УДАСТСЯ ЛИ ПРЕРВАТЬ БАРХАТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В АД?
Весной 2018 года, в один из первых дней стартовавшей катастрофы, я на своей странице в Фейсбук написала-предложила создать какую-нибудь контролирующую структуру, чтобы, когда начнется массовый отток населения, эта структура запрещала эмигрировать всем, кто принимал участие в старте и поддерживал бархатное путешествие Армении в ад.
ТОГДА Я НЕ СОМНЕВАЛАСЬ, ЧТО СОБЫТИЯ БУДУТ РАЗВИВАТЬСЯ именно по той схеме, по какой они развивались (и продолжают развиваться): первая фаза - тотальная шизофрения под лозунгом "Хуже не будет, главное - избавиться от Сержа", вторая - потеря Арцаха (правда, я не думала, что при этом еще и придется заплатить такую чудовищную цену), третья - уничтожение государства, четвертая - разочарование и массовая эмиграция, пятая - душевные страдания скитальцев на чужбине и поиски виноватых в горькой судьбе древнего народа. Ни у меня, ни у почти полумиллиона (называю это число исходя из количества людей, отвергнувших 20 июня власть хунты) граждан, адекватно оценивающих происходящие процессы, никогда не возникало мысли уехать из Армении. И не дай бог, чтобы ситуация сложилась таким образом, что даже в нашей среде появятся люди, которые будут вынуждены задуматься об эмиграции. А такой сценарий, если не избавиться от оккупационной власти, не исключен.
Накануне выборов один из лидеров Движения за спасение Родины оптимистично заявлял: "У Никола нет шансов быть избранным: наш мудрый народ не позволит во второй раз обмануть себя". А народ взял да и позволил. А заодно еще и позаботился о том, чтобы у Армении появилась уникальная возможность войти в Книгу рекордов Гиннесса как страна, населению которой настолько пришлись по вкусу выдающееся предательство политического руководства, катастрофические последствия развязанной по его вине и позорно проигранной войны с колоссальными человеческими жертвами, потерянными территориями и перспективой быть поглощенными "миролюбивыми" соседями, что в ситуации, когда можно было избавиться от виновников произошедшего, народонаселение, отмахнувшись от предоставившегося шанса, снова втащило во власть тех, кого менее мудрые народы и близко не подпустили бы к управлению их родиной.
"Наш мудрый народ", с которым оппозиция связывала большие надежды, выбирая между национальным героем-победителем и вождем племени-капитулянтом, предпочел второго. Да, выборы были беспрецедентными по количеству нарушений и фальсификаций, что было вполне ожидаемо: вождь, понимавший, что, проиграв выборы, он проведет остаток дней "за решеткой в темнице сырой", использовал все ресурсы, чтобы этого не произошло.
ДА, ЕГО ОПЕКУНЫ И ХОЗЯЕВА НЕ ПОЖАЛЕЛИ ДЕНЕГ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО НУЖНОЙ ИМ ВЛАСТИ. Но что могла бы сделать хунта, если бы продажных и равнодушных людей в стране было поменьше? Если бы количество здравомыслящих и ответственных граждан хотя бы раза в два превосходило лизоблюдов и предателей, рьяно выполняющих распоряжения истеричного самодура? Смотришь на выражения лиц исполнителей воли "всевышнего" и, пытаясь найти хоть какой-то намек на умственную полноценность, впадаешь в тоску от отсутствия мысли в их глазах. Все как на подбор: что наряженная в красные чепчики многотысячная армия защитников общественного порядка, что блюстители деловой атмосферы в парламенте, за волосы выволакивающие из зала неугодных любимому варчапету депутатов-женщин, что судьи и прокуроры, что чиновники, служащие отечеству в бюджетных организациях. Какая кровь течет в их жилах? Как объяснить этим существам, что они защищают интересы своих заклятых врагов, для которых не имеет никакого значения, насколько ревностно они им служат, и в нужный час рамили сафаровы выстроятся в очередь, чтобы зверски расправиться с любым, чья фамилия заканчивается на "ян".
Несколько дней кипели страсти вокруг профессора-востоковеда по фамилии Вагабзаде. Российские журналисты и эксперты, не выходя за рамки политкорректности, возмущались выходкой экс-посла. Без конца подчеркивая, что нельзя отождествлять с ним весь азербайджанский народ, они с нетерпением ждали адекватной реакции с Апшеронского полуострова: как-никак дипломат, не просто какой-то торговец помидорами, а целый сын народного поэта. У меня это вызывало умиление: сразу видно, что никому из возмущавшихся никогда не приходилось сталкиваться с именем папаши нарушителя идиллической картинки про азербайджанский народ, олицетворяющий собой лояльность ко всем народам мира, особенно к соседям. Тогда как люди более осведомленные не могут не помнить, какую чушь несла национальная гордость Азербайджана, член Союза писателей СССР Бахтияр Махмуд-оглы Вагабзаде после армянских погромов в Сумгаите, а потом и в Баку.
Да если даже в "Восточном Азербайджане" отыщется какое-то количество субъектов, не разделяющих взгляды экс-посла-востоковеда, они, хорошо зная суровый нрав своих соплеменников, не решатся пикнуть. Как это было в случае с другим великим азербайджанцем (у них таких великих - пруд пруди), академиком Зия Буниятовым. Когда Левон Мкртчян во время круглого стола в журнале "Дружба народов" (круглый стол проходил в 1990 году и был посвящен проблеме национальных конфликтов на территории СССР) пытался разбудить трезвость еще у одного великого азербайджанца, тоже члена Союза писателей СССР, и с этой целью привел несколько перлов из скандальных творений Буниятова, классик азербайджанской литературы поведал Мкртчяну, что Буниятов - национальный герой, а стало быть, он неприкосновенен.
ОБЩЕНИЕ С АЗЕРБАЙДЖАНСКИМИ "ГУМАНИСТАМИ" - УЧАСТНИКАМИ круглого стола Левону Мкртчяну стоило инфаркта. Надеюсь, российские журналисты и эксперты получили вразумительные разъяснения от азербайджанских официальных лиц и за общение с ними не расплатились здоровьем. Им, не удостоенным "счастья" иметь таких соседей, как наши, простительно пребывать в неведении относительно миролюбия азербайджанцев и верить в то, что этот славный народ, несущий в себе мощный заряд интернационализма, запрезирает недостойного сына народного поэта. (Что-то не припомню, чтобы в Азербайджане кто-нибудь возмутился и публично осудил героизацию рамиля сафарова.) Но, когда армяне отключают инстинкт самосохранения и историческую память и тащат во власть протурецкую нечисть, заявляющую об азербайджанских территориях в Армении, о позитивных сигналах, поступающих от Эрдогана (еще пару месяцев назад почтительно вспоминавшего Энвера-пашу), о том, что из-за какого-то озера не будут воевать с оккупантами, как тогда быть и что делать остальной части народа, у которой и с памятью, и с инстинктом самосохранения все в порядке?
Что делать тем, кто, понимая, какие горизонты откроются перед Арменией с приходом к власти наместника Эрдогана, с первых секунд бархатизации страны яростно сопротивлялись грядущему счастью? Сколько еще продлится абсурд, к которому "наш мудрый народ", видно, так привык, что надежд на его исцеление от амнезии остается все меньше и меньше. Оппозиция, догадываясь, сколько крови может пролить "демократическая" власть в случае уличных протестов, отвергает неконституционные способы борьбы с врагами и уверенно обещает новому парламенту недолгую жизнь и новые досрочные выборы. Реакция на эти обещания может быть только одна: устраивайте выборы хоть два раза в год. Пока во власти те, кого не удалось выдавить из нее два месяца назад, пока часть "нашего мудрого народа" с легкостью продается любому, кто заплатит подороже, пока эта часть, разочаровавшись в своем выборе, убегает из страны и обвиняет в своей несчастной доле всех, кроме себя, результаты будут одними и теми же.
Мне не хватает оптимизма надеяться на то, что в ближайшие полвека Армения сможет вернуться хотя бы в март 2018 года (если вообще каким-то чудом не исчезнет с карты мира). Не говоря о "беспросветном" советском прошлом, когда под гнетом тоталитарной империи Армении приходилось интегрироваться во все сферы деятельности огромной страны, развивать экономику, науку и культуру, издавать многотысячными тиражами нужные книги и альбомы, открывать уникальные, не имеющие аналогов в мире музеи и даже не допускать мысли, что, пережив Ассирию и Вавилонию, она в XXI веке разделит их участь.
Часть армян делает все для того, чтобы наша страна пополнила собой список исчезнувших цивилизаций. Избежать этого можно только при условии, если в адекватной части народа внезапно появятся какие-то решительные деятели, отчаянные храбрецы, наделенные необходимыми организаторскими способностями и понимающие, что спасение Армении - в незамедлительном и молниеносном избавлении от преступной клики. Разговоры о конституционных способах общения с этой публикой так же остроумны, как призывы побрататься с сумгаитскими погромщиками.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-03-01 11:48
Дни рождения и памяти Левона Мкртчяна (2 марта и 22 августа) я стараюсь отмечать какими-нибудь публикациями. И при выборе темы исхожу из ее актуальности. На этот раз тему подсказал юбилей Гранта Матевосяна, его 90-летие. Дневниковые записи Левона Мкртчяна, связанные с писателем, свидетельствуют о его намерении написать литературный портрет Матевосяна (по аналогии с портретами других писателей и поэтов, сложенными из разрозненных записей в дневниках разных лет и вошедшими в сборники автобиографической прозы Мкртчяна).
-
2025-01-25 10:13
В судьбе Армении произошло событие планетарного масштаба: вчерашний голодранец-министр иностранных дел, он же агент турецких спецслужб, почему-то до сих пор не сменивший свое имя на более благозвучное для турецких ушей, подписал документ исторической важности с теперь уже бывшим американским госсекретарем Блинкеном. Встретились два специалиста по иностранным делам и за пару дней до отставки американца подписали бумажку, открывающую перед Арменией радужные перспективы слияния с «цивилизованным» Западом.
-
2024-09-30 10:02
То и дело приходится слышать, что в вузах республики проходят чистки, и лояльные к бархатным властям руководители увольняют с работы оппозиционно настроенных сотрудников. Не могу сказать, что борьба с инакомыслием, являющаяся неотъемлемой частью любого государственного переворота, сильно удивила меня. Как не удивило то, что и я сподобилась чести быть отмеченной вниманием руководства Российско-Армянского университета. И на днях целых два руководителя целых двух департаментов РАУ, разгневавшись на то, что я не пришла на работу, сотворили произведение канцелярского жанра, призванное запугать меня освобождением от работы. В этом творении (не знаю, коллективный это труд или плод гениальной мысли одного из двух авторов) прекрасно все: от обращения к «тикин Саакянц» до перечня статей Трудового кодекса РА и устава РАУ. Но больше всего мне понравилась формулировка «неявка на работу по неуважительной причине».
-
2024-07-29 09:24
Все чаще и чаще я с завистью думаю о тех, кто не дожил до сегодняшнего дня. И представляю, что бы происходило с ними, стань они свидетелями сегодняшней, сотворенной руками самих армян катастрофы, масштабы которой, как это ни странно, многие так и не оценили, так и не поняли, что в Армении установился оккупационный режим наместников заклятых врагов армян и борьба с ним священна. Она касается каждого армянина, поскольку реализуемый с помощью этого режима давний проект создания Великого Турана не предполагает наличие в нашем регионе ни армян, ни Армении. Из тех, кого все происходящее лишило бы покоя и о ком я думаю довольно часто (помимо родных и близких мне людей), Юрий Барсегов, чьи интервью и обширные публикации довольно часто появлялись в республиканской прессе 90-х годов. Совсем недавно, просматривая старые газеты, я наткнулась на его огромную статью "О материальной ответственности за геноцид армян" ("Новое время", 1999, 16 сентября, с.4-5).