РАЗОБЛАЧЕНИЕ ВИРУСА

Начиная с 2021 года в Институте молекулярной биологии НАН РА ведутся исследования различных геновариантов коронавируса, распространенных в Армении в те или иные периоды пандемии. Выясняются и пути проникновения вирусной инфекции в нашу страну.

ИЗВЕСТНО, ЧТО КОРОНАВИРУС МУТИРУЕТ И В ПРОЦЕССЕ НАКОПЛЕНИЯ МУТАЦИЙ приобретает новые свойства, становится более или менее заразным, а его чувствительность к вакцинам может снижаться. В результате исследования мутаций вирус относят к тому или иному геноварианту с соответствующими отличиями от первоначального Уханьского варианта.

Как выяснилось в процессе проводимых работ, мутации могут возникать на территориях с активной циркуляцией вируса и большим количеством зараженных. Информация о мутациях важна для практической медицины, поскольку позволяет отслеживать потенциальные риски, предсказывать изменения структуры и функции тех или иных вирусных белков, а также географию перемещений. Для выяснения этих вопросов используются методы полногеномных исследований, предоставляющие полную информацию об уже известных и ранее не встречавшихся генетических изменениях, которые могут стать причиной заболеваний.

Во многих странах мира эти работы ведутся давно. Ученые пытаются отслеживать геноварианты вирусов, встречающиеся в пределах разных стран, выясняют факторы, связанные с их наличием или отсутствием, а также частоту встречаемости и эпидемиологические риски - количество зараженных и смертных случаев. Но в Армении эти исследования начали проводиться только в последние годы, после возникновения пандемии, однако высокая квалификация вовлеченных в эти работы специалистов и наличие необходимого оборудования позволили получить результаты, имеющие как чисто научное, так и практическое значение.

Исследования, проведенные в Институте молекулярной биологии НАН РА, показали, что первым геновариантом коронавируса, проникшим в Армению, был оригинальный вариант, с которого началась эпидемия в Китае, но в нашу страну он попал из Ирана.

По пути из Китая в Иран вирус мутировал, но это не отразилось ни на течении заболевания, ни на его распространяемости. На геномном уровне были определены ближайшие генетические варианты - наиболее схожие с тем, который был обнаружен в нашей стране. А в апреле 2020 года в Армении появился новый, более заразный геновариант коронавируса, проникший к нам из Италии. В плане заражаемости этот вирус (на этот раз завезенный уже из России) оказался более опасным, чем его предшественники, этим и объясняется два пика заболеваемости – в июне-июле и в октябре 2020 года.

Подтвержденной информации по эффективности лечения разных геновариантов пока нет. Но мировая практика свидетельствует о том, что схемы лечения разных геновариантов практически не отличаются. В марте 2021 года появился альфа-геновариант, который назвали британским штаммом - еще более опасным в плане заражаемости, поэтому ВОЗ присвоил ему статус вызывающего обеспокоенность, представляющего серьезную угрозу. Особая опасность этого геноварианта была обусловлена тем, что в результате мутаций он стал более стойким и иммунная система не могла с ним эффективно бороться.

НЕСКОЛЬКО ПОЗЖЕ, В ТОМ ЖЕ 2021 ГОДУ ПРОИЗОШЕЛ резкий всплеск геноварианта дельта, который оказался еще более заразным, чем геновариант альфа, а уже в зимой 2022 года был выявлен геновариант омикрон – еще более заразный, чем дельта, но число смертных случаев значительно снизилось. Возможно, это было связано с вакцинацией, которую к тому времени прошло достаточно много граждан Армении. Были проведены исследования, направленные на то, чтобы определить, насколько мутации могут быть связаны с теми генами и белками иммунной системы, которые отвечают за нейтрализацию вируса. Оказалось, что большинство мутаций в вирусе происходит на участках распознавания иммунной системы. Дело в том, что мутации в белках приводят к тому, что иммунная система начинает распознавать опасных "гостей" значительно хуже и действовать менее эффективно, чем могла бы при отсутствии этих мутаций. Именно это позволяет вирусам чувствовать себя в организме комфортно.

Как же усилить возможности иммунной системы? Именно на это и направлено действие вакцины, причем так, чтобы иммунная система могла противостоять всем известным геновариантам вируса. Однако вакцин, гарантирующих стопроцентную защищенность, не существует, но используемые сегодня вакцины все же могут достаточно эффективно бороться с вирусом, причем с первоначальным вариантом лучше, с омикроном - хуже.

Проведенные исследования дали важные научные и практические результаты. Были получены данные об эволюции вируса и изменении в нем генетической информации, что влияет на его выживаемость и распространение, были объективно оценены эффективность тестирования и вакцинации, удалось проследить пути проникновения вируса в нашу страну, что необходимо для правильной организации эпидемиологических мероприятий. Был выявлен молекулярный механизм взаимодействия вируса с клетками организма. И что еще очень важно – результаты проведенных исследований могут быть эффективно использованы при разработке противовирусных препаратов.

Наряду с Институтом молекулярной биологии в проведении этих работ участвовали специалисты из Национального центра инфекционных заболеваний, а также Центра по контролю и профилактике заболеваний Минздрава РА, сотрудники лаборатории генной инженерии Российско-Армянского университета, коллеги из Швеции и США, что стало прекрасным примером сотрудничества научных и медицинских организаций. Полученные результаты вошли в уже подготовленную статью, которая отправлена в авторитетный научный журнал.

Разумеется, такие исследования ведутся и во многих других странах мира, что позволяет выявить специфические особенности тех или иных геновариантов и разработать эффективные меры по лечению и профилактике вирусных заболеваний.

• НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА
      2024-04-17 12:22

В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

• БЕСПЛАТНЫЙ СЫР МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ ДОРОГО
      2024-04-17 10:16

В интервью "ГА" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА Гаяне МАХМУРЯН рассматривает исторические отношения Армении с Западом.

• "НЕЛЬЗЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ НАУКУ В ОДНОМ МЕСТЕ"
      2024-04-15 11:21

В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН комментирует идею создания академгородка и перевода туда всех академических институтов и вузов.

• ЗАКОН ОБ АКАДЕМИИ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
      2024-04-12 09:46

В интервью «ГА» директор Института радиофизики и электроники НАН РА Тигран ЗАКАРЯН оценивает планы по строительству академгородка и переводу туда институтов Национальной академии наук Армении.