ТУНГУССКАЯ КАТАСТРОФА: РЕДЧАЙШЕЕ И САМОЕ РАЗРУШИТЕЛЬНОЕ СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ В ИСТОРИИ

В 1908 сибирскую тайгу потряс чудовищной силы взрыв. Ученые долгое время спорили о природе явление, которое назвали Тунгусским феноменом. После десятилетий исследований они пришли к выводу, что он был вызвал космическим взрывом, а не падением метеорита, пишет Big Think.

Утром 30 июня 1908 года над безлюдной сибирской тайгой прогремел взрыв мощностью свыше 10 мегатонн. Что стоит за так называемым Тунгусским феноменом?

Основные моменты:

В 1908 году жители российской глуши сообщили о громких взрывах – небо запылало, а ударная волна сбивала с ног. После десятилетий научных изысканий исследователи заключили, что Тунгусский феномен вызван так называемым космическим взрывом. Это редчайшее явление исключительной разрушительной силы. В этой связи ученые предлагают усилить защиту Земли от космических объектов.

Некоторые стихийные бедствия повторяются регулярно, через равные промежутки времени. Так, Япония простирается вдоль Тихоокеанского сейсмического пояса, и на ее жителей каждый год обрушивается от четырех до семи крупных землетрясений, причем после некоторых возникают не менее разрушительные цунами. В США участились ураганы и лесные пожары (до 14 и 70 000 в год соответственно) – по всей видимости, из-за глобального потепления.

Место падения Тунгусского метеоритаОднако другие бедствия – например, извержения вулканов, – случаются гораздо реже. После крупнейшего в истории человечества извержения вулкана Тамбура в 1815 году глобальная температура упала на 5,4 градуса. Настал "год без лета" – по совпадению, это сильно спутало карты Наполеону Бонапарту и его военным кампаниям. Столь же необычны вулканические озера Камеруна, взрывающиеся из-за скопления двуокиси углерода.

По статистике, однако, самое редкое и гибельное стихийное бедствие произошло над рекой Подкаменной Тунгуской 30 июня 1908 года. Это бедствие, получившее название Тунгусская катастрофа, подробно описано со слов очевидцев, которым довелось оказаться в этом безлюдном районе восточно-сибирской тайги.

Когда запылало небо

Местный промысловик С. Семёнов, чей рассказ записал русский минералог Леонид Кулик в составе экспедиции 1930 года, завтракал на фактории Ванавара, в 65 км к югу от реки, когда небо "раздвоилось" и "широко и высоко над лесом раскинулся огонь". "В этот момент мне стало так горячо, словно на мне загорелась рубашка. Я хотел разорвать и сбросить ее с себя, но небо захлопнулось и раздался сильный удар", – добавил он.

Директор красноярского музея А.Ю. Тугаринов огня не видел, но слышал "три-четыре последовательных глухих хлопка, напоминающих далекие артиллерийские выстрелы". Когда несколько недель спустя Тугаринов приехал в поселок Туруханск, местные жители сказали, что тоже слышали хлопки, но сравнили их скорее с "громом", чем с артиллерийским обстрелом.

Явления, связанные с Тунгусским феноменом, отмечались по всему миру. Всего через несколько мгновений после того, как Семенова сбило с ног, целый ряд сейсмических станций в Евразии зафиксировали исходившие из Сибири толчки силой в 5 баллов. Воздушные волны дошли до Хорватии, Германии, Батавии, Голландской Ост-Индии и даже Вашингтона, округ Колумбия.

Первые экспедиции

Хотя Тунгусская катастрофа многих в России насторожила, ее власти не спешили с расследованием – по ряду причин. Во-первых, событие произошло в отдаленном районе страны, куда было тяжело добраться, не говоря уже о том, чтобы доставить исследовательское оборудование. Во-вторых, России предстояло целое десятилетие политической нестабильности под знаком революции и кровавых усобиц.

Первая официальная экспедиция состоялась в 1921 году, незадолго до окончания Гражданской войны. Ее возглавил Кулик, отправившись в бассейн реки Тунгуски для геологической съемки для Академии наук СССР. Из разговоров с местными вроде того же Семенова Кулик сделал вывод, что это было падение метеорита.

Запросив у советского правительства дополнительные средства, Кулик вернулся в бассейн реки, чтобы найти кратер от удара. Однако к удивлению Кулика, помощники из местных охотников ничего не нашли. Зато обнаружили участок леса с поваленными горелыми деревьями, обращенными в разные стороны от эпицентра.

Объяснение Тунгусского феномена

Исследования на Тунгуске продолжались в 1950-х и 60-х годах. Ученые обнаружили, что почва в бассейне реки содержит следы силикатов и магнетита, а эти минералы обычно встречаются в метеоритах. В то же время в близлежащих торфяных болотах обнаружилось большое количество иридия: этот металл, также присутствующий в горных породах, – свидетель мел-палеогенового вымирания.

Эти открытия дополнили исследования Кулика 1920-х годов. Получается, что на Тунгуске произошел космический взрыв, а не падение метеорита. Они случаются, когда астероиды, кометы и другие тела из космоса взрываются при входе во внешние слои атмосферы Земли.

Типичные характеристики космических взрывов – ударная волна, повышение температуры и отсутствие ударного кратера – вполне сочетаются с тем, что мы знаем о Тунгусском феномене. Исследователи заключили, что вспышки, которые описал Семёнов, были светом, проходившим сквозь частицы высотного льда, а последующее падение прозрачности атмосферы они связали с увеличением концентрации пыли.

Космические взрывы

По разным оценкам, каждый день на Землю падает до 25 миллионов метеоритов. К счастью для нас, подавляющее их большинство невероятно крошечные, а те, что побольше, сгорают в атмосфере из-за давления воздуха, не успевая достичь поверхности Земли.

Тунгусская катастрофа мощностью от 10 до 40 мегатонн стала крупнейшим космическим взрывом в истории человечества, хотя и не единственным. В 2013 году над Уралом взорвался Челябинский метеорит, в результате чего пострадало 1 500 человек и было повреждено 7 200 зданий. Движущийся со скоростью 68 700 км/ч метеор диаметром 20 метров создал взрыв, сопоставимый с 500 килотоннами тротила.

Для справки: сровнявшая с землей Хиросиму атомная бомба "Малыш" имела мощность 16 килотонн. Несмотря на их редкость, неоспоримая разрушительная мощь космических взрывов убедила многих ученых и политиков в необходимости крепить оборону Земли. Так, в 2020 году инженеры Массачусетского технологического института разработали механизм, который поможет нам отклонить летящие к Земле метеориты задолго до сближения с планетой.

Так что в будущем повторения Тунгусской катастрофы, возможно, удастся избежать.

Тим БРИНКХОФ, ИноСМИ