Последние новости
0
6975

КИНО КАК МЕТАФОРА СВЕТА

18-й ереванский Международный кинофестиваль "Золотой абрикос" взял старт без "красочного празднования" и красных дорожек. Однако за скромной церемонией открытия следует вовсе не скромная, обширная и многоплановая программа. По крайней мере, арт-директор кинофестиваля Карен АВЕТИСЯН уверен, что зритель получит не только эстетическое удовольствие, но и сеанс психотерапии.

- Ковид-ограничения значительно помогли развитию стримингового сервиса и домашнего просмотра кино, какой-то процент людей отвык от классического похода в кинотеатры. Это повлияло на фестивальную жизнь и конкретно на "Золотой абрикос"?

- Думаю, в очередном подъеме, буме стриминговых сервисов нет ничего пагубного для кинематографа. Я убежден, что поход в кино, коллективный просмотр - нечто незаменимое. В нем есть компонент ритуала, таинства, которое никогда не будет подвластно стриминговым сервисам. Если с информативной точки зрения они могут это все заменить, то с чувственной – никогда. Ведь эффект большого экрана, его экспрессия, влияние и атмосфера интимного, но в то же время коллективного диалога с экраном - происходящий каждый раз уникальный опыт.

- Пандемия, потом война… Как это отразилось на фестивале, есть ли какие-то особенности, учитывающие поствоенную ситуацию в стране? 

- Да, потому что миссия фестиваля - подводить итоги прошедшего года и в самом беспощадном смысле. Год был беспощаден, потому и итоги, само собой, стали такими же. Пандемия и война, поствоенный контекст легли в некотором смысле в основу программного репертуара. Было отобрано большое количество фильмов, которые косвенно относятся к этой теме: одиночества, локдауна, войны и социальных, экологических катаклизмов.

К тому же из всей панорамы фильмов, конкурсных - неконкурсных, мы составили отдельную программу, которая объединила более 13 фильмов про военный и поствоенный опыт других стран - Ирак, Вьетнам, Палестина, Израиль, Украина и так далее. К сожалению, поствоенная травма тоже объединяет людей посредством кинематографа.

- В этом году гостем фестиваля стал известный режиссер и сценарист Пол Шредер. Почему именно он, и по какими критериям проходил отбор его фильмов?

- У фестиваля есть непрерывная традиция вручения "Параджановского талера". Это наша самая престижная премия, которая присуждается выдающемся кинематографистам за неоценимый вклад в развитие кино. А значит, каждый год у фестиваля обязан быть гость, который соответствует этой высокой планке, и Пол Шредер ей, бесспорно, соответствует. Что знаменательно, он не только живой классик, он еще и продолжает оставаться актуальным сценаристом и режиссером.  

Последние два его фильма - "Дневник пастора" и "Холодный расчет", премьера которого недавно состоялась на Венецианском фестивале, тому подтверждение. Ведь очень редко культовые персонажи продолжают быть актуальными спустя 4-5 десятилетий после своих прорывных дебютов, коим является снятый по его сценарию "Таксист". Из такой огромной фильмографии - как сценарной, так и режиссерской, - которая есть у Шредера, было очень трудно выбрать всего несколько фильмов. Мы выбрали "Таксиста" - как поствоеннный фильм и пик сценарного мастерства Шредера и как первое такое проявление его карьеры.

Еще "Утешение незнакомцев", период его деятельности конца 80-х начала 90-х - с огромным количеством звезд, в котором сценарное и режиссерское мастерство Пола Шредера переплелось с изысканной работой оператора Данте Спинотти, композитора Анджело Бадаламенти, дизайнера Джорджио Армани. И все это в одном фильме. Дальше "Дневник пастора" - это уже десятые годы 21 века и его, так сказать, come back, возвращение с мощным фильмом в большое авторское кино 21 века. Наконец, "Холодный расчет", собственно, самый последний фильм, премьера которого состоялась совсем недавно, и это принятый и хороший повод начать ретроспективу с нового фильма.

- Один из культовых фильмов Мартина Скорсезе "Таксист" несет в себе поствоенный контекст. Насколько уместен его показ, учитывая травмированное войной состояние жителей Армении?

- Выбор "Таксиста" обусловлен несколькими причинами и одна из них та, что фильм о поствоенной травме. Вторая - мы показываем его в открытом кинотеатре формата Drive in, то есть когда люди смотрят на машинах фильм про водителя этой машины. И третья - фильм является выдающейся работой нашего почетного гостя.

Что касается уместности, это весьма тонкий вопрос, который мы очень долго обсуждали. Пришли к выводу, что в этом просмотре и в серии поствоенных фильмов в целом есть некий терапевтический эффект: подобная трагедия произошла не только с нами. Что означает, что другие тоже проходили через это, и есть разные пути, разная оптика поствоенного контекста. И ознакомление, сопереживание с такой "чужой реальностью" нам поможет.

- А чем обусловлен выбор фильма, посвященного памяти Ким Ки Дука?

- У фестиваля есть и традиция трибьютов, в рамках которой мы чтим память выдающихся кинематографистов, покинувших нас за тот или иной год. В этом году в списке оказался и выдающийся южнокорейский режиссер Ким Ки Дук, который, кроме всего прочего, был еще и почетным гостем "Золотого Абрикоса". А фильм "Пьета"... "Пьета" значит оплакивание. Ну вот, символичное оплакивание великого режиссера, каким, к сожалению, уже в прошлом времени являлся Ким Ки Дук.

- Как проходил отбор фильмов, которые были номинантами или участниками таких фестивалей, как Каннский, Венецианский и Берлинский? Ограничения усложнили организацию фестиваля, и есть ли планы, так и не воплощенные в жизнь?

- У фестиваля есть две программные задачи. Во-первых - информативная. Демонстрация кинематографических тенденций, которые происходят в фестивальном мире, ереванские премьеры фильмов-победителей основных европейских фестивалей во многом выполняют эту задачу.

С другой стороны, есть новые имена, которые на данный момент неизвестны широкому кругу киноманов, но своей актуальностью как-то предопределяют будущее кино. И мы хотим вот этой актуальностью тоже поделиться с армянской публикой. Ну и, в конечном счете, что касается конкурсных фильмов, они проходят отбор. И если фильмы, представленные в нашей внеконкурсной программе, уже побеждали в других европейских фестивалях, - это заслуга отборщика того или иного фестиваля, а конкурсная программа в нашей стране - заслуга наша.

Что до трудностей, их, безусловно прибавилось, и это касается в первую очередь гостей. С количеством фильмов и даже с количеством хороших фильмов никаких проблем не было, как бы странно это ни звучало. Ведь за период пандемии уже прошли многие фестивали, и все они имели неповторимую программу, неповторимый репертуар - Берлинский, Каннский, Локарно, Сан Себастьян, Московский.

Так что с фильмами сложностей не было, а вот с гостями они были до самого последнего момента. У каждой страны свои ограничения, своя политика, которую надо учитывать и которая очень мешает нашим переговорам и возможностям передвигаться из одной страны в другую. В некоторых случаях еще и помешал наш статус страны, которая только что пережила войну и с переменным успехом борется с коронавирусом. В итоге нам удалось заполучить то количество гостей, которое мы имеем.

- Для 18-го "Золотого абрикоса" был выбран весьма необычный дизайн постеров и рекламы авторства Варама Мурадяна. В чем символика и смысл выбранного стиля?

- Это произошло отчасти случайно. Отчасти, потому что еще с позапрошлого года мы знали имя Варама Мурадяна – иллюстратора, графического дизайнера и автора графических новелл. На Каннском фестивале мы познакомились с Варамом, увидели его постеры - он был одним из членов секций жюри. Мы предложили ему сделать визуальную кампанию "Золотого абрикоса", на что он с радостью согласился.

Потом обсуждали концепт. Получалось, что мы находимся где-то посередине - оставили за спиной что-то очень большое и такое болезненное и драматичное, но впереди нас, наверное, ждет какой-то свет, и этот свет в то же время является экраном. Кино как метафора света в ограниченном пространстве темного кинозала. Все сошлось в едином визуальном ряде, в визуальном концепте Варама Мурадяна.

- Назовите несколько фильмов из списка фестиваля, которые, по вашему мнению, обязательны к просмотру.

- Я бы порекомендовал обратить внимание на внеконкурсную программу. Тут есть много интересного для любителей животных и экологической повестки. Это, в первую очередь, "Гунда" Виктора Косаковского. Для поклонников нестандартного, радикального кино - фильмы, которые включены в программу "Twisted apricot", фильмы "на грани".

Конечно, ретроспективы и трибьюты, посвященные Бельмондо, Анри Верною, Ким Ки Дуку, Левону Атоянцу и Рудольфу Ватиняну. И безусловно, программа, посвященная независимости Армении. Три фильма, обращенные к началу 90-х годов и описывающие контекст только что обретенной независимости, дух времени. Спустя три десятка лет на этот контекст очень интересно смотреть. Особенно в такое время, когда независимость стала очень шаткой и трижды драгоценной. Переосмысление значения независимости - это ведь сегодня так важно!

Беседовала Аревик МОСИНЯН

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ АРМЕНИИ ОТМЕТИЛИ СВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК
      2022-08-06 14:27
      1817

      Свой профессиональный праздник – День железнодорожника (отмечается в первое воскресенье августа) сотрудники компании «Южно-кавказская железная дорога» отметили рядом мероприятий. Основные мероприятия прошли в Ереване и в главном железнодорожном городе республики – Гюмри.

    • «ТАШИР» ПРОВЕДЕТ ВТОРОЙ ARMENIAN BUSINESS FORUM В ЕРЕВАНЕ
      2022-08-05 16:41
      2872

      20 сентября в Ереване состоится ведущая ежегодная деловая конференция Armenian Business Forum (ABF) 2022, которая пройдет второй год подряд при поддержке группы компаний «Ташир». Организатором форума, который объединит на одной площадке предпринимателей различных отраслей среднего и крупного бизнеса Армении и ряда других стран, выступает Ассоциация армянских предпринимателей (ААП).

    • АРДШИНБАНК ПРЕДЛОЖИЛ НОВЫЙ ВИД КРЕДИТА ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
      2022-08-01 11:43
      4171

      Ардшинбанк объявил о новом типе кредита SME-FLEXI, который поможет предприятиям малого и среднего бизнеса (МСБ), экспортерам и импортерам, решить вопросы текущей ликвидности, пополнения оборотных средств, погашения кредиторской задолженности, таможенного оформления, выполнения налоговых обязательств, а также вопросы выплаты зарплат сотрудникам.

    • С ДНЕМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА!
      2022-07-29 09:01
      4881

      На днях компания «Южно-кавказская железная дорога» сообщила о двукратном увеличении количества пассажиров в международном сообщении по сравнению с прошлым годом – более 7000 пассажиров. Это данные за первый месяц летних перевозок – с середины июня по середину июля.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "РАССВЕТ АВРОРЫ" ПОКАЗАН В ЕРЕВАНЕ
      2022-07-27 09:28
      6072

      В рамках прошедшего в Ереване 19-го МКФ "Золотой абрикос" один из главных призов – "Серебряный абрикос" в номинации "Международное кино" был вручен полнометражной анимационной картине "Рассвет Авроры". Автор фильма, режиссер Инна Саакян (Германия) принимала награду под шквал аплодисментов – такой же, который охватил переполненный зал столичного кинотеатра "Москва" после показа.

    • ГРАН-ПРИ "ЗОЛОТОГО АБРИКОСА" УЕДЕТ В КИТАЙ
      2022-07-19 09:59
      2959

      19-й Международный кинофестиваль "Золотой абрикос" завершил работу. 17-го июля в Большом концертном зале "Арам Хачатурян" были объявлены победители и состоялась традиционная церемония вручения призов. Надо сказать, что "Золотой абрикос" в этом году удался: много важных и интересных гостей из числа мировых селебрити, яркие, насыщенные встречи, продуктивная работа всех секций и программ – от кинопоказов, дискуссий до круглых столов, кинорынка Gaiff Pro, и, конечно, много новых фильмов в разных жанрах и форматах, которые заставляли публику, несмотря на жару, заполнять кинозалы.

    • "ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬ КИНО, НУЖНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВОЛЯ"
      2022-07-18 09:25
      2837

      Среди именитых киноличностей, гостей Международного кинофестиваля «Золотой Абрикос» значился и Антон ДОЛИН – российский кинокритик, журналист, радиоведущий, человек, который знает о кино все!  И главный сталкер в мир кино для русскоязычной аудитории считает, что  ереванский  "Золотой Абрикос" развивается и что у него есть перспективы. Впрочем, как и у армянского кинематографа.

    • «АМЕРИКАЦИ» – ЭТО КИНО О РЕПАТРИАЦИИ
      2022-07-16 10:25
      1733

      19-й Международный кинофестиваль «Золотой абрикос» открылся полнометражным игровым фильмом известного американского режиссера Майкла Гюрджяна «Америкаци» («Американец»). Именно так, в армянской версии, и назван фильм, в котором армянским является практически все: актеры, съемочная группа, место съемок, сюжет, авторская идея и даже главный герой – американец Чарли Бахчинян.