Последние новости

ДЕЛА ПО ОТЪЕМУ СОБСТВЕННОСТИ В ТУПИКЕ

Квинтэссенция большевизма сформулировала более ста лет назад в бессмертной фразе "отнять и поделить". Причем с "отнять" всякий раз с тех пор получалось неукоснительно, а до последующей дележки с народом так ни разу почему-то и не дошло. А у необольшевиков Пашиняна не получается даже и отнять.

НО ВЛАСТЬ НЕ ОТЧАИВАЕТСЯ И ПРОДОЛЖАЕТ разрабатывать одну операцию по отъему собственной у "бывших" за другой. На днях в очередной раз в качестве мишеней были выбраны бывший министр обороны, руководитель парламентской фракции "Армения" Сейран Оганян и бывший начальник Полиции Владимир Гаспарян. Суд наложил арест на имущество Сейрана Оганяна и его супруги Рузанны Хачатрян, причем санкции распространяются и на собственность, наличие которой бывший министр обороны и его супруга категорически отрицают.

"У меня имеется только то, что я задекларировал, или у нас есть только то, что задекларировали члены моей семьи. Нам предъявлены обвинения, которые мы не принимаем", - заявил Оганян, добавив, что намерен в прокуратуре выяснить, о каком его "имуществе" идет речь. Фактически у него хотят отнять имущество, о котором он и не знает? Впрочем, "торжеству правосудия" данное обстоятельство помешать не может.

Интересно только, какое название подберет для этой своей операции Пашинян? Думаем, скорее всего остановится на чем-нибудь загадочном. В отличие от американцев, любящих давать военным операциям названия крайне вычурные - "Решительная сила" или "Бесстрашная свобода", в Советском Союзе было принято давать названия крайне загадочные. Возможно, чтобы враги не догадались. Поэтому, например, доставку на Кубу ракет с ядерными боеголовками, предпринятую осенью 1962 года, почему-то назвали операцией "Анадырь".

Ну а Владимиру Гаспаряну, имущество которого также находится под арестом, предъявлено новое обвинение, на этот раз в отмывании денег в размере 2 млрд драмов, и дело расследуется в Антикоррупционном комитете. Учитывая, что количество заведенных на Гаспаряна уголовных дел уже приближается к десятку, правоохранители видят залог своего успеха в постоянном увеличении дозы. Как в латиноамериканских сериалах, где героиня выходит из амнезии и тотчас впадает в кому с последующей потерей слуха, младенца и левой лодыжки. Но ведь все дозы когда-то заканчиваются.

Как сообщил советник генпрокурора Гор Абрамян, до настоящего времени проведено более 250 расследований по подозрению в легализации полученного преступным путем имущества, в суд представлены два иска с ходатайством конфискации, на имущество ряда лиц наложен арест, чтобы они не могли от него избавиться, например, в результате продажи. Из отправленных в суд дел одно относится к Владимиру Гаспаряну, а по второму проходят бывший высокопоставленный сотрудник СНБ Сероб Арутюнян и члены его семьи.

Однако судьи по этим делам до сих пор не назначены. Последние просто отказываются рассматривать подобные дела, ссылаясь на запутанность и несовершенство законодательства. Хотя чем запутаннее законодательство, тем легче проводить принцип "друзьям - все, врагам - закон".

ОПРЕДЕЛЕННУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ И ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, что решения судов о конфискации имущества несомненно будут оспариваться в Европейском суде по правам человека, а цивилизованный мир, как правило, в таких случаях предпочитает руководствоваться принципом римского права uti possidetis, приблизительно переводимого как "что взято, то свято" и представляющего положительное предписание: "Кто чем владеет, с тем и останется". Подход римских юристов имел то оправдание, что война (варианты: революция, распад империи и т.д.) порождает такой правовой вакуум (согласно Цицерону, "молчат законы во время войны"), что попытки восстановить в дальнейшем прежние имущественные правоотношения не могут породить ничего, кроме войны новой.

Хотя с другой стороны, подходы, практикуемые в цивилизованном мире, в современной Армении не работают. Что же касается инструментария правоохранителей, то особым разнообразием он не отличается. В средние века был такой незамысловатый метод передела собственности: донос о том, что богатый сосед является колдуном. Дальнейшая его судьба понятна: инквизиция, скорый суд и костер. А доносчику за бдительность - часть осиротевшего имущества.

Если у человека потребовать его собственность, то он может и не отдать ее. Однако просить можно очень по-разному. Иногда человек не просто отдает все, но еще и ноги целует. Хотя и это не гарантирует личную безопасность, когда имеешь дело с "революционерами". История с казнью знаменитой фаворитки короля Людовика XVI графини Дюбарри в "новой Армении" повторялась уже не один раз. Новые власти торжественно пообещали сохранить Дюбарри жизнь, если она укажет места, где были спрятаны ее сокровища. Графиня приняла это условие, а когда ценности были изъяты, ей отрубили голову.

Вернемся, однако, к основной теме. Вопрос с колеблющимися судьями Пашинян, думаем, быстро решит. Посмотрит на них, как в Сочи на Алиева, и те сами попросят поскорее передать им дела. Ну, вы знаете этот взгляд Никола. Удавы в обморок падают.

За кем еще, кроме Сейрана Оганяна, Владимира Гаспаряна и Сероба Арутюняна объявлена охота? Это бывший министр окружающей среды Арам Арутюнян, сын бывшего спикера НС Галуста Саакяна Арман Саакян, который руководил комитетом Госимущества, дочь брата третьего президента, члены семьи бывшего начальника охраны Сержа Саргсяна Вачагана Казаряна и другие. Этих людей регулярно вызывают в прокуратуру, пытаясь найти доказательства незаконности их имущества. Пока без особых успехов.

КОНЕЧНО, ВСЕ КРУПНЫЕ (И ДАЖЕ НЕ ОЧЕНЬ КРУПНЫЕ) состояния должны иметь историю и происхождение. Времена графа Монте-Кристо, вдруг явившегося в Париж в 1838 году и поразившего парижан своим несметным богатством, - причем никаким властям не пришло в голову поинтересоваться, откуда у него деньги, - навеки канули в прошлое. Нынешние власти самых либеральных и демократических стран повели бы себя с Эдмоном Дантесом иначе. Нет законного мандата на владение, пользование или распоряжение собственностью - пожалуйте бриться.

Однако незаконность имеющегося у той или иной личности имущества надо еще доказать. Одних заявлений Пашиняна "надо сделать так, чтобы грабители отдали награбленное" явно недостаточно. Он просто удивительно точно цитирует "Коммунистический манифест" в той его части, где говорится: "Бьет час капиталистической частной собственности. Она взрывается. Экспроприаторов экспроприируют".

Отныне разногласия Пашиняна с марксистами носят сугубо стилистический характер. Последователи Маркса пользуются иноземным термином "экспроприация экспроприаторов", тогда как склонный к языковому пуризму Никол предпочитает родное корнесловие и требует, чтобы "грабители отдали награбленное".

Это тупиковый путь и вредит он в первую очередь самой власти. Угол падения, знаете ли, равен углу отражения. Ничего личного - физика.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • БЕДА ИЛИ КАТАСТРОФА?
      2024-04-24 12:15

      Есть в психологии такой термин - "оборонное сознание". С военной точки зрения это индивидуальное и коллективное стремление обеспечить национальную безопасность, надежную защиту страны и граждан от агрессии врага. И в этом смысле люди и институты, решающие названные проблемы, чувствуют свою причастность к важному, конструктивному делу. Их сознание работает над конкретными ответами на реальные вызовы действительности.

    • ОТ ГОСУДАРСТВА ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО КАРАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
      2024-04-20 12:14

      Все прошедшие шесть лет Пашинян целенаправленно занимается созданием и укреплением мощного репрессивного аппарата. Перед этим аппаратом, состоящим из полиции, прокуратуры, СНБ, СК и других правоохранительных и силовых структур, поставлена задача обеспечения безопасности премьера и его окружения, а также подавление любого недовольства и протеста, жесткие репрессии против оппозиции и граждан. Впечатление такое, что от государства остался только карательный аппарат. Особенность власти Пашиняна заключается в том, что на внешние вызовы она реагирует внутренними репрессиями, и ими, собственно, ограничивается.

    • ГЛАВНОЕ - НЕ ПОПАСТЬ ПОД САПОГИ ДЕМОКРАТИИ
      2024-04-18 09:58

      Обыкновенно мрачно настроенные граждане отмечают, что в Армении при Пашиняне господствуют то бордель, то казарма. Оптимистичные же в качестве приемлемого варианта называют и казарму, и бордель, причем одновременно. Давайте посмотрим, что зафиксировала международная правозащитная организация Freedom House в нашем казармоборделе.

    • МУТАНТЫ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ ГЕНОЦИДА
      2024-04-17 13:05

      Власть не в состоянии составить списки погибших в 44-дневной войне, но цинично предлагает "зафиксировать имена всех жертв" Геноцида армян в Османской Турции У Чапека есть пьеса "Белая болезнь". Там речь идет о недуге страшном, мучительном, обрекающем человека на гниение заживо. И абсолютно неизлечимом. Впечатление такое, что власть Пашиняна страдает этой болезнью и процесс гниения достиг последней стадии. Пашинян и его власть могут вызвать у нормальных людей в основном два чувства: веселое омерзение и тревожную гадливость. Чувства по смыслу мелкие, но редкой силы: возможно, в истории такого еще не было. Когда еще власть опускалась так низко во всех отношениях, выглядела столь антинациональной, предательской и подлой по отношению к собственной стране и народу и демонстративно бесстыжей? Приличия у нее отвалились, как гнилая штукатурка, растрескались, как грим, когда старая ведьма неосторожно расхохочется. Мы являемся свидетелями настоящего морального дефолта.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ