Последние новости
0

ЦЕЛЬ - РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, ПРИ КОТОРОЙ ВСЕ ТРИ РЕСПУБЛИКИ ТЕРЯЮТ СУВЕРЕНИТЕТ

Позиция России, стремящейся склонить Армению к переговорам с Турцией, причем именно сейчас, воспринимается неоднозначно. Мы, безусловно, ценим поддержку, оказываемую Россией Армении, присутствие российских миротворцев в Арцахе, однако не можем не учитывать и ряд других условий, которые серьезно повлияют на двусторонние встречи, если Армения примет вариант, предлагаемый нашим стратегическим партнером.

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И США ОЧЕНЬ ОСЛОЖНЕНЫ, а значит, региональная роль Турции в глазах этих держав возрастает. Кстати, Турция всегда играла на противоречиях между Москвой и Западом, в полной мере используя возможности северного соседа, она вступала с ним во временный альянс, но потом все же уходила на Запад. Следуя своим сырьевым интересам, Россия стремится к укреплению отношений с Турцией, а Армения находится в крайне ослабленном состоянии и практически лишена возможностей защищать свои интересы, обеспечивать безопасность как территории, так и населения.

В принципе одна из обязанностей нашего государства - прямая работа с соседом - Турцией, однако делать это нужно при нормальном состоянии общества, экономики и системы обороны, а также при наличии высокопрофессиональных дипломатических кадров, хорошей предварительной подготовки и выверенной тактики. А в нынешних, крайне неблагоприятных для нас условиях Армения не в состоянии добиться позитивных для себя результатов в процессе переговоров, которые приведут только к новым потерям. Очевидно, что в формате трехсторонних переговоров Россия окажет поддержку более сильной стороне, отношения с которой для нее более выгодны. С 2001-го и тем более после 2009 г. мы не протестовали против того, что именно наш главный партнер вовлек Анкару в решение проблемы территории, на которую Турция не имеет никаких суверенных прав.

Именно наш стратегический партнер подорвал многостороннюю дипломатию Минской группы, сочтя ее слишком выгодной для нас, и вовлек в процесс активного союзника Азербайджана Турцию. Этот максимально невыгодный для Армении подход не встречал каких-либо ответных шагов со стороны наших властей. В силу этого и раньше, и тем более сейчас единственный правильный вариант для Армении - ее прямая, максимально конкретная по тематике и двусторонняя работа с Россией, США и Турцией без участия третьих сторон. В сложившейся ситуации участие посредников принесет только новые потери.

И что еще очень важно - если мы примем решение вступить в переговоры, необходимо заранее уточнить те вопросы, которые будут обсуждаться. Армения должна подтвердить на международной арене, что именно вторая сторона переговорного процесса занимает деструктивную позицию. При этом нам следует активно защищать минский формат, то есть участие России в карабахском конфликте без Анкары.

САМО ПРИСУТСТВИЕ МИРОТВОРЦЕВ В АРЦАХЕ ИЗМЕНИЛО прежнюю посредническую роль России, придав ей функции главного арбитра. В силу приведенных причин вопросы Арцаха и Азербайджана следует полностью исключить из армяно-турецких переговоров и ограничить их тематику только теми проблемами, которые непосредственно касаются возможного взаимодействия Армении и Турции, причем без каких-либо предварительных условий. Проблемами Арцаха должна заниматься Минская группа, обсуждать их с Турцией бессмысленно и опасно. Только полностью исключив эту тематику, мы сможем хотя бы в какой-то мере рассчитывать на положительные результаты переговоров, которые должны вестись напрямую, без участия третьих сторон, в том числе и России.

Единственный приемлемый для Армении принцип в отношениях с США, Францией или ЕС - не касаться российской тематики, в отношениях с Россией - турецкой, а отношения России и Турции должны строиться без участия Армении, и тем более не за счет ее интересов. У них свое тесное партнерство, которое не может принести пользу Армении. В отношениях этих двух государств нет места для наших национальных интересов.

Очевидно, что ни на какие уступки Армении Турция не пойдет, как не шла на них и в начале ХХ века. Эта страна во всех случаях будет действовать в интересах своего союзника - Азербайджана. Не стоит забывать и о том, что Турция легко раздает обещания своим ситуативным партнерам и с такой же легкостью эти обещания не выполняет. Она не выполнила своих обещаний Армении в 1918 и 1920 гг., обманула Россию, с которой подписала Московский договор 1921 года, лишивший наш народ огромной части исконно армянской земли. Обещанной Ленину социалистической революции в Турции не случилось. Напомним и о другом обещании.

В 2010 году глава турецкого МИДа обещал, что при условии сдачи одного района Арцаха его страна установит дипломатические отношения и откроет границу с Арменией. Сегодня, когда Азербайджан контролирует значительную часть Арцаха, в Анкаре не спешат открывать границу и налаживать с нами дипломатические отношения. Более того, соглашение 2010 г. о стратегическом партнерстве двух турецких государств, а затем их бакинская инициатива от 10 декабря 2020 г. нацелены на то, чтобы создать в Закавказье такую тесную региональную интеграцию, при которой все три республики практически теряют свой суверенитет и переходят под контроль России и Турции при неопределенных полномочиях Ирана. При этом ожидается, что Грузия примирится с ее нынешними фактическими границами и восстановит железную дорогу на север.

Стремление Анкары вернуть Грузию под управление России напоминает нам схему М. Кемаля, который 26 апреля 1920 г. тоже предложил большевикам Грузию (тогда вместе с Азербайджаном), а за это попросил у Ленина полной свободы действий в войне в Армении. Разница состоит лишь в том, что в современных условиях Азербайджан больше не возвращают Москве и он все глубже врастает в турецкую инфраструктуру. В силу этого Армении не приходится ждать перемен к лучшему от возможных новых переговоров с Анкарой.

НЕОБХОДИМО ОБЕСПЕЧИТЬ ДВА ВАЖНЫХ УСЛОВИЯ: чтобы русско-турецкое сближение осуществлялось не за наш счет, а участие России в прямых переговорах Армении и Турции было возможным только при обращении официального Еревана к своему стратегическому партнеру. При этом мы должны понимать, что трехсторонняя работа неизбежно чревата интенсивным давлением на самое слабое звено переговоров, то есть на нас, и рассчитывать на соблюдение наших интересов не приходится.

В этом контексте добавим, что инициатором дипломатического процесса должна выступать именно Турция, а не третья сторона. Список обсуждаемых вопросов следует утвердить заранее, полностью исключив из него Арцах и Азербайджан. Назовем вещи своими именами: Турция и Армения - враждебные государства, причем именно первая представляет реальную опасность для второй, а не наоборот. И мы не можем привести примеров, когда бы отношения с Турцией принесли пользу армянам. Но существует и еще одна цель, которую, несомненно, преследует Турция, - это экономическое поглощение Армении. И, если правительство Армении не будет применять политических методов защиты, экономическое поглощение не займет много времени. И нас совершенно не должны интересовать транзитные запросы Турции, пусть она пытается решать эту задачу с Ираном.

Возвращаясь к вопросу России, отметим, что ее отношения с Турцией являются отдельной и не связанной с нами сферой, а нашему государству и обществу давно следует взять курс на научно-техническое развитие, современную промышленность, сильную экономику, качественное образование, восстановление здоровых ценностей, благополучную демографию. Только приведя в порядок внутреннюю жизнь нашей страны, мы сможем правильно сориентироваться, с кем дружить и развивать отношения, основываясь исключительно на собственных интересах.

Гаянэ МАХМУРЯН, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ