Последние новости

ДУША ЕГО - В ПЕСНЯХ (Видео)

Когда мы впервые услышали его голос? Наверное, в начале 90-х, когда на эстраду вдруг неистово хлынула молодежь. Когда жизнь только открывала свои возможности, обещала счастье, любовь и радость. Это время породило для многих новые иллюзии и новые надежды. Люди стали свободно выражать свои мысли и чувства.

МОЛОДОСТЬ АЙКО СЧАСТЛИВО СОВПАЛА С ПЕРЕМЕНОЙ общественного климата. Время несло в себе своеобразный заряд, легкомысленную свободу. Как много тяжких ударов и разочарований предстояло испытать этому поколению, да и всем нам!

 Айко (Айк Акопян) был тогда уже услышан, он с удовольствием пел чужие песни, или писал музыку на чужие стихи. Помню, какими легковесными казались эти песни. Стихи - не стихи, так, подтекстовочки, бесхитростные мелодии. И все же, в его исполнении эти песни чем-то вдохновляли, трогали, волновали. В этом была какая-то тайна, но разгадывать ее еще было некому. Слушатели были увлечены и не слишком-то задумывались о тайных пружинах ремесла.

Чем же покорял он своих первых слушателей? Песенки были легки, искренны и потому непривычны. Они были не пошловато-куплетного свойства. Если грусть – то сдержанная, мужская, лишенная псевдолирических вздохов. Автор словно пел их для себя, не помышляя ни о громкой славе, ни о регалиях, - лишь о том, как он молод, счастлив, как много у него друзей. В своих песнях он рассказывал о себе, своих переживаниях, о любви, но они каким-то чудесным образом попадали в резонанс с переживаниями целого поколения.

 Айко был человеком сложной и тонкой душевной конструкции, потому Бог дал ему талант выразить себя. Он был уникально романтичным. И не мудрено, что многие его песни о любви. Он один из тех немногочисленных певцов и авторов, которые могут устроить настоящий праздник настоящей любви. Айко успел написать не так уж много песен, но большая их часть оказалась бесспорно интересными. Весенний дух разбуженной жизни, бушующая энергия молодости, огонь первой любви в наибольшей степени звучали именно в его песнях. В них было пронзительное ощущение таинственности и тоска по несбывшемуся.

 Со временем менялись интонации его песен, усложнялись музыкальные решения. Но они не стали изощреннее. Это было ни к чему. Напротив, он стремился к большему лаконизму, простоте. В этой простоте заключалась сложность. Можно сказать, что Айко был талантливым режиссером своих песен. Его стилистике подражали, и это не считалось дурным тоном. Он отважно соединял драматическое и лирическое начала. А его музыка объясняла стихи. Грустные строки непременно сопровождала щемящая мелодия. А когда он бывал весел, песни ликовали вместе с ним. Потом все чаще в них стала сквозить отчаянная грусть, все острее тревога, все сильнее тоска по юности, более счастливым временам.

 В отношении этого певца ни одно определение, как ни подбирай слова, как ни старайся, не будет достаточно емким. После его кончины в минувшем году на армянском телевидении был показан короткий фрагмент из концерта с его участием. Какая великая простота была в исполнении, какая душевная открытость и глубина! И как удивителен, поэтичен и обаятелен был сам певец, исполнявший песню так, словно это было его собственное раздумье, словно он исповедовался в своих чувствах наедине с собой - в переполненном зале! Айко и его творчество – это поразительное сплетение магнетизма и артистизма. Удивительно теплый голос возвращал нас к себе, чтобы осознать всю хрупкость, всю непрочность прекрасного, но краткого мгновения нашей жизни.

 СУРОВАЯ И НЕЖНАЯ ПРОСТОТА, ПЫТЛИВОСТЬ и упорство творческих исканий, глубоко лирическая сердечность и печальная патетика его искусства волновали и потрясали соотечественников и сделали его одним из самых любимых певцов последних десятилетий. Он прожил недолгую, но гордую и чистую жизнь, полную тревог, озарений и мужества. И на протяжении всей жизни был верен себе, оставался Человеком, ищущим свою правду, свою мораль в окружающем мире, чуждым всякого конформизма, предельно искренним в любви к жизни, своей стране, коллегам, друзьям, зрителям, которых боготворил до конца жизни.

 Айко представлял Армению на многих престижных конкурсах, в том числе на Евровидении-2007 с песней Anytime You Need, написанной им самим на слова Карена Кавалеряна. В 1996 году он занял первое место на музыкальном фестивале "Москва–96", а спустя год стал победителем нью-йоркского фестиваля "Большое яблоко". Артист трижды удостаивался премии лучшего певца Армении. В 2011 году на ежегодной церемонии вручения премии "Армения", проходившей в Москве, он был удостоен премии "Певец десятилетия".

Айко - автор музыки к нескольким армянским фильмам: "Не бойся", "Убитый голубь", а также "Дневник крестоносца", за который получил премию "Лучший композитор года". Он написал музыку и к фильмам "Ничего не останется", "Юбилейный клиент", "Рассвет на озере Ван" и "Гарегин Нжде".

 Сколько песен было у него в репертуаре, Айко никогда не подсчитывал. Говорил, главную он еще не написал и не спел. Каждая из них жила в его сердце, и им не было там тесно. Сердце перестало биться, но память осталась навсегда. С нами остаются его песни. В день его рождения 25 августа в Спортивно-концертном комплексе им. Карена Демирчяна состоялся вечер памяти певца и композитора, организованный фондом «Айко Акопян». Планируется также ежегодный фестиваль.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ