БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ: ДРУГОЙ ВЗГЛЯД

В интервью «ГА» замдиректора по науке Бюраканской обсерватории Гайк АРУТЮНЯН представляет свое видение образования космических тел.

- Г-н Арутюнян, какими исследованиями вы сейчас занимаетесь?

- Более 20 лет я занимаюсь проблемой эволюции космических объектов и самого вещества, что связано с нестационарными явлениями на всех уровнях мироздания. Возможно, мои идеи могут показаться игрой воображения. Однако современные модели образования космических объектов основаны на старой гипотезе Канта-Лапласа. Все, что открыто позднее, подстраивается под нее. В результате недоказанная гипотеза становится основным инструментом исследований, а модель, противоречащая гипотезе, считается ошибочной. Но модель должна согласовывать теорию с наблюдательными фактами, а не с гипотезой.

- Что это значит?

- В 30-х годах ХХ века известный астрофизик Фриц Цвикки изучал скопления галактик- космические структуры, которые могут включать в себя более тысячи галактик. Оказалось, что эти структуры расширяются. Но согласно принятой парадигме, скопления не могут расширяться, поскольку образовались за счет сжатия первичного облака, которое должно было обладать отрицательной энергией. Чтобы согласовать данные наблюдений с требованиями гипотезы, Цвикки ввел понятие темной материи - вещества, не излучающего электромагнитные волны и проявляющего себя только в гравитации. Умный человек и честный ученый Цвикки просто не смог преодолеть инерцию мышления. В дальнейшем и другие одаренные ученые придумывали блестящие эксперименты, тратили огромные средства, чтобы найти частицы злосчастной темной материи, но безуспешно.

- Какой вывод представляется вам более обоснованным?

- Думаю, стоило согласиться с данными наблюдений и признать, что, вопреки принятой теории, скопления галактик расширяются, как и вся Вселенная. Такова была и точка зрения Виктора Амбарцумяна, считавшего, что на всех иерархических уровнях мироздания происходят процессы распада и расширения, чему сопутствуют выбросы массы/энергии из активных объектов.

- Что произошло потом?

- После открытия Леметром и Хабблом явления расширения в 20-х годах ХХ века ученые пытались найти скорость замедления расширения. А замедление должно было наблюдаться, если Вселенная образовалась в результате просто Большого взрыва, давшего первоначальный импульс материи. Огромная масса расширяющейся Вселенной должна тормозить расширение. Скорость замедления зависит от начального импульса и полной массы. Понять, как замедляется расширение, не удалось, а потом было доказано, что вместо замедления наблюдается ускорение. Это должно было изменить восприятие принятой парадигмы формирования космических объектов, но этого не случилось. Однако открытие ускорения расширения подтолкнуло меня к пониманию некоторых парадоксов.

- Что особо заинтересовало вас в этом открытии?

- Ускорение означает наличие какой-то силы. Поэтому возникло предположение о существовании прежде неизвестной энергии, отвечающей за силу, ее назвали темной. Но если понятие темной энергии объясняло реальное ускорение, то понятие темной материи возникло в результате стремления спасти гипотезу. Расчеты показали, что из существующей массы/энергии примерно 70% заключено в темной энергии, а барионная материя составляет всего несколько процентов.

- Что такое барионная материя?

- Это все, что нас окружает – звезды, планеты, галактики, люди, деревья и т.д., то, из чего состоят ядра атомов – протоны и нейтроны, все, что мы называем веществом. И, если верить наблюдениям и вычислениям, эта барионная материя составляет всего несколько процентов энергии и массы Вселенной. А темная материя, которая фигурирует в расчетах, считается вторым по величине носителем энергии/массы. Но я не верю в существование темной материи.

- А в существование темной энергии верите?

- Существование темной энергии подтверждено наблюдениями и другого объяснения ускорению нет.

- Закон расширения и ускорения действует только в космосе?

- Большинство ученых считает это явление прерогативой только больших масштабов, но признают, что темная энергия заполняет все пространство. Некоторые считают ее влияние ничтожным, опираясь на ее чрезвычайно малую плотность. Но энергии присуще накопление. Думаю, расширение и ускорение происходит во всех масштабах и при глубоком изучении следы воздействия темной энергии можно обнаружить везде.

- С какой скоростью происходит расширение?

- Скорость удаления объектов друг от друга тем больше, чем больше расстояние между ними. Космические расстояния измеряются световыми годами и парсеками. Мегапарсек – миллион парсеков, в этом масштабе расширение составляет примерно 70 километров в секунду. Согласно сегодняшним измерениям, скорость удаления Луны от Земли составляет 3.82 сантиметра в год, а точность измерений 0.7мм! Кстати, мои попытки сравнивать скорости расширения Вселенной и удаления Луны от Земли многие астрофизики восприняли крайне скептически, и только Амбарцумян к этому отнесся серьезно.

- Но это было давно…

- Да. Тогда были задачи, для решения которых требовалось больше математики и расчетов. Тем, что касалось наблюдательных закономерностей расширения, я занимался как любитель и думал, что эти закономерности показывают то, что утверждает официальная наука, но хорошо знал работы Амбарцумяна по формированию космических объектов. Я и сейчас ищу факты, подтверждающие «бюраканскую концепцию».

- А какое отношение имеет расширение к этой концепции?

- Казалось бы, никакого. Но интуиция подсказывала, что решение - в механизме расширения. Все изменилось, когда оказалось, что расширение ускоряется и появился другой игрок – темная энергия, которая управляет всем происходящим в космосе. Но она действует чрезвычайно осторожно, а результаты ее воздействия видны только издалека.

- Вы не могли бы представить это более доступно?

- Темная энергия, чем бы она ни была, наполняет все пространство и на всех уровнях взаимодействует с барионными объектами, если в данной точке пространства они существуют. А то, что барионная материя взаимодействует с носителем темной энергии, не вызывает сомнений. Иначе космические объекты не ускорялись бы, и мы бы не знали, что ускорение существует. В малых масштабах нашей жизни воздействие темной энергии не уловимо простым наблюдением ввиду ее малой плотности. Однако энергия постоянно взаимодействует со всеми объектами – с атомными ядрами, планетами, звездами, планетарными системами.

- И что происходит в результате этого взаимодействия?

- Все барионные объекты и их системы, начиная с элементарных частиц, атомных ядер и кончая планетами, планетарными системами, звездами и галактиками, существуют как целое из-за банального недостатка энергии. Чтобы разделить их на части, нужно определенное количество энергии. В атомных ядрах это энергия связи, в макро- и мегамирах это гравитационная энергия. Нехватка энергии при математическом описании обозначается как отрицательная энергия, которой обладают все стабильные объекты. При взаимодействии с темной энергией всех перечисленных объектов и систем происходит обмен энергии. Темная энергия имеет положительный знак, она совершает работу. А второй закон термодинамики гласит, что при взаимодействии различных физических систем энергия переносится к той системе, где ее меньше. Значит, благодаря взаимодействию с темной энергией, барионная материя в любом случае получает дополнительную энергию, пусть даже в малых количествах. Процесс впрыскивания энергии в барионную материю продолжается постоянно и в конце концов количество превращается в качество.

- Предположим, что это правильно, что из этого следует?

- Достаточно, применяя законы физики, посмотреть, что происходит с барионными объектами и их системами, когда в них вливается дополнительная энергия. Но самое интересное происходит на самом нижнем уровне мироздания. Если в атомное ядро впрыскивается энергия, то уменьшается ядерная энергия связи, а значит - увеличивается масса ядра. Не имеет значения, насколько увеличивается. От этого зависит лишь временной масштаб происходящего. Важно то, что такой процесс происходит. А это, в свою очередь, показывает, что в ходе эволюции увеличивается масса барионной Вселенной. Именно это заключение позволяет легко интерпретировать один парадокс, о котором почти не говорят или же изобретаются какие-то неестественные механизмы, не имеющие никакого отношения к физике, которую мы знаем.

- Что вы имеете в виду?

- Согласно принятой точке зрения, вся материя образовалась уже через несколько сотен тысяч лет после Большого взрыва, причем она существовала в виде смеси водорода и гелия. Потом началась фрагментация водородно-гелиевых облаков, которые сжимались под действием собственной гравитации. Их потенциальная энергия превратилась в кинетическую, возникла большая скорость, а значит и большая температура. Ядра гелия и водорода стали сближаться, сливаться, и из них образовались тяжелые элементы. В этом процессе тоже не все так гладко, как представляется. Но я не об этом. Дело в том, что, если тогда вся материя уже была образована и обладала своим гравитационным полем, то согласно тому же «основному течению» современной науки, она была внутри, так называемой, черной дыры. Следовательно, она не могла продолжать расширение, а должна была захлопнуться, должен был произойти коллапс. А Вселенная продолжает расширяется и ускоряться! Решение одно - масса материи в прошлом была меньше, и она увеличивается параллельно с расширением, и этого вывода не избежать. В парадигме, которую я защищаю, решение появляется естественным образом. И не только для данной проблемы.

- Есть и другие?

- Есть. Я много говорил и докладывал об этих результатах. Это мое видение мира. Возможно, мы когда-нибудь поговорим и об этом.

• ВОПРЕКИ РЕАЛЬНОСТИ И ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ
      2024-04-26 11:13

В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН говорит о проблемах аттестации сотрудников Академии.

• НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА
      2024-04-17 12:22

В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

• БЕСПЛАТНЫЙ СЫР МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ ДОРОГО
      2024-04-17 10:16

В интервью "ГА" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА Гаяне МАХМУРЯН рассматривает исторические отношения Армении с Западом.

• "НЕЛЬЗЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ НАУКУ В ОДНОМ МЕСТЕ"
      2024-04-15 11:21

В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН комментирует идею создания академгородка и перевода туда всех академических институтов и вузов.