Последние новости

КОМПОЗИТОР ОТ БОГА АРУТЮН ДЕЛЛАЛЯН

В Доме камерной музыки им. Комитаса прошел концерт, приуроченный к 85-летию одного из замечательных армянских композиторов советской эпохи Арутюна Деллаляна. На памятном юбилейном вечере выступили видные музыканты Айк Меликян (фортепиано), Ануш Никогосян (скрипка), Севак Аванесян (виолончель), Мартин Улиханян (кларнет), а также Государственный камерный хор Армении под управлением Роберта Млкеяна. Программу, в которую были включены произведения Деллаляна 1976-86 годов, вел актер Самвел Топалян.

АРУТЮН ДЕЛЛАЛЯН ИЗ ЧИСЛА КОМПОЗИТОРОВ, ПРОЖИВШИХ недолгую жизнь, но оставивших потомкам достойное наследие. В истории музыкального училища им. Романоса Меликяна и консерватории им. Комитаса он также один из редких (если не единственный) музыкант, севший на студенческую скамью в возрасте за 30 лет, будучи уже семьянином, отцом двух дочерей, и продолжая работать на заводе фрезеровщиком. Но это не помешало ему сразу выделиться среди едва достигших совершеннолетия сокурсников.

Он родился в Афинах, в семье беженцев из Западной Армении. В дневнике Арутюна Деллаляна сохранились воспоминания о том, как в детстве вместе с другом он отправлялся берег моря и пускал по воде бумажные кораблики. «Волны уносили их в далекое будущее. Морская вода была для меня синей сказкой – мощной, глубокой, не имеющей границ... Нам было по 8-9 лет. Стеллио и его сестра Атинула, которой я симпатизировал, были неизгладимыми образами моего счастливого, хотя и не очень обеспеченного детства», - писал Деллалян. Вряд ли он - в то время ученик начальных классов армянской школы при афинской церкви Сурб Катогике - представлял, что однажды корабль мечты унесет его к другим берегам, где он обретет свое «далекое будущее».

Семья Деллалян репатриировала в Армению после Второй мировой войны, в 1947 г. Отец Арутюна был выходцем из Кесарии, мать родилась в Константинополе, в семье, принадлежащей к известному аристократическому роду Пашаянов, и владела иностранными языками. В Афинах они оказались после Геноцида 1915 г., где, как и другие армянские беженцы, поселились в квартале на окраине города и жили, еле сводя концы с концами. Детство Арутюна было омрачено и военными событиями. Бомбежки, гибель людей, голод… Наряду с этими ужасами мальчик запомнил и арест отца, которого увезли в Германию. К счастью, после окончания войны отец вернулся в семью и твердо решил перебраться на историческую Родину, в Армению.

В ЕРЕВАНЕ ДЕЛЛАЛЯНЫ ПОСЕЛИЛИСЬ В МИКРОРАЙОНЕ ЗЕЙТУН: им, как и остальным репатриантам, был предоставлен участок земли, где самим пришлось строить дом, обрабатывать землю. Юный Арутюн научился выполнять тяжелую мужскую работу, будучи еще школьником. Но на этом его испытания не закончились. После окончания школы он поступил в ЕГУ на факультет биологии, но продолжить учебу не удалось - отец попал в аварию и больше не мог работать. Арутюну пришлось взять на себя заботу о семье. Ушла из жизни и мать. Арутюну пришлось отказаться от мечты об учебе и начать зарабатывать деньги. Отслужив в армии, он женился, создал собственную семью и продолжал работать на Ереванском заводе фрезерных станков.

Талант к творчеству жил в нем с детства, но тяготы жизни не дали ему проявится в той мере, которая позволила бы выбрать творчество как дальнейший жизненный путь. Арутюн писал стихи, рисовал, прекрасно знал творчество Комитаса, музыка которого звучала в их доме всегда. Его коллеги по заводу рассказывали, что в грохоте станков, звуках обработки металла Арутюн Деллалян улавливал особое звучание, создавая в своем воображении образы, которые жили в особом ритме. Позднее один из его педагогов, известный композитор Эдвард Мирзоян, скажет: «Музыка жила в Арутюне всегда, он был композитором по своей сути и по призванию».

Живущая в Деллаляне музыка в конце концов привела его в училище им.Романоса Меликяна. Поначалу не зная нот, он, тем не менее, вскоре выбился в лучшие ученики. А ему приходилось совмещать учебу с работой на заводе. По воспоминаниям рабочих завода, где работал Арутюн, после работы он торопился домой, отмывал руки, чтобы сесть за фортепиано. Поступив в консерваторию в возрасте 35 лет, он был вынужден уйти с работы, и, как отмечала в одном из интервью его супруга Эрмине Деллалян, в этот период ей пришлось заботиться сразу о трех учащихся – дочерях и муже.

Арутюну Деллаляну повезло с педагогами. Эдвард Мирзоян, Эдуард Багдасарян, Лазарь Сарьян, Авет Тертерян – каждый увидел в необычном студенте большой талант к музыке и сочинительству и каждый помогал ему знаниями и опытом, стараясь в полной мере раскрыть в нем его природное дарование. И это удалось. В 1975 г. Арутюн Деллалян вышел из консерватории состоявшимся композитором – автором ряда произведений разных жанров, написанных для фортепиано, скрипки, виолончели, кларнета, фагота. Среди них были симфонии, детская опера «Пепуш», сонаты и т.д. Через год после окончания консерватории Деллалян стал членом Союза композиторов Армянской ССР, куда был принят при всеобщем одобрении.

В 1985 Г. ПРОИЗВЕДЕНИЯ АРУТЮНА ДЕЛЛАЛЯНА СТАЛИ ЗВУЧАТЬ ЗА РУБЕЖОМ. Дебютной стала соната «Посвящение Комитасу», которая была исполнена пианистом Арутюном Папазяном в знаменитом «Карнеги Холле» Нью-Йорка. Затем в списке стран, в залах которых звучала необычная музыка Деллаляна, появились Бостон, города Калифорнии, Италия, Великобритания, Франция, Португалия, Япония, Германия, Канада, Россия и др. Нередко свои сочинения исполнял сам автор. О талантливом композиторе из Армении заговорили именитые музыканты разных стран. Так, венгерский дирижер Золтан Пешко выразил мнение, что стержнем музыки Деллаляна стал Геноцид армян в Османской Империи 1915 года, за 22 года до рождения Арутюна. Немецкая пресса писала, что музыка Деллаляна наполнена содержанием и неожиданными звуками, в которых выражен синтез невероятной легкости и бездонной глубины одновременно, а созданные им образы полны тепла, решимости и убежденности, что свойственно лишь гениальным композиторам.

Произведения Арутюна Деллаляна вошли в список выдающихся сочинений современников. Его музыка звучала в фильмах, в том числе и телевизионных, акцентируя замысел. Композитор удостоился ряда международных премий. Деллалян готовился к премьере кантаты «Реквием Победа» 25 апреля 1990 г., но она состоялась без автора: он ушел из жизни двумя днями раньше, в возрасте 53 лет.

На творчество судьба выделила Арутюну Деллаляну всего 13 лет, он успел сочинить чуть больше 25 произведений, некоторые так и остались незавершенными. Камерные вокально-инструментальные поэма «Stabat mater» и «Посвящение Комитасу», кантата-реквием «Памятник жертвам», кантата «Реквием Победа» для органа – эти и другие произведения Деллаляна вошли в сокровищницу мирового музыкального искусства, исполняются и сегодня.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.

    • ДЕЛО ДВУХ СОЮЗОВ, ИЛИ КАК ЗАПРЕТИТЬ РИСОВАТЬ АРАРАТ
      2024-04-20 12:31

      Уже месяц, как в двух крупных творческих центрах Армении - Союзе художников и Союзе писателей начались волнения. Организован он ни много, ни мало на правительственном уровне и проводится руками главного надзирателя за соблюдением законов государства, прав и свобод граждан - Генеральной прокуратуры, взявшейся за спешную национализацию зданий обоих Союзов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ