Армения полагаться на энергию солнца и ветра?

- В Институте энергетики имеется база данных замеров практически всех перспективных зон ветроэнергетических ресурсов страны. Согласно имеющимся данным, наш ветер имеет сезонный, а нередко и суточный характер, и, несмотря на большую скорость, энергетическая составляющая высокогорных ветров низкая. Но главная проблема в том, что наши ветра дуют в основном в горах на уровне более 2000 метров над уровнем моря и доставлять туда лопасти ветротурбин, минимальная длина которых 12 метров, сложно и дорого.

- А как доставить эту энергию потребителю?

- Видимо, надо строить новые линии электропередачи от этих станций до центров потребления или ближайшей подстанции, однако это может значительно увеличить стоимость проекта. Хотя построенные в советское время линии электропередачи могут передавать в 3 раза больше электроэнергии, их использование для связи возобновляемых станций с потребителем не всегда бывает возможным.

Теперь о солнечной энергетике. Стратегия предполагает, что до 2030 года в Армении будет построено до 1000 МВт солнечных станций. И, хотя солнечные панели с 2000 года подешевели более чем в 10 раз, я не уверен, что эти планы будут реализованы. Солнечная энергетика связана с определенными проблемами, в частности, с управляемостью энергосистемой и контролей режима. Несвоевременное решение этих проблем может привести к отключениям всей системы.

- То есть возможности использования солнечной и ветровой энергии можно рассматривать только как дополнительные и, скорее, локальные?

- Полномасштабное использование солнечной и ветряной энергии возможно, если энергосистема подготовлена к таким типам энерговыработки. Одним из путей решения этой задачи может быть всеобъемлющий перевод всего оборудования на цифровые технологии. А умные сети, умные станции, умные потребители – это дорого. Широкомасштабное использование энергии солнца и ветра приведет к серьезному удорожанию не только собственно электроэнергии, но и, соответственно, товаров и услуг. Те, кто ратует за альтернативную энергетику, явно не учитывают весь комплекс условий и последствий ее полномасштабного использования. Плюс, повторюсь, фактор неуправляемости энергосистемой, что очень серьезно и реально опасно.

- Но во многих странах широко используется солнечная энергия…

- Есть два типа солнечных станций – системные, которые подключаются к энергосистеме и дают электроэнергию, и те малые, которые устанавливаются на крышах домов. Первые занимают большие территории, но вырабатывают сравнительно мало энергии. Например, на Украине солнечные станции составляют 10% мощности всей энергосистемы, а выработка – всего 3%, но и это привело к тому, что в случае, когда солнечные станции мешают обеспечению устойчивости системы, диспетчер имеет право их отключать. В результате за последние 2 года украинские солнечные электростанции практически ничего не выработали.

- Чем мешают солнечные станции?

- Когда альтернативных источников бывает слишком много, это приводит к значительному снижению контролируемости режимов системы. Есть и другие факторы, например, когда над территорией, где установлены солнечные панели, появляются облака, выработка электроэнергии резко снижается, образуя дефицит в системе в течение всего периода облачности. Поэтому система должна быть подготовлена к резким перепадам, нужны резервы, которые могут быстро восполнить образовавшийся дефицит. Система более устойчива, если имеет возможность медленного реагирования на изменения, а при широкомасштабном внедрении солнечных панелей эти параметры системы резко ухудшаются. Но этой проблеме не уделяется должного внимания.

- Создается впечатление, что те, кто защищает экологические интересы и активно пропагандирует альтернативную энергетику, зачастую некомпетентны в этих вопросах и просто используют популистские приемы.

- Я бы не судил так обо всех. У нас есть много серьезных и высококвалифицированных специалистов. Однако известны и некоторые анекдотические утверждения типа "мы согласны смотреть телевизор и при свете свечи, без электроэнергии".

- Тем не менее во многих странах, в том числе и в Армении, есть рьяные сторонники отказа от атомной энергетики.

- Это действительно так, особенно после последней аварии на "Фукусиме". Когда там произошла катастрофа, в прессе часто упоминалось, что жертвами радиации стали 6000 человек. На самом деле эти люди стали жертвами цунами, а не радиации. Отмечу, что даже спасатели, работавшие на месте аварии, также вернулись домой без каких-либо негативных последствий для здоровья. За всю историю использования атома, включая бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и все аварии на атомных станциях, в результате воздействия радиации, по самым, если так можно выразиться, антиатомным оценкам, погибло 300-350 тысяч человек. В то же время, по данным ВОЗ, в мире в результате ДТП только в 2019 году официально погибло более 1,2 миллионов человек, однако никто не предлагает отказаться от автомобильного транспорта. Просто автомобили делают более надежными. То же самое и с АЭС: требования к обеспечению безопасности постоянно повышаются, и атомные станции становятся менее опасными, чем, например, некоторые угольные или большие гидравлические станции. Подчеркну, что особенно в условиях Армении отказ от атомной энергетики недопустим: без АЭС Армения вернется в начало 90-х годов.

- Наверное, нужно активно поддерживать исследования, необходимые для развития энергетики?

- Правительство должно уделять этим исследованиям повышенное внимание. Это касается и программ по малым ГЭС, и внедрения солнечных и ветряных станций, и исследований режимов энергосистемы и т.д. Надо изучать, насколько система готова к использованию альтернативных видов энергии, то, как используются водные ресурсы и т.д. К сожалению, этим вопросам не уделяется должного внимания. Например, Институт энергетики - государственное учреждение, но никакого бюджетного финансирования оно не получает и функционирует за счет договоров с другими организациями, в том числе с частными. Это проблема. В таких условиях трудно удержать квалифицированных специалистов. Этот вопрос требует государственного подхода и глубокого осознания важности проводимых исследований. Однако отношение к энергетической науке в нашей стране оставляет желать лучшего.

Беседу вела Гаянэ САРМАКЕШЯН

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА
      2024-04-17 12:22

      В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

    • БЕСПЛАТНЫЙ СЫР МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ ДОРОГО
      2024-04-17 10:16

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА Гаяне МАХМУРЯН рассматривает исторические отношения Армении с Западом.

    • "НЕЛЬЗЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ НАУКУ В ОДНОМ МЕСТЕ"
      2024-04-15 11:21

      В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН комментирует идею создания академгородка и перевода туда всех академических институтов и вузов.

    • ЗАКОН ОБ АКАДЕМИИ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
      2024-04-12 09:46

      В интервью «ГА» директор Института радиофизики и электроники НАН РА Тигран ЗАКАРЯН оценивает планы по строительству академгородка и переводу туда институтов Национальной академии наук Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ