Последние новости
0

НАЦИЯ И ЕЕ ЯДРО

Ядро нашей десятимиллионной нации составляют двадцать-двадцать две тысячи семей. До 2000 года почти половина из них проживала на части своей этнической территории-матке: Армения, Арцах, Джавахк.

ГОВОРЯ О ДЕСЯТИ МИЛЛИОНАХ, Я НЕ ИМЕЮ В ВИДУ сегмент отуреченных армян. Сегодня на территориях Западной Армении проживает лишь от семнадцати до двадцати процентов ядра. Именно поэтому нация подсознательно вовлекает в свою сферу отуреченных армян, таким образом, якобы укрепляя костяк ядра. Но нация далеко ушла вперед от многих признаков, носителями которых все еще остаются отуреченные армяне. Есть и нечто важное, что несут эти разбросанные по всей территории Западной Армении крестьяне, ремесленники. Их глубинное, родовое самосознание ощупью желает выйти на просторы новой традиции и открытого христианского достоинства. Но они крайне далеки от тех армян, которые сгруппированы вокруг Армении, Арцаха и Джавахка.

Нам они должны быть интересны, как, скажем, археологу археологические артефакты для анализа прошлого. В Западной Армении поддержкой для традиционного крестьянства и ремесленников является горстка (двух-трех тысяч) интеллигенции Стамбула. Но все это остается новой или, точнее, старой частью ядра в диаспоре. Эта часть также уязвима из-за своего консервативного понимания национальной жизни. Мы видим тенденцию миграции с этнических территорий Западной Армении плюс Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Ливана и Греции. Эта миграция носит ползучий характер, ибо не мотивирует свое покидание. И таких групп людей становится все больше и больше.

Отсутствие меры отбора делает нацию уязвимой в самом главном - кто входит в ядро и кто является носителем вида? - то из-за чего и живет каждая нация. Ради чего нация последовательно из века в век созидает, выделяя и сохраняя какую-то важную часть собственной культурной жизни. Таким образом, нация говорит о своем физическом, интеллектуальном и ином потенциале жизненных интересов нации. Уставший ли армянский народ? Конечно, но в то же время он не теряет интереса к жизни, обладая колоссальным потенциалом выживаемости.

Что необходимо для приостановления этого процесса покидания страны как родины? Новая историческая ситуация открывает перед армянами ряд важных вопросов, на которые есть ответы внутри нации, но нет доверия со стороны тех, которые должны уйти с насиженных мест национальной жизни. И здесь вопрос ставится иначе - из какой диаспоры в какую диаспору уже виртуально перебираются армяне, имея огромный бытовой опыт выживаемости в разных этносах, с разными формами государственного управления?

Почему-то степень конкуренции определяет Церковь как вера в традицию, где заложен механизм самосознания. И не важно, как он работает, имеет ли динамику сближения с тем миром, теми задачами, которые когда-то были национальными. Жизненный опыт выживания у крестьянского сегмента внутри нации выше, чем у интеллигенции вовне. Тем более что последние сдали власть как структуру еще в раннем средневековье. Крестьяне сделают все, чтобы остаться в руководстве тела нации любой ценой. И здесь аргументы ареала будут не столь важны. Важна будет память о прошлом. Важна и ценность прошлого.

СЕГОДНЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗБЕЖАТЬ ИСХОДА - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА, которая стоит перед нацией. Ошибка народа в неправильном понимании власти в государстве. Выбор народа хаотичен и лишен подлинных обоснований. Коллаж различных диаспор, а также самой Армении не может дать объективную составляющую власти. Нам же нужен не ура-патриотизм, не пустые обещания и героические поступки, нам нужна глубинная, интеллектуальная игра с нашими оппонентами. И эта игра должна быть прежде всего в финансовой сфере.

Нужна сеть различных банков, деятельность которых чутко реагировала бы на изменения в экономике Армении. А также нужна юридическая составляющая для обоснования исков, связанных с Геноцидом. Только методом экономических, финансовых и юридических санкций можно активно воздействовать на экономическую ситуацию в Армении и в регионе. Хочу обратить внимание на то, что с этим исходом ядро катастрофически быстро лишается иммунитета самосознания, пытаясь понять себя и трансформироваться в новых условиях диаспоры.

Сегодняшняя власть Армении в полной растерянности, ибо у нее отсутствует понимание реальности сегодняшнего дня. И это непонимание действительности делает ее политическую игру преступной. Мы подходим к черте исхода нации. Сумеет ли оставшаяся часть ядра нации (10-12 процентов) отстоять Армению и Арцах в этой ситуации?..

Рубен АНГАЛАДЯН, Толука Лейк, США

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ