Последние новости

ШУШИНСКИЙ МУЗЕЙ КОВРОВ: ИСТОРИЯ ПОТЕРЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

С 1-го июля Музей ковров Шуши останется без крыши над головой – уже второй раз. Редкому в своем роде очагу армянской культуры и единственному спасшемуся в ходе 44-дневной Арцахской войны музею грозит быть выселенным на улицу.

К концу июня истекает срок договоренности с ереванским Музеем-институтом архитектуры им. Ал.Таманяна, где шушинские ковры после войны были выставлены в течение 6 месяцев и вызвали огромный интерес у местных и зарубежных посетителей. Сейчас они хранятся здесь в запасниках. Какой будет дальнейшая судьба этого уникального пласта армянского культурного наследия? Будет ли предоставлено помещение для постоянной экспозиции ковров из Арцаха или и эта страница древней армянской культуры будет забыта при молчаливом безразличии власть имущих? Эти и другие вопросы, связанные с шушинским музеем, не имеют ответа.

 Основатель и директор Музея ковров Шуши Вардан АсцатрянКАК ОТМЕТИЛ В ИНТЕРВЬЮ ГАЗЕТЕ "ГОЛОС АРМЕНИИ" основатель и директор Музея ковров Шуши Вардан Асцатрян, найдя после войны для своей коллекции временное пристанище в Ереване, он надеялся, что за год правительственные структуры, ответственные за культуру и национальное наследие, смогут разрешить проблему и найти достойный выход из ситуации. Однако ни в Арцахе, ни в Армении вопрос не получил разрешения.

О том, что музею нужно свое помещение, Вардан Асцатрян не раз говорил как в беседах с представителями СМИ, так и с руководителями Министерств образования, науки, культуры, спорта (МОНКС) и Армении, и Арцаха. Из Арцаха поступило предложение перевезти коллекцию в Степанакерт и разместить в здании Шелкового комбината. Однако ни Музей ковров, ни комбинат не являются государственными учреждениями, и решить вопрос таким образом в правовом поле не удалось.

В Армении на уровне МОНКС Вардану Асцатряну поначалу предложили перенести коллекцию из Музея-института архитектуры в Центр народного искусства им.Ов.Шарамбеяна или Этнографический музей Армении в Сардарапате. Однако в обоих очагах культуры имеется своя коллекция ковров, среди которых арцахское наследие может затеряться. Да и условия хранения этого вида изделий оставляет желать лучшего: сырость и микроорганизмы способны нанести непоправимый вред шушинским экспонатам.

К концу зимы из МОНКС РА поступило другое предложение – в форме устного утверждения: шушинские ковровые сокровища будут размещены в Музее истории Армении в виде постоянной экспозиции. Вскоре и это решение повисло в воздухе, так как Исторический музей встал на капитальный ремонт, а в помещении, якобы предназначенном для Музея ковров Шуши, ремонтные работы еще не начались и вряд ли завершатся к концу июня. Ремонт планируется в ближайшее время и в Музее-институте архитектуры, что автоматически означает вынужденное выселение арцахских ковров на улицу.

"Музей ковров Шуши я создавал по крупицам, приобретая у арцахцев разных регионов старинные экспонаты, доставшиеся им от своих предков, - отметил Вардан Асцатрян и продолжил - Интерес к коврам у меня родился не только из большой любви к национальному искусству, раритетам, богатейшему культурному наследию нашего народа. Еще в студенческие годы, а это было в советскую эпоху, я обнаружил, что азербайджанцы разъезжают по Карабаху и скупают у армян родовые старинные ковры или обменивают эти ценные образцы на современные ковровые изделия, произведенные на фабричных станках. Я понимал, что их цель – присвоение армянского культурного наследия, к которой они шли всеми возможными путями еще с советского времени и которую в разы быстрее пытаются достичь сейчас, после 44-дневной войны. После освобождения Арцаха в начале 1990-х гг. я задумал спасти от потери этот уникальный пласт армянской культуры, уходящий корнями в древние времена, и собрать под одним кровом сокровищницу арцахского коврового искусства для потомков".

 ШУШИНСКИЙ МУЗЕЙ КОВРОВ: ИСТОРИЯ ПОТЕРЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯНА СБОР ЭКСПОНАТОВ УШЛО ОКОЛО 10 ЛЕТ, еще столько же в Шуши активно действовал музей, куда приезжали ценители этого вида декоративно-прикладного искусства и старины со всего света. Вардан Асцатрян не только выставлял редкие арцахские ковры, но и занимался их описанием, этимологией, систематизацией, изучал их символику, цветовую гамму, присущую ткачам Арцаха и других регионов. Музей ковров Шуши не успел обрести государственный статус и был оформлен как фонд, что вызвало немало проблем с эвакуацией его экспонатов во время войны. Тем не менее, владельцу коллекции удалось спасти от вражеских снарядов и дальнейшего разграбления со стороны оккупантов 170 ценных ковров. Около 180 арцахских ковров осталось в запасниках музея в Шуши и сегодня присвоено азербайджанцами, причем Вардан Асцатрян чуть ли не объявлен в розыск за "воровство" "древнего азербайджанского наследия" и "его незаконный вывоз в Армению".

"Мне предложили объединить ковры из моей коллекции с имеющимися в Музее истории Армении арцахскими коврами во временную экспозицию, что само по себе нонсенс, - говорит Вардан Асцатрян. – Шушинский музей таким образом растворится в другой музейной коллекции и перестанет быть важной во всех смыслах единицей. Да и временные экспозиции имеют обыкновение заканчиваться, и спасенные из Шуши ковры будут убраны в склады и забыты. Я недавно вернулся из Степанакерта, где пробыл около недели, однако судьба моего музея никого там не заинтересовала: представители правительства знали, что я буду в Арцахе, но не связались со мной, чтобы предложить что-либо действенное. В Армении же я недавно говорил с главами культурного ведомства, напомнив, что конец июня совсем близок. Меня в очередной раз попросили подождать с неделю для решения вопроса. Что касается "соседей", в конце мая в азербайджанской прессе появилась статья, где меня раз 10 обозвали вором и где говорилось, что я в Армении всем надоел со своими коврами, мол, времена нынче изменились и даже армянское правительство дает мне понять, что ковры - это азербайджанское наследие".

 ШУШИНСКИЙ МУЗЕЙ КОВРОВ: ИСТОРИЯ ПОТЕРЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯСОЗДАВАЯ МУЗЕЙ КОВРОВ, ВАРДАН АСЦАТРЯН БЫЛ УВЕРЕН, что делает благое дело, спасая от утраты один из видов армянского прикладного искусства, которым в старину и даже в ХVIII –ХIХ вв. славились арцахские мастера. Но сегодня, когда спустя более чем полтора года после войны в Арцахе единственный спасшийся после войны музей не вызывает интереса в правительственных структурах обоих армянских государств и лишь удостаивается пустых разговоров, Вардану Асцатряну ничего не остается, как развести руками.

"Иногда ловлю себя на мысли: а стоило ли затевать всю эту историю с созданием музея? Смотрю вокруг и обнаруживаю в армянском обществе печальную картину, схожую с эндогенным психозом, когда нации больше ничего не нужно: ни сохранения традиций и национальной культуры, ни продолжения поколений, ни родины. Такое же состояние было у византийцев, ассирийцев и других наций перед тем, как они растворились в других народах, - заметил Вардан Асцатрян. – Единственный в мире музей армянских ковров, где экспонаты имеют точную атрибуцию, никому не нужен: ни правительству, ни людям, ни известным благотворителям, которые знают о судьбе музея, но ни разу не предложили ему свою помощь. Если через 10 дней в Музее-институте архитектуры меня попросят забрать коллекцию ковров, что мне с ней делать? Вынести на Вернисаж?".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Рубен ПАШИНЯН: «НАШ НАРОД РЕИНКАРНИРОВАЛ МНОГОКРАТНО»
      2024-07-26 10:31

      В конце мая в Лондоне состоялся творческий вечер армянского писателя, журналиста, актера и режиссера Рубена Пашиняна, организованный литературным клубом «Глагол». Вечер прошел в атмосфере, свойственной европейским арт-салонам. Были представлены книга «Разнобой» и фильм «Сынок, а где Евфрат?», известные в определенных кругах не только армянской, но и российской, американской общественности.

    • ДВА ЧАСА С МУЗЫКОЙ НАРИНЕ ЗАРИФЯН
      2024-07-24 10:34

      Для любого композитора юбилейный авторский концерт - огромный праздник, к которому он идет на протяжении всего творческого пути. В то же время это своеобразный отчет перед слушателем о проделанной за долгие годы работе, презентация музыкальных жемчужин из собственной "шкатулки", демонстрация профессионального роста и, конечно же, искреннее желание порадовать поклонников своего творчества. В этих настроениях и прошел концерт именитого композитора, профессора ЕГК им. Комитаса, заведующей кафедрой джазовой и популярной музыки Нарине Зарифян, приуроченный к 40-летию творческой деятельности. Юбилейный вечер, хоть и запоздал слегка, не потерял своей значимости и оказался долгожданным не только для виновницы торжества, но и для ее коллег и студентов, широкой музыкальной общественности Армении. К означенному дню и часу Большой концертный зал "Арам Хачатурян" заполнился до отказа гостями из Еревана, Ванадзора, Гюмри и других уголков нашей страны.

    • АРМЯНСКОЕ КИНО В РАЗРЕЗЕ ВЕКА
      2024-07-23 10:53

      Прошлый год ознаменовался празднованием 100-летия армянского кинематографа, которое отмечалось по всем удобным случаям. В Армении проводились мероприятия, приуроченные к юбилейной дате, а многочисленные отечественные кинофестивали обязательно включали в свои программы показы, смотры, круглые столы, обсуждения и другие форматы, посвященные вековой годовщине нашего самобытного кино.

    • «ГРАТОН» У СТЕН МАТЕНАДАРАНА
      2024-07-20 11:04

      В Матенадаране открылся I Международный арменоведческий конгресс, собравший на своей площадке специалистов из разных стран. Программа конгресса, проходящего 19-22 июля, насыщена мероприятиями. На фоне научного форума, презентаций книг, круглых столов, культурной программы и обсуждений выделилась книжная экспо-ярмарка «Гратон», где представлены важные издания по арменоведению. Ярмарка проводится в международном формате и также впервые и включает продукцию более 20 государственных и частных издательств, музеев, научных и образовательных институтов Армении и Спюрка. Все книги вышли в свет за последние 5 лет и обрели известность в широких научно-общественных кругах, интересующихся арменоведческими дисциплинами, темами, вопросами. На их основе можно составить представление о направлениях арменоведения, которые чаще исследуются специалистами.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СОГЛАСНО АЗЕРБАЙДЖАНСКИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ
      2023-08-14 13:19

      Как сообщают азербайджанские СМИ, кампания САЕАС «ФОКУС» провела с 20 июля по 3 августа в Баку примечательный социологический опрос. Респондентам предлагалось ответить на вопрос, кого из лидеров ведущих региональных игроков они считают главными союзниками Азербайджана в борьбе за Нагорный Карабах. Причем азербайджанские респонденты могли отметить сразу несколько вариантов ответов.

    • КРАСНАЯ ЛИНИЯ НИКОЛА ПАШИНЯНА
      2023-07-31 09:50

      Пропагандисты Пашиняна не устают талдычить, что, дескать, правительство Пашиняна четко обозначило свои красные линии на переговорах с Баку: территориальная целостность Армении + права и безопасность жителей Нагорного Карабаха. Наверное, это самый большой на сегодняшний день политический блеф Никола Пашиняна. Сродни "мирной повестке", которая на самом деле является "повесткой поражения". Но вернемся к "красным линиям".

    • НЕТЕРПЕЛИВОЕ ОЖИДАНИЕ ГОСДЕПА
      2023-06-14 12:56

      «Мы с нетерпением ожидаем проведения еще одного раунда переговоров в Вашингтоне, поскольку стороны продолжают вести мирный диалог в регионе Южного Кавказа», - заявил, по сообщениям информационных агентств, руководитель пресс-службы Госдепа США Мэттью Миллер на брифинге, комментируя перенос по просьбе Баку запланированной на 12 июня в Вашингтоне встречи глав МИД Армении и Азербайджана.

    • МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ
      2023-05-18 13:02

      Завтра в Москве пройдут трехсторонние переговоры глав МИД Армении, Азербайджана и России. «Состоится предметное обсуждение реализации трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 и 31 октября 2022 года, включая разблокирование транспортных и экономических связей, делимитацию армяно-азербайджанской границы, подготовку мирного договора между странами, а также контакты по линии общественности, экспертов и парламентариев», - заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.