МЕССИДЖ НЬЮ-ДЖЕРСИ: ПОЧЕМУ АЛИЕВ ГОВОРИТ О "МИРЕ", НО УГРОЖАЕТ ВОЙНОЙ?
В последний день июня американский штат Нью-Джерси признал Республику Арцах (Нагорно-Карабахскую Республику) и объявил 24 апреля Днем памяти жертв Геноцида армян. Как сообщает Армянский национальный комитет Америки, Сенат штата единогласно принял резолюцию, инициатором которой стал сенатор штата Джозеф Лагана. Документ также осуждает Турцию и Азербайджан за их агрессию против мирного населения Арцаха. Согласно АНКА, это 10-й штат США, признавший Арцах, однако по другим подсчетам (по всей вероятности, учитывается разница в уровне принявшего решение органа и формата документа) - уже 12-и.
НЬЮ-ДЖЕРСИ СТАЛ ВТОРЫМ американским штатом, который признал Арцах после осенней войны: 24 апреля 2021 года это сделал Айдахо, одновременно объявивший дату Днем памяти жертв Геноцида армян. До войны аналогичную резолюцию принял Сенат Миннесоты - 6 мая 2020 года. Напомним, что первым штатом США, признавшим независимость Республики Арцах, стал в январе 2012 года Род-Айленд, примеру которого в разные годы последовали Массачусетс, Мэн, Луизиана, Калифорния, Гавайи, Джорджия, Мичиган, Колорадо.
Стоит также вспомнить, что в декабре 2020 года, то есть сразу после войны, Франция, казалось, была на пороге официального признания независимости Арцаха, однако все закончилось принятием соответствующих резолюций обеих палат парламента - Национального собрания и Сената. Президент Макрон не пошел на подписание документа, а МИД страны объявил, что Франция не признает Арцах независимым государством.
Ровно пять дней назад Ильхам Алиев, выступая перед послами нескольких стран - членов ЕС, в очередной раз заявил, что карабахский конфликт уже решен и необходимости в переговорах по этому вопросу нет. По его словам, Баку ожидает позитивного ответа от Еревана по подписанию мирного договора, особенно после внеочередных парламентских выборов, и что надо, дескать, "думать о постконфликтной ситуации и сотрудничестве".
Излишне говорить, что "мирный договор" и "сотрудничество" Баку рассматривает исключительно в контексте признания Арменией территориальной целостности Азербайджана, то есть полного отказа от Арцаха, а также делимитации и демаркации границ с РА - опять-таки исключительно в тех рамках, которые будет диктовать Азербайджан. "Если у нас нет мирного соглашения с Арменией - значит мира нет. Нет мира не только между двумя странами, но и на Южном Кавказе. Нам нужны мир и устойчивое развитие, прогнозирование, нулевой риск войны, нам не нужна война. Нам и раньше не нужна была война", - разглагольствовал Алиев, который на протяжении десятилетий многократно угрожал двум армянским республикам военной агрессией и в конце концов осуществил ее, нарушив все международные нормы и принципы.
Куда более откровенно и категорично Алиев высказался перед собственной аудиторией - 26 июня, на встрече с военным руководством своей страны. Вся его речь была построена на том, что именно Армения "должна" сделать под его диктовку. А именно: принять новую реальность и начать переговоры с Азербайджаном по определению границы, создать рабочую группу по делимитации и демаркации, начать работу над двусторонним мирным договором, наладить нормальные отношения со своими соседями и отказаться от территориальных претензий.
Следующий пункт выступления бакинского диктатора был уже за гранью абсурда: он предложил Армении "вовсе не использовать слово "Нагорный Карабах", поскольку, по его мнению, такой территориальной единицы нет, а значит, нет и понятия "нагорно-карабахский конфликт".
ДАЛЕЕ "МИРНО" НАСТРОЕННЫЙ и днем ранее изображавший перед европейскими послами готовность к сотрудничеству, Алиев рассказал об "увеличении военной мощи Азербайджана и численности армии". Он сообщил своим военным, что подписаны новые контракты, начался процесс закупки нового вооружения, техники на основе современных технологий, утверждены структурные реформы вооруженных сил.
Отсюда вопрос: если конфликт исчерпан и регион готовится к "постконфликтной ситуации", зачем увеличивать численность армии и закупать вооружение? К чему готовится Алиев - к новой войне или все-таки к миру? Ведь, казалось бы, после того как его подельник и партнер по антиармянским планам Пашинян получил "стальной мандат" на выборах, у Баку нет никаких причин опасаться того, что официальный Ереван будет сопротивляться и сорвет турецкие замыслы. Причем по части не только Арцаха, но и самой РА. Чем продиктована подобная истеричность в предложении "не использовать" название "Нагорный Карабах" при очевидном понимании невозможности этого?
По сути дела, президент Азербайджана усиленно пытается создать у иностранных партнеров впечатление собственной готовности способствовать миру в отношениях с РА и в регионе в целом. А на деле угрожает новой войной с обновленной и перевооруженной армией, если вдруг армяне не примут его "предложений" и "осмелятся" продолжать использовать название не только "Нагорный Карабах", но и Арцах. И не только использовать, но и продолжать поддерживать своих соотечественников в Арцахе, продолжать туда ездить, поднимать связанные с Арцахом вопросы на всех уровнях, широко обсуждать тему и даже, как это ни странно, строить планы по освобождению части своей Родины. Все перечисленное и многое другое будет делаться вне зависимости от того, кто находится у власти в стране: предатели, готовые сдать с потрохами все армянское, или национально ориентированная власть.
И это Алиев тоже понимает. Признание Республики Арцах Нью-Джерси, которого добились армянские лоббистские организации, в частности, Армянский национальный комитет Америки, - очередное и убедительное тому доказательство. Как стало доказательством признание штатом Айдахо благодаря усилиям того же АНКА именно 24 апреля, в послевоенный уже год. Алиев не может не учитывать мессиджи, посылаемые ему как армянской диаспорой, так и адекватной частью общественности в самой РА, которые медленно, болезненно и мучительно, но приходят в себя после войны, а сейчас еще и - после выборов. Но приходят.
В этом смысле примечательна та волна призывов посещать Арцах, которая в последние дни наблюдается в соцсетях и прессе. Ехать, несмотря на всю боль и переживания, ехать и видеть врага у въезда в армянский Шуши, но преодолевать себя, не впадать в отчаяние, а пытаться укреплять свою решимость вернуть Родину. Ехать, чтобы показать своим соотечественникам, что мы по-прежнему единый народ и стоим рядом с ними, несмотря на ту муть и гнусь, что поднялись в период власти капитулянтов. Чтобы преодолеть мрак безнадеги, которым пытаются окутать Арцах и Армению Баку и Анкара при полной, как оказалось, поддержке внешних игроков.
ПРАКТИЧЕСКИ ПЕРЕД АЛИЕВЫМ стоит задача добиться, во-первых, подписания мирного договора с признанием территориальной целостности Азербайджана и тем самым - собственного права распоряжаться армянскими землями. Во-вторых, он спешит провести делимитацию и демаркацию границ с Арменией - спешит, хотя Пашинян победил на выборах и в ближайшее время его власти вроде бы ничто не угрожает.
В реальности угрозы Алиева адресованы не властям РА, которые только рады подсобить туркам в реализации всех их планов, а мировому армянству в лице всех здоровых национальных сил, которые никогда не перестанут бороться за Арцах. Не имея никаких проблем с действующими властями РА, Алиев отлично осознает, что его проблемы с армянским народом отнюдь не решены, что армяне как в Армении и Арцахе, так и в разных странах мира всегда будут сопротивляться турецким планам и в один прекрасный день уберут наконец свору предателей.
Именно поэтому задача Баку и Анкары сейчас состоит в том, чтобы придать процессам необратимый характер и не позволить повернуть их вспять в случае ухода Пашиняна. Именно поэтому задача мирового армянства - помешать Азербайджану и Турции вкупе с властями РА сделать эти процессы таковыми. Диаспора будет делать это разными способами, в том числе шагами, направленными на международное признание Арцаха.
Армянское же общество должно определиться со своими задачами в этом направлении, причем в максимально быстрые сроки. Тем более что уже пришло осознание того, что если раньше Армения была гарантом безопасности Арцаха, то теперь ситуация кардинально иная: Арцах был и остается гарантом безопасности Армении и всего армянства.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-09 09:16
Пятый раз настает 8-9 мая без Шуши, второй – без Арцаха. И с каждым годом заметно меняются настроения и тональность сакрального дня. Если 4 года назад, спустя всего несколько месяцев после катастрофического «9.11.2020», люди были в скорби, шоке и растерянности, не зная – отмечать или нет былой тройной праздник (знаменитый армянский Եռատոն), то сегодня в общественной атмосфере чувствуется совсем другое. Лозунг «Возвращению – быть!», потрясший многих 24 апреля на Факельном шествии, постепенно воспринимается как императив, которому нет альтернативы.
-
2025-05-02 09:57
27 апреля Институт по предотвращению геноцида им. Лемкина опубликовал первую часть своей новой серии предупреждений «красный флаг» (Red Flag Alert) под названием: «Ось геноцида - США, Азербайджан, Турция, Израиль, Россия и эпоха «приемлемого геноцида», которая посвящена трагическим событиям в Арцахе. В предисловии к серии директор Института Элиза фон Джоден-Форджи констатирует: «Геноцид становится приемлемым и обыденным».
-
2025-04-29 09:56
"Поддавшись угрозам Азербайджана, в Университете Беркли запретили показ посвященного Арцаху фильма Сарин Айрапетян "Моя сладкая земля". Это уже второй случай цензуры с этим фильмом. И если первый был в арабской стране – Иордании, то на сей раз это случилось в США, в Университете Беркли, где зародилось Движение за свободу слова. Да еще и в Центре прав человека, где был запланирован показ фильма 24 апреля. Университет Беркли закончил Аво, чье имя американский Фейсбук также подвергает цензуре. В стране, которая учит мир тому, что есть свобода слова", - написал режиссер и общественный деятель Ованнес Ишханян.
-
2025-04-25 09:17
Вчера президент Самвел Шахраманян вновь слегка приоткрыл завесу над остающимися по большому счету не известными событиями последних дней армянского Арцаха. Он подтвердил, что незаконно удерживаемые в Баку лидеры республики остались в качестве заложников, чтобы стало возможным вывезти всех жителей. Шахраманян заверил, что «покинул Арцах последним» и видел, как уводили в плен других руководителей. «Эти люди обеспечили освобождение нашего населения. У них не было возможности избежать плена», — заявил он.