Последние новости

ОСТАЛОСЬ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ

В интервью "ГА" заведующий кафедрой физики полупроводников и микроэлектроники ЕГУ, доктор физико-математических наук, профессор Карен ГАМБАРЯН говорит о перспективности разработок и создания производства полупроводниковых приборов в Армении.

- Г-н Гамбарян, темпы научно-технического развития постоянно растут, возникает потребность в новых специалистах, удается ли техническим факультетам и вузам Армении адекватно реагировать на требования времени?

- Не берусь оценивать ситуацию в системе образования Армении в целом, но наша кафедра и действующий при ней научный центр полупроводниковых приборов и нанотехнологий, думаю, справляется с новыми образовательными задачами и активно ведет исследования по перспективным научным направлениям. А это очень важно для подготовки современных специалистов. Причем, следуя традициям кафедры, заложенным со времени ее основания, нам удается сочетать теоретические и экспериментальные исследования. В советские годы на нашей кафедре делались очень серьезные разработки, в том числе и специального назначения, которые находили практическое применение, выполнялись договорные работы.

В те годы в Армении очень успешно развивалась электронная промышленность, действовали десятки предприятий этого профиля. К сожалению, в последующие годы активность исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной области, значительно снизилась, практически все предприятия этого профиля перестали существовать. Но если бы нам удалось сохранить прежнюю интенсивность исследовательской деятельности и имевшиеся в республике предприятия этой отрасли, сегодня Армения входила бы в число стран, имеющих передовую электронику. К сожалению, мы многое потеряли. В то же время некоторые из прежних республики СССР, а также страны, которые не имели ни научных школ, ни специалистов в области электроники, осознавая актуальность исследований этого направления, активно их развивают, готовят кадры как у себя, так и за рубежом.

Мне приходилось встречаться с профессором из Объединенных Арабских Эмиратов, который сначала окончил университет в своей стране, потом стажировался в Англии. Там он защитил диссертацию, мог получить престижную высокооплачиваемую должность, но ему предложили еще большую зарплату и максимально благоприятные условия для работы в Эмиратах, и он вернулся на родину, где стал директором крупной фирмы, которая занимается технологиями полупроводников и нанотехнологиями. Там развитие передовой науки всячески поддерживается, поскольку есть понимание, насколько это необходимо и важно. К сожалению, у нас наука, в том числе и ее передовые направления, пока не получают необходимой поддержки. Однако нам все же удается не только сохранять научный потенциал, но и развивать новые направления. В последние 10 лет мы активно занимаемся нанотехнологиями, причем именно для практического применения.

- В каких областях используются эти устройства?

- Рынок огромный. Причем Армения могла бы эффективно развивать технологии полупроводников, микроэлектронику. То есть речь идет об устройствах, в которых на площади один квадратный сантиметр размещается 8-10 миллионов транзисторов. Возможностями создания современных наноэлектронных приборов размером 3-5 нанометров обладает всего несколько стран мира, где целенаправленно отбираются наиболее одаренные, направляются на стажировки в передовые научные центры, а затем эти специалисты находят работу на современных производствах, которые уже действуют в этих странах.

- Подготовка специалистов по передовым направлениям требует определенных изменений в учебных программах. Насколько мне известно, нанофизика существенно отличается от классической, ваши студенты получают новые знания?

- Разумеется. Руководство университета и факультета радиофизики с полным пониманием относится к этим задачам и поддерживает наши инициативы. Безусловно, все начинается с физики, это фундамент, но не все заканчивается физикой. Есть принципиальная разница между нанофизикой, наноэлектроникой и, тем более, нанотехнологиями. А поскольку нанотехнологии очень разнообразны и сфера их применения огромная, то понятие нанотехнология включает в себя все естественные науки, а также инженерию, материаловедение… Без этих знаний невозможно стать специалистом в этой области. Именно поэтому за последние несколько лет в образовательной программе нашей кафедры, а также на факультете радиофизики в целом, проведены существенные изменения и обновления, включая области информационных технологий, материаловедения, композитных и функциональных материалов и т.д. Важную роль в подготовке современных специалистов могут сыграть сохранившиеся в Армении научные школы.

- А как обстоят дела с технической оснащенностью вашей кафедры? Вам удается получать интересные результаты?

- На протяжении многих лет заведующим нашей кафедрой был академик Владимир Михайлович Арутюнян, который также является одним из основателей нашего центра. Он всегда всячески поддерживал экспериментальное направление. Нам удалось сохранить и усовершенствовать старую аппаратуру, приобрести новую, поэтому мы располагаем необходимыми возможностями для полноценной исследовательской работы. У нас есть классическая полупроводниковая технология, много разработок по нанотехнологии. Отмечу несколько имеющихся у нас направлений: полупроводниковые наноструктуры – квантовые точки, квантовые волокна и т.д. Причем мы не только разработали технологию получения полупроводниковых квантовых точек, но и создали на их основе конкретные приборы, в частности, фотодетекторы и фотоприемники инфракрасного спектра излучения. Мы работаем по одному их самых актуальных сегодня направлений в области нанофизики и нанотехнологии в целом. Работы по выращиванию полупроводниковых квантовых точек мы начали еще лет 10 назад. Сегодня у нас опубликовано очень много статей именно по экспериментальной нанотехнологии в самых передовых международных научных журналах.

- То есть, несмотря на большие потери, Армения все же сохранила научный потенциал и могла бы успешно развивать электронную промышленность, разрабатывать и производить полупроводниковые приборы. Но прежних предприятий этой отрасли больше не существует, а создание новых потребует серьезных вложений. Насколько это реально?

- Страна, имеющая передовые производства в области нанотехнологий, обеспечивает себе другой статус в мире и более высокий уровень безопасности. А появятся у нас такие предприятия или нет – это вопрос государственных приоритетов и стратегии развития. Во всех случаях тяжелая промышленность Армении не под силу, но развивать полупроводниковую промышленность мы можем. Маленький остров Тайвань обеспечивает 70-80% мировых потребностей в микросхемах.

- Предположим, идея возрождения электронной промышленности в Армении получила государственную поддержку, но будет ли наша продукция обеспечена спросом?

- Это очень важный вопрос, выйти на рынок действительно трудно. Но решения есть. Я могу привести примеры нескольких крупных европейских фирм, которые, при условии закупки у них производственного оборудования, обеспечат нам место на рынке. Приобретать производственное оборудование придется во всех случаях, значит надо выбирать партнера с учетом и других преимуществ.

- У нас достаточно большая и солидная диаспора, в которой есть и авторитетные ученые, и крупные предприниматели. Может, стоило бы использовать этот ресурс для реализации крупных проектов, в частности, по воссозданию электронной промышленности в Армении? А если не просто просить деньги, а сделать влиятельных и состоятельных соотечественников участниками проектов, это может дать очень хорошие результаты. Не так ли?

- Конечно, будет хорошо, если диаспора всячески поддержит создание перспективной отрасли, но сама ее специфика требует особых подходов. Дело в том, что в этой области особенно много устройств двойного и исключительно специального назначения, поэтому сотрудничество с диаспорой обязательно должно осуществляться под контролем государства. Таков порядок во всем мире. Например, такие влиятельнейшие фирмы, как Роллс-Ройс, Самсунг, Боинг, Сони выпускают не только те виды продукции, по которым они приобрели мировую известность, но и другие – двойного и специального назначения, поэтому возможности сбыта этой продукции и некоторые другие аспекты деятельности этих фирм определяются на государственном уровне. Думаю, если наше государство заинтересует возможность создания производства полупроводниковых приборов в Армении, то все организационные вопросы удастся решить.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА
      2024-04-17 12:22

      В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

    • БЕСПЛАТНЫЙ СЫР МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ ДОРОГО
      2024-04-17 10:16

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА Гаяне МАХМУРЯН рассматривает исторические отношения Армении с Западом.

    • "НЕЛЬЗЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ НАУКУ В ОДНОМ МЕСТЕ"
      2024-04-15 11:21

      В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН комментирует идею создания академгородка и перевода туда всех академических институтов и вузов.

    • ЗАКОН ОБ АКАДЕМИИ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
      2024-04-12 09:46

      В интервью «ГА» директор Института радиофизики и электроники НАН РА Тигран ЗАКАРЯН оценивает планы по строительству академгородка и переводу туда институтов Национальной академии наук Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ