Последние новости

ПРАВО ВЫБОРА

Миссия всякого сообщества людей, претендующего на то, чтобы называться народом – сотворение собственной уникальной Красоты; все остальное по своей глубинной сути - лишь усилия, потуги по обеспечению максимально благоприятных условий для выполнения этой миссии, для творчества. Конечно, у каждого народа свои критерии, свои представления о красоте, свои источники вдохновения, и слезы от переполняющих душу эмоций на глазах одного порой могут вызвать лишь кривую усмешку, а то и язвительный смех у другого из иной культурной среды. Именно потому особую ценность найденные данным народом крупицы Красоты приобретают, когда их принимают в качестве таковой и другие народы – тогда мы называем их общечеловеческими ценностями, и это могут быть достижения человеческого духа в любой сфере его активности – науке, искусстве, философии, литературе и т.д.

Красоту творят индивидуальности, но она приобретает общественное звучание и признается собственно красотой, когда принимается таковой обществом, народом. А само общество, сам народ формируется вокруг этих самых символов красоты – в этом также состоит их великое предназначение и взаимосвязь с народом.

ПЕРВЫМ И ВАЖНЕЙШИМ ВЫРАЗИТЕЛЕМ КРАСОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ ЯЗЫК – главное богатство, главное достояние любого народа. Также литература, наука, искусство – все это и есть тот цемент, который скрепляет общество, делает народ народом. Есть похожее на шутку изречение, что Англия скорее откажется от своих островов, чем от своего Шекспира, но в реальности подобным принципом руководствуются буквально все народы; те, кто отказывается от него, отказываются фактически от своей идентичности, от права на существование в этом мире и неизбежно очень скоро сходят с исторической арены.

Почему вопреки всем тем напастям, которые пережил наш народ, мы сохранились в течение тысячелетий? Потому что, несмотря ни на что, мы сохраняли верность своему языку, своей культуре, своему Нарекаци и Маштоцу, своей литературе и музыке, вносили свой посильный вклад в великую мозаику мировой Красоты. Пусть наша фишка уступает россыпи других, многократно превосходивших нас по численности народов, но это – наша фишка. Как сказал замечательный французский поэт Альфред де Мюссе, "мой стакан невелик, но я пью из своего стакана". Есть ведь и такие, весьма многочисленные нации, которые не смогли сказать хоть слово в общей перекличке цивилизаций, и это было бы не так обидно и позорно для них (как говорится, различны степени таланта), если бы они всю дорогу не пытались у кого-нибудь чего-нибудь своровать, присвоить. Оценку таким давным-давно дал философ Анри Сен-Симон: "Нации, как и индивиды, могут жить двояко: либо воруя, либо производя". Слова Сен-Симона относятся не только к материальным ценностям, хотя, конечно, для вора (всегда примитивного по своей сути) важнейшее значение, прежде всего, имеют именно они. Соответственно, у вора совсем иные критерии красоты, убийство топором спящего противника занимает в его ценностной шкале высшую позицию, а игра в футбол отрезанной головой врага – любимое народное соревнование; к несчастью, мы хорошо знакомы со всеми этими "особенностями" дикарей.

Сегодня, когда наш народ находится в крайне угнетенном душевном состоянии, особенно важно в противовес варварским "традициям" недругов вспомнить об истинных наших ценностях, обратить внимание на немалые достижения в высокой сфере духа и приложить максимум усилий для приумножения их, для зримого противопоставления белого черному. И думать, предметно думать о будущем.

Прежде всего, на мой взгляд, мы должны избавиться от присущего нам даже в лучшие времена комплекса самобичевания, от перепадов эйфории к крайнему пессимизму, унынию. Даже потерпев жесточайшее поражение, не следует терять присутствие духа, нужно сохранять собственное достоинство, искать пути для выправления ситуации.

Не надо приходить в отчаяние оттого, что власть в стране захватила банда иностранных агентов, что она, эта банда, не стесняясь, откровенно подыграла врагу во время судьбоносной войны, что привела страну к краю пропасти, и сегодня так же нагло всеми силами помогает врагу окончательно добить армянскую государственность. Не надо поражаться всему этому – мы отнюдь не первые и, наверняка, не последние, кто прошел через подобные испытания; известно, что многие государства так и сгинули в результате внешних и внутренних козней, но и выживших было немало (и среди них мы, которые не раз за свою многовековую историю подвергались аналогичным испытаниям), так что сегодня наша задача – не попасть в число первых, а, опираясь на свой исторический опыт, сохранить себя для мира и для самих себя, конечно. С холодной головой надо оценить сложившуюся ситуацию, осознать, что все те несчастья, которые принесла Армении эта подсадная власть, отнюдь не уникальное явление, а вызывающее оторопь поведение нашего народа, поддержавшего в решающий момент очевидного негодяя, на самом деле, вполне коррелируется с событиями в других странах в различные исторические периоды. Это можно проиллюстрировать множеством примеров, и чтобы не быть голословным, приведу лишь несколько широко известных фактов.

НАЧНЕМ С БЛИЖАЙШИХ НАШИХ СОСЕДЕЙ В БЛИЖАЙШИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД. Жующий галстук Михаил Саакашвили просидел в своем кресле после не менее, чем у нас, позорного проигрыша в войне в течение еще пяти лет, и вел он себя в этот период не менее нагло, чем наш проходимец.

Отойдя чуть дальше в исторической ретроспективе, можем найти фигуры многочисленных европейских коллаборационистов в период Второй мировой войны, в частности, маршала Петена во Франции и премьера Квислинга в Норвегии – они ведь тесно сотрудничали с явным врагом, с завоевателями.

В этот же период на оккупированных немцами Нормандских островах, что близ французского побережья, подданные британской короны вполне мирно уживались с захватчиками – ни малейших признаков сопротивления не было зафиксировано, ни одного выстрела, ни одного инцидента, хотя, казалось, известная в мире пламенная речь Уинстона Черчилля "Мы будем оборонять наш остров, чего бы это ни стоило, мы будем сражаться на побережье, мы будем сражаться в пунктах высадки, мы будем сражаться на полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах, мы не сдадимся никогда" должна была вдохновить их на великие деяния, беспримерные подвиги.

Еще более показательной явилась инсценировка оккупации канадского города Виннипег якобы немецким вермахтом в 1942 году, когда "гордые канадцы" один за другим спешили засвидетельствовать свое верноподданичество "новым властям", не гнушаясь при этом даже доносами на соседей-евреев.

Яркой иллюстрацией иррационального отношения народных масс к своим угнетателям может служить и триумфальный возврат к власти сосланного на остров Эльба Наполеона Бонапарта, повинного во многих несчастьях своего народа (это миллионы солдатских жертв, потеря ряда стратегически важных территорий в Европе и практически всех заморских колоний) – должно быть французы тоже фанатично противились возвращению "прежних".

Засим, когда мы поражаемся, какое количество негодяев сплотились вокруг очевидного врага народа у нас, стоит вспомнить, например, о правительстве того же Петена, или Квислинга – их тоже было немало, "слуг народа", и они, несомненно, точно так же утверждали, что радеют о благе своей страны. Почти вся континентальная Европа в тот период окрасилась в коричневый цвет махрового фашизма – вспомним об этом и будем без истерики воспринимать существующие реалии, это позволит нам скорее выработать правильную стратегию борьбы и прогнать супостатов из наших казенных домов.

И в завершение этой части моего выступления приведу известные слова шведского канцлера времен тридцатилетней войны в Европе Оксеншерна: "Если бы ты знал, мой мальчик, как ничтожен тот ум, что правит миром!", а также относительно недавнее меланхолическое замечание основоположника теории систем Л. фон Берталанфи о том, что приведенное высказывание А. Оксеншерна "еще в большей степени относится к XX, чем к XVII столетию". Нам остается только с грустью констатировать, что Армения внесла свою лепту в подтверждение того, что это истина на все времена и во всех масштабах, включая такой ничтожный, как наш.

Резюме: ситуация действительно тяжелейшая, но не безнадежная, выкарабкивались мы и из гораздо более критических положений. Сейчас не время посыпать голову пеплом, время стиснуть зубы и бороться! А чтобы борьба была эффективной, мы должны также ясно осознавать свои особенности, свои преимущества и свои недостатки. Опираться на первые и бороться со вторыми. И тут важно в первую очередь осознать, что проблемы всегда внутри, вовне – только обстоятельства.   

Особо подчеркивать наши достоинства нет необходимости, они известны – это креативность, юмор, умение находить выход из самых тяжелых ситуаций. А вот на недостатки надо обратить особое внимание, ибо самое губительное в этом мире – самообман, надо всячески избегать его.

ПОЗВОЛЮ СЕБЕ В СВЯЗИ С ЭТИМ НЕМНОГО ОТСТРАНЕННЫХ РАЗМЫШЛЕНИЙ.

Нет в мире второго такого же наивного человека, как армянин. Он, наверное, единственный, кто верит в человека – человека вообще. Верит, несмотря ни на что. Вот, его раз за разом убивают, а он все верит, что палач его сейчас уже не тот, мол, он осознал свои ошибки, стал человеком. И ведь никак не вытравишь из него эту веру – он готов во имя этой веры вновь и вновь идти на заклание. Вот и считайте, хорошо это, или плохо, надо нам преодолеть это наваждение, или нет.

Другая наша дурная особенность – максимализм. Формула "все познается в сравнении" нас не вдохновляет – у нас в любом случае все должно быть идеально; низкие показатели других, даже самых передовых стран, для нас не оправдание собственных промахов, нам вынь и положь наилучшее, нигде не зафиксированное, никем не достигнутое, а если нет – значит, мы самый гадкий народ на Земле, самый ничтожный и бездарный. Именно подобный психологический настрой создает атмосферу нетерпимости по отношению к любым недостаткам, недочетам; в особенности это касается оценки властей – она у нас всегда самая худшая, самая коррумпированная, самая неумелая и т.д. Надо ли говорить, что таким образом отлично удобряется почва для "деятельности" всякого рода демагогов и проходимцев, и нет ничего удивительного, что на этой почве к власти приходит абсолютное дрянцо – интеллектуально убогое и нравственно ничтожное, а вот избавиться от этой напасти уже будет стоить невероятно, недопустимо дорого доверчивому нашему народу, потому что дрянцо-то оно дрянцо, но помнит, конечно, как само дорвалось до власти, и чтобы сообразить, как перекрыть те же пути-дорожки для других, дополнительного ума ему не надо, а разборчивости в выборе средств, в том числе преступных, от него ожидать никак не приходится – чего ему стесняться-то, все красные линии им давно уже бесцеремонно пройдены. Прямо у нас перед глазами. Такие, вот, дела.

В первой половине прошлого века один недоброй памяти политический деятель, которому, однако, не откажешь в своеобразном патриотизме, с горечью писал: "Воспитание в духе демократии, интернационального социализма, пацифизма и т. д. приняло в наше время характер столь исключительный и столь, можно сказать, субъективный, что оно подчиняет себе все и целиком предопределяет взгляд на все окружающее. Что же касается отношения к нации, то оно у нас с ранней молодости только чисто "объективное". Вот и выходит, что немецкий пацифист, субъективно отдающий себя своей идее без остатка, не станет без долгих размышлений на сторону своего народа даже в том случае, если народ подвергнется несправедливым и тяжелым угрозам. Он сначала будет искать, на чьей стороне "объективная" справедливость, и будет считать ниже своего достоинства руководиться простым чувством национального самосохранения".

Чтобы получить наш точный национальный портрет, достаточно заменить слово "немецкий" на "армянский", и это очень печально. Ибо в итоге побеждают те нации, которые руководствуются совсем иным принципом, а именно: "Права она или нет, но это моя страна, и я должен ее защищать всеми возможными средствами". Между тем фразу "да, он сукин сын, но это наш сукин сын", хорошо известную во всем мире, невозможно представить в устах армянина, а зря – в международных делах необходимо пользоваться максимально доступными возможностями, что и делают практически все; благородство тут крайне неуместно, просто губительно. В этом циничном мире невозможно выжить, если самому не принять установленные (пусть и подпольно) правила игры. С волками жить, по-волчьи выть!

"Неблагодарность по отношению к своим великим людям есть характерная черта сильных народов" – по этой формуле Плутарха мы должны были быть самым сильным народом на Земле: нет у нас таких авторитетов, таких поистине великих людей, которые бы не получили от "представителей народа" своего весомого ушата помоев. Не буду говорить о многочисленных соотечественниках за рубежом, действительно болеющих всем сердцем за наше общее дело, всеми силами пытающихся как-то помочь своей исторической Родине и удостаивающихся за это тотальной обструкции со стороны так называемых "патриотов" – как же, их трезвая, продиктованная истинной заботой о будущем нашей страны позиция не совпадает с дурными, крайне опасными для нас фантазиями невежд! Не буду говорить и о многих достойнейших людях, ушедших из этой жизни с глубокой обидой на свою страну, на свой народ.

Я скажу конкретно об одном человеке – Роберте Седраковиче Кочаряне, настоящем герое армянского народа. Чтобы осознать силу и масштаб личности Президента, достаточно обратить внимание на то, что он, отслужив два срока на своем посту (не буду напоминать, сколь многое он сделал за это время для страны), честно сдал полномочия другому человеку и ушел из политики, но, тем не менее, именно он непрерывно в течение долгих лет подвергался и по сей день подвергается наиболее ожесточенным нападкам как извне, так и внутри Армении со стороны ее явных врагов. Почему? Ответ очевиден – потому что именно в нем они видят главное препятствие для осуществления своих подлых планов. Потому что знают – этот человек будет стоять до конца, он не пожалеет самой своей жизни во имя Родины, соответственно он и является их главной мишенью, их главным врагом.

СЕЙЧАС ВАЖНО ГОВОРИТЬ, ОДНАКО, НЕ О ТЕХ МЕРЗАВЦАХ, которые целенаправленно порочат своего экзистенциального врага – с ними-то все ясно; но не менее вредоносны те, якобы, единомышленники, которые, как и Президент, искренне считают, что страну надо срочно спасать от оккупационного режима, но не могут при этом преодолеть в себе какие-то старые обиды, личные счеты и вместо того, чтобы объединиться вокруг очевидно единственного на сегодняшний день дееспособного лидера, несут не имеющую отношения к проблемам сегодняшнего дня околесицу о каких-то его прошлых просчетах или упущениях, тем самым фактически выступая на стороне супостатов. (Кому не ясно, что именно позиция этих "интеллектуалов" и позволила хулигану "победить" на последних выборах.) К этой же компании примыкают те, кто, почем зря, поносят парламентскую оппозицию – мол, бездействуют, наслаждаясь своим привилегированным положением, не предпринимают решительных действий для свержения правительства иностранных агентов. Можно подумать, что у них, у этих записных горе-критиков есть какой-то эффективный план устранения антинародного режима, который, будь они в Национальном собрании, моментально бы осуществили. Серьезнее надо быть, господа. Сейчас жизненно важно объединить все усилия против захватившей власть шайки, и для этого необходим единый лидер, которым, по крайней мере, на сегодняшний день может быть Роберт Кочарян – это реальность, осознайте ее наконец!

И последнее, наверное, самое важное.

Сейчас уже никому не надо доказывать, что Армения пала жертвой широкого международного заговора. Этот заговор плелся в течение десятилетий, было несколько кровавых попыток довести дело до желательного кукловодам финиша, и наконец, во многом благодаря бездарной политике предыдущей власти (в подходящее время и это проанализируем отдельно), Армении руками откровенных иностранных агентов вонзили нож в спину, а сейчас всеми силами пытаются окончательно потопить нашу любимую Родину.

Поскольку, по большому счету, масштабная эта игра направлена, прежде всего, против России, я долгое время не мог понять пассивную, довольно отстраненную позицию этой очевидно заинтересованной державы в процессе экзекуции ее естественного (и объективно единственного) союзника на Кавказе, хотя и было ясно, что президент Путин не может решительно поддержать шулера, который в случае успеха, несомненно, приписал бы все лавры победы себе и постарался бы использовать свое укрепившееся положение для дальнейшего вытеснения России из региона. Однако последние события на постсоветском пространстве, показавшие, что Владимир Путин вполне себе конкретно поставил задачу восстановления в той, или иной форме бывшего союза республик, внесли определенную ясность в этот вопрос (для меня, по крайней мере). Какими бы теплыми ни были отношения между Путиным и Кочаряном, интерес России состоит в том, чтобы руководителем Армении сегодня был вовсе не волевой и патриотически настроенный человек, способный помешать широкомасштабным планам империи, а безвольная, абсолютно дискредитировавшая себя по всем параметрам и всем азимутам тряпка, пусть и мнящая себя (это для кукловодов даже хорошо) драгоценным гобеленом. И поскольку Владимир Путин, по всей видимости, готовится к очень серьезным баталиям с Западным миром, ему не с руки в таких условиях раньше времени вступать в серьезный конфликт с Турцией – отсюда его внешне довольно робкая, можно даже сказать, унизительная политика в отношениях с этой страной в течение последних лет. Сегодня, однако, мы находимся очень близко к критической точке, когда под угрозой русской дубинки должна сформироваться новая политическая конфигурация этого грешного мира, и здесь нам очень важно определиться со своим отношениям к планам Путина. По моим личным наблюдениям (никаких статистических данных по этому поводу нет и быть не может), значительная часть народа Армении сегодня с удовлетворением восприняла бы – будем говорить прямо – вхождение своей страны в состав Союзного государства России и Беларуси, и это главный итог властвования "варчапета" – скажите ему большое "спасибо". Его титаническими усилиями вопрос существования Армении трансформировался из разряда "с помощью России" в формулу "в составе Союзного государства". И, кажется, это безальтернативно.

ЕСТЬ, ПРАВДА, И ДРУГАЯ, ЗАМЕТНО МЕНЬШАЯ, НО ЧРЕЗВЫЧАЙНО АКТИВНАЯ, можно сказать, истеричная часть населения, готовая идти хоть в ад по хорошо известному всем нам адресу, но только не в Россию. Очень глубокая "мысль" этих умников состоит в том, что нам следует упорядочить отношения с Турцией и Азербайджаном, чтобы избавиться от зависимости от России. Что при этом мы попадем в еще более жесткую, фатальную зависимость, просто кабалу к нашим палачам, им как-то не приходит в голову. Маньяки! Лучше всего об этого типа людях сказал русский философ Николай Бердяев: "Ничто так не искажает человеческую природу, как маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что всё мировое зло в евреях, масонах, большевиках, еретиках, буржуазии и т. д., то самый добрый человек превращается в дикого зверя". И дурака, добавлю я. Просто поражаешься, как могут грамотные, вроде, люди, профессиональные дипломаты, хорошо знакомые с историей, нести абсолютную ахинею, типа того, что Запад нам поможет. Когда и где они это видели? Сколько можно жить во снах!

А чтобы дать объективную оценку последствий возможной более тесной интеграции с великой Россией, вернемся к началу нашего разговора о миссии каждого народа на этой земле – созиданию Красоты. Даже самые отчаянные русофобы не смогут отрицать, что семьдесят лет в составе советской империи были самыми плодотворными в истории Армении – при всех потерях, всех жестокостях сталинских репрессий, тысячах и тысячах погибших в Отечественной войне и т.д. Это был период фактического установления государственности, концентрации населения, расцвета науки, культуры, невероятного подъема экономики и т.д. И все успехи были достигнуты с помощью русского народа – надо быть просто свиньей, чтобы не ценить это.

Хочу быть правильно понятым: я вовсе не пропагандирую за немедленное вхождение Армении в состав Союзного государства России и Беларуси – при всем при том, я остаюсь принципиальным сторонником независимости моей Родины. Но если мы будем стоять, точнее, уже стоим перед выбором – Россия или Турция, то выбор (по крайней мере, мой выбор) однозначен. Не сомневаюсь, что подавляющее большинство армян думают так же, как я. Нам критически важно в той или иной форме сохранить себя, а там история рассудит. Она еще предоставит нам реальное право выбора. Я имею в виду – мы завоюем его. По-другому не бывает.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПРИЙТИ К КОНСЕНСУСУ
      2023-06-17 10:43

      Хочу внести предложение. Второе в нашу эпоху всплывшей на чистую поверхность дурно пахнувшей субстанции. Кому интересно, может найти первое предложение здесь. Как показала жизнь, то предложение, которое касалось адекватного наказания супостата, было несколько преждевременным – должно быть, автору, как и всем остальным нашим людям, не хватило прозорливости правильно оценить степень помощи извне навязанному нам режиму, устраивавшему всех, кроме самого армянского народа. Засим мы и получили то, чего заслуживали за свою наивность – ту самую субстанцию на самом верху, и сегодня имеем то, что имеем, а именно – полный швах. Но даже не это самое страшное – нет! Оценим трезвым  взглядом сложившуюся ситуацию.

    • ДЕНЬ И ВЕК ПАМЯТИ
      2021-10-06 10:28

      На днях Эмануилу Егиаевичу Долбакяну исполнилось бы 80 лет. Увы, уже более пяти лет его нет с нами. Наверное, не только у меня до сей поры (и, видимо, уже навсегда) сохраняется такое ощущение, что наш любимый Манвел по-прежнему скромно, без пафоса и лишних слов там, у себя в Москве все тянет свою лямку, тащит свой нелегкий груз, который сам же и взвалил на свои плечи, сам же определил для себя его объем и содержание – определил как гражданин, как патриот, как армянин.

    • "НЕ ПЛАКАТЬ И НЕ СМЕЯТЬСЯ, А ПОНИМАТЬ"
      2021-09-21 10:59

      Нам чрезвычайно важно, хотя и очень трудно, нынче руководствоваться именно этим напутствием великого философа Бенедикта Спинозы. Трудно потому, что именно понимая, что происходит, хочешь и смеяться, и плакать одновременно, и не можешь понять, что горше - смех или слезы!

    • АТРОФИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ
      2021-04-03 10:13

      Идентичность - это те кондиции, верность которым не вызывает сомнений. Несомненно, какое-то ощущение идентичности есть даже у простейших, это необходимо для элементарного выживания и воспроизводства. У более высокоорганизованных существ осознание идентичности проявляется через инстинкты, запрограммированное поведение.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ