Последние новости

ПРАВИТЕЛЬСТВО В СВОИ ДЕЛА НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ

С тем, что логика предпринимаемых государственными структурами шагов не всегда доступна пониманию вменяемой части общества, мы сталкиваемся часто. Однако примириться с этим фактом непросто. К тому же надежда, в том числе и на разумный подход к вопросам, умирает последней, поэтому "ГА" уже не впервые обращается к проблемам, которые Научно-технологический центр органической и фармацевтической химии НАН РА безуспешно пытается решить в течение многих лет.

А НАЧАЛАСЬ ЭТА ИСТОРИЯ ОЧЕНЬ ДАВНО, В 1997 ГОДУ, когда находящийся на территории института бассейн, занимающий площадь порядка 2 га, был передан на баланс мэрии. Сказать, что бассейн был институту не нужен, никак нельзя, он выполнял сразу несколько функций - создавал микроклимат на территории научного центра и был запасом воды на случай возникновения пожара на химико-фармацевтическом производстве. Однако в 90-х годах, когда наука оказалась в бедственном положении, обслуживание большого бассейна стало непосильным для института. Обратившись за помощью в мэрию, институт ее получил, хотя и в неожиданной форме.

Бассейн был переведен на баланс мэрии. Этим шагом, как бы, убили сразу двух зайцев - с одной стороны, испытывающий финансовые трудности институт избавили от лишних расходов, с другой – государство бесплатно приобрело достаточно ценный объект, которым сумело распорядиться. Первоначально приватизированный мэрией бассейн вскоре стал собственностью районного муниципалитета, который оперативно продал территорию, где располагался бассейн. В дальнейшем история с продажей бассейна повторялась не раз, он неоднократно переходил из рук в руки и, наконец, нынешний владелец территории, на которой расположен бассейн, принял решение построить на ней жилую многоэтажку.

О последствиях того, что здание окажется в окружении пяти корпусов научного центра, где ведутся исследовательские работы и происходят производственные процессы, естественно сопровождаемые химическими выбросами, новый владелец территории явно не знал или не придал значения этому фактору. А зря. Химические запахи, особенно при работе с серосодержащими соединениями, будут не только создавать дискомфорт для жильцов нового дома, но и вызывать опасения, связанные с вредным воздействием "химического соседа". Люди начнут обращаться в разного рода инстанции, требовать безотлагательного принятия мер, и меры, разумеется будут приняты, опять же с двойным прицелом. "Зловредный" институт переведут куда-нибудь за пределы города, где он обретет массу неразрешимых проблем. Новоселы жилого здания наконец обретут комфорт, а город при этом получит огромные площади в престижном районе, которыми, можно не сомневаться, выгодно распорядиться сумеет.

Кстати, посягательства на институтские корпуса в прошлом имели место. Так что защищающий свои интересы и права коллектив научного центра на линии фронта оказывается уже не впервые. Но вернемся к вопросу бассейна. Год назад сотрудники института уже приходили к зданию правительства с протестными акциями, обращались в Министерство НОКС, в правительство, мэрию, писали письма и отовсюду получали расплывчатые ответы, в которых крайне трудно уловить истинный смысл и позицию государства. С одной стороны, понимание вроде бы есть, но с другой - реальные действия подтверждают обратное.

Однако строительство, которое планировалось начать еще в прошлом году, забуксовало, разумеется, не потому, что государство решило пойти навстречу науке. А просто всплыл неожиданный факт, обстоятельство, о котором ни продавцы, ни покупатели территории явно не знали. Оказалось, что бассейн расположен на территории, по которой проходит выстроенный в древние времена канал, простирающийся от озера Севан до Эребуни. Само собой разумеется, что этот объект охраняется государством, которое в данном случае и само оказалось в затруднительном положении, и втянуло в него владельца земли, поскольку, по крайней мере, не нарушая закон, реализовать свои интересы не может. Однако, взяв тайм-аут на год, государство так и не заняло адекватную позицию, по крайней мере ответственность за происходящее на себя не взяло и разумных решений не предложило.

В РЕЗУЛЬТАТЕ, В ЭТОМ ГОДУ ВЛАДЕЛЕЦ ТЕРРИТОРИИ, на которой расположен злосчастный бассейн, вновь приступил к реализации своих планов. Начались работы по геологическому исследованию площади, на которой должно развернуться строительство. Это условие обязательное, иначе строить нельзя. Но с этим вопросом проблем не возникнет. Еще в 1955 году, когда только начиналось строительство института, территория была досконально обследована и противопоказаний к строительству выявлено не было. Но как все-таки быть с древним каналом? Очевидно, что при строительстве нового здания этот участок канала будет разрушен. Однако, как показал опыт, для сильных мира сего неразрешимых проблем не бывает, а если и случаются, то очень редко. По крайней мере в данном случае выход нашли.

Оказалось, что как раз на этом участке древний канал ценности не представляет и государством не охраняется! Надо же, чтобы так повезло! Впрочем, винить в чем-либо владельца площади, на которой расположен бассейн, не за что. Человек заплатил деньги, землю купил и решил использовать ее в коммерческих целях – построить жилое здание и квартиры продать. Все нормально, придраться не к чему. Он-то не знал, что купленная территория скрывает сюрпризы – и химические выбросы, и охраняемый государством древний канал. Для одного не такого уж большого участка земли проблем многовато.

Так что же все-таки делать с владельцем площади, на которой расположен бассейн? Возможных решения два – либо предоставить владельцу территории другую площадь, либо вернуть деньги. Других вариантов нет. Однако, судя по предыдущему опыту, у нас явно недостаточно оснований рассматривать оптимистические решения. Произойдет скорее обратное. Будут созданы такие условия, при которых перспективный институт не сможет остаться на своем месте, там, где действует много десятков лет. В этом случае корпуса института, представляющего к тому же архитектурную ценность, быстро найдут коммерческое применение с высокой отдачей, станут элитным жильем, торговым центром, отелем или чем-то другим, явно более полезным, чем наука в понимании государства.

Однако даже если институт оставят на месте, это не значит, что ему ничего не грозит. Избежать серьезных проблем во всех случаях не удастся. Дело в том, что земляные работы, связанные со строительством фундамента и подземного паркинга, неизбежно отразятся на исследовательской деятельности перспективного института, поскольку будут сопровождаться сотрясениями и вибрацией. А в центральном корпусе научного центра размещена дорогостоящая аппаратура, в том числе ядерно-магнитный спектроскопический прибор, стоимостью 600 тысяч евро, который был приобретен с колоссальным трудом и используется при синтезе лекарственных препаратов. Очень чувствительная аппаратура при сотрясении и вибрации может полностью выйти из строя или потребует дорогостоящего ремонта. Но на восстановление ее работы институт, естественно, средств не имеет. Так что для науки, ученых перспективы во всех случаях мрачные. На понимание и поддержку со стороны государства рассчитывать не приходится, а в борьбе с поддерживаемой опять-таки государством стихией рынка наука бессильна.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВОПРЕКИ РЕАЛЬНОСТИ И ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
      2024-04-26 11:13

      В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН говорит о проблемах аттестации сотрудников Академии.

    • НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА
      2024-04-17 12:22

      В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

    • БЕСПЛАТНЫЙ СЫР МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ ДОРОГО
      2024-04-17 10:16

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА Гаяне МАХМУРЯН рассматривает исторические отношения Армении с Западом.

    • "НЕЛЬЗЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ НАУКУ В ОДНОМ МЕСТЕ"
      2024-04-15 11:21

      В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН комментирует идею создания академгородка и перевода туда всех академических институтов и вузов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ