Последние новости

"ЗАПАД ТО", "ЗАПАД СЁ": ЭКСПЕРТ О РОЛИ РОССИИ И БОРЬБЕ АРМЕНИИ С ВЕТРЯНЫМИ МЕЛЬНИЦАМИ

Политолог представил свой взгляд на перспективы армяно-азербайджанского урегулирования. При этом он предостерег от повторения исторических ошибок 100-летней давности.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСИЛИЙ ЗАПАДА в нормализации армяно-азербайджанских отношений обусловлена желанием расширить свое влияние на Южном Кавказе и вытеснить Россию из региона. Было бы ошибкой считать, что на Западе стремятся к установлению долгосрочного мира, или решению вопроса статуса Нагорного Карабаха, сказал в интервью на радио Sputnik Армения политолог, заведующий кафедрой политических институтов и процессов факультета международных отношений ЕГУ Гарик Керян.

"Западные страны подписывают газовые соглашения, бросаются в объятия Азербайджана, который стал для них "надежным партнером". Если бы они проявили малейшее беспокойство, хотя бы по поводу элементарного соблюдения прав человека в Нагорном Карабахе, газовые контракты не подписывались бы", - подчеркивает политолог.

По его словам, в Брюсселе проявляют заинтересованность в том, чтобы перехватить у России функции модератора урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, уменьшить российское влияние на постсоветском пространстве, перехватить у российской стороны приоритетные позиции в политической, экономической сферах, в процессах урегулирования этно-политических конфликтов. Вопрос лишь в том, насколько это реально.

"Попытки Запада перехватить инициативу на Южном Кавказе обусловлены тем, что в этом регионе есть несколько военных российских военных баз – в Гюмри, Карабахе, Южной Осетии, Абхазии. Плюс сотрудничество российской стороны с Ираном, а также неприсоединение Турции к антироссийским санкциям и ее сотрудничество с Россией. Это не оставляет места для влияния Запада, что беспокоит западных стратегов", - говорит наш собеседник.

Подменили Минский формат на Брюссельский – а воз и ныне там

Поскольку Минская группа - по объективным и субъективным причинам - бездействует, Запад всеми силами пытается подменить Минский формат Брюссельским, в котором нет российской стороны, замечает Керян.

"Это своего рода нонсенс. В Париже, Брюсселе и Вашингтоне заявляют о том, что стороны должны придерживаться соглашения от 9 ноября 2020 года. Но это же трехстороннее соглашение, подписанное Россией, Арменией и Азербайджаном. Если вы создаете формат, из которого мягко говоря вытесняется государство-модератор, посредник, государство, выполняющее миротворческие функции, в таком случае, как вы себе представляете сохранение приверженности соглашению от 9 ноября 2020 года?", - говорит политолог.

Он отмечает, что если в течение предыдущих двух с половиной десятилетий была Минская группа и было взаимодействие Россия-Запад в международном формате, сейчас этот формат де-юре сохранился, но де-факто он не работает. Американская и французская стороны фактически выступают в качестве стороны конфликта на Украине, поставляя Киеву оружие и боеприпасы.

"Конечно, никогда ни армянский народ, ни политическая, ни интеллектуальная элиты не пренебрегали посредническими услугами извне, которые могут принести нам мир и вывести страну из состояния войны. На первый взгляд впечатление только положительное. Но когда вникаешь, становится понятно, что это антироссийская политика, а не решение вопроса", - подчеркнул Керян.

За этим всем мы видим четкие геополитические интересы. На Западе торопятся пойти на подписание какого-либо мирного договора без России, создать такую ситуацию, чтобы отпала необходимость в российских миротворцах. Он напоминает, что в ноябрьском соглашении указан срок присутствия миротворцев "до пяти лет", а не "пять лет". Естественно, после того, как в том или ином виде будет подписан мирный договор, в регионе могут "попрощаться" с миротворцами, говорит он.

О препятствиях на пути к сбалансированному решению

Керян затруднился назвать сбалансированный, выгодный всем вариант нормализации армяно-азербайджанских отношений.

"Когда мы говорим о мирном договоре, и о каком-либо варианте решения вопроса, мы должны разобраться, какие препятствия имеются на этом пути и найдены ли пути их решения", - констатирует эксперт.

В частности, после подписания соглашений 9-10 ноября 2020 года, по сути нерешенным остался основной вопрос – делимитации и демаркации, в котором стороны не продвинулись ни на шаг. Во-вторых, не решен вопрос коммуникаций между Азербайджаном и Нахичеваном. У Азербайджана своя трактовка вопроса, у Армении - совершенно иная.

Керян указывает на отсутствие информации относительно позиции Запада по ключевым вопросам. А вот российская сторона неоднократно озвучивала свою позицию по наиболее важным вопросам нормализации армяно-азербайджанских отношений. В частности, глава МИД России Сергей Лавров, находясь в Ереване, заявил, что на переходном этапе на дороге между Нахичеваном и Азербайджаном должны быть облегчены таможенные и налоговые проверки.

"Я не слышал, какова позиция Запада по этому вопросу. Мне ничего не известно об официальной позиции США и Франции. Зато я слышал заявление вице-премьера России (Алексея Оверчука – ред.) о том, что эти коммуникации должны быть под суверенитетом стран, по которым они проходят. То есть, позиция российской стороны так или иначе известна общественности", - заметил наш собеседник.

Он предположил, что эта дорога будет под контролем России, как модератора ноябрьских соглашений 2020 года.

"Что думают в Вашингтоне и Париже по этому поводу, я не могу сказать. Возможно, они что-то планируют и сообщили об этом Николу Пашиняну за кулисами переговоров в Брюсселе. Интересно, что каждый раз после многочасовых переговоров в Брюсселе нет ясности относительно их содержания. Мы ничего не слышим кроме общих заявлений. Вместо этого происходит очередная эскалация на армяно-азербайджанской границе. Последняя имела катастрофические последствия – 207 жертв с армянской стороны вскоре после брюссельской встречи", - делится своими наблюдениями Керян.

Политолог уверен, что Запад никогда не признает Карабах вне границ Азербайджана. Если намеревались – давно бы сделали это на протяжении прошлых десятилетий.

О сближении России и Турции

Сегодня в риторике и политике Алиева и Эрдогана значительно возросла пророссийская составляющая – даже больше, чем у руководителей армянского государства. Но это не означает, что в России "не осознают" своих интересов, или считают, что можно "переступить" через Армению, говорит Керян.

"Мы знаем, что Турция никак не может быть союзником России. Это исключено. За последние 200 лет Россия и Турция более 10 раз вступали в войну. Однако, как показывает практика, когда обостряются отношения между Россией и Западом, автоматически происходит сближение России и Турции. Я говорю лишь о Турции, поскольку Азербайджан передал свою внешнюю политику под контроль Анкары", - подчеркивает эксперт.

По его словам, сближение России с Турцией на фоне обострения отношений с Западом продиктовано национальными интересами. У России множество проблем и решение этно-политических конфликтов не входит в число приоритетных.

Керян напоминает, что Запад оказывает давление на Россию, которая ищет пути обхода санкций. В свою очередь Турция не присоединилась к санкциям против России, занимая "дружелюбную" позицию.

"В этой ситуации пробил "звездный час" азербайджано-турецкого тандема. Они понимают, что сегодня Россия нуждается в них и будет благосклонно относиться к их капризам и искать пути их удовлетворения", - считает политолог.

Главный фронт для России – Украина, на территории которой российской армии противостоят силы коллективного Запада.

Чья армия там стоит?

Становление армянской государственности произошло не на территории Османской империи или Персии, а на территории, которая находилась под владычеством Российской империи. И развивалось армянское государство именно в зоне влияния России.

Еще с самого зарождения карабахского конфликта российская сторона всегда старается найти решения, которые бы учитывали интересы Армении, уверен он.

"Много было разговоров "Запад то", "Запад сё". А благодаря кому азербайджанская армия не заходит в Степанакерт? Чья армия там стоит? Почему азербайджанская армия не захватывает Нагорный Карабах? Кто охраняет армяно-турецкую границу? Кто-нибудь подсчитывал, во сколько обходится России размещение и содержание войск и военной техники в Нагорном Карабахе? Сколько долларов потратил Запад на обеспечение своего военного присутствия в Армении? Ноль", - отмечает Керян.

При этом он соглашается с тем, что Франция еще со времен султана Абдул Гамида занимала проармянскую позицию. И США нам всегда оказывали гуманитарную помощь. Армянский народ всегда давал высокую моральную оценку и выражал благодарность за эту помощь, говорит наш собеседник.

"Однако прозападная аудитория пытается оспорить роль России, которая распространяет ложный посыл о том, что якобы интересы Армении никогда не совпадали с интересами России. Это смехотворно. Эти люди просто-напросто не знают историю", - говорит Керян.

К чему может привести борьба с ветряными мельницами в Армении

Борьба Армении за выход из ОДКБ напоминает политологу борьбу Дон Кихота с ветряными мельницами. Он говорит, что мы вступаем в борьбу, сами не понимая, во имя чего мы боремся, то есть что нам даст выход из ОДКБ. При этом он признает, что ОДКБ не столь развитая организация, как НАТО. Эксперт считает, что в какой-то мере можно согласиться и с недовольством по поводу того, что в ОДКБ входят страны, которые иногда лучше относятся к Азербайджану, чем к Армении. К тому же он с трудом представляет себе, что белорусские, казахские, кыргызские или таджикские войска будут воевать за Армению. Это, на его взгляд, нелогично.

"Но мы забываем о том, что ОДКБ – русскоцентристская структура. Что она создана Россией. И это один из инструментов, посредством которого Россия пытается обеспечить свое влияние в противовес Западу на постсоветском пространстве. Достаточно ли развита структура ОДКБ, эффективно ли она действует, приходят ли друг другу на выручку ее члены должно иметь второстепенное значение для Армении", - говорит эксперт.

По его мнению, самое важное для нас в ОДКБ – армяно-российское военно-политическое сотрудничество.

"Страдающие "антиОДКБ-болезнью" не могут понять, что тут вопрос не в членстве Армении в этом военном альянсе, или в его эффективности. Все дело в сохранении армяно-российского военно-политического сотрудничества", - говорит Керян.

А любые действия против ОДКБ будут восприняты в Москве как антироссийский шаг, ведь эту структуру создала Россия и она ей очень нужна сегодня.

История повторяется дважды, второй раз - как фарс

Сегодняшняя ситуация напоминает эксперту события 1920-21 гг. Он вспомнил слова Карла Маркса о том, что "все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй — как фарс". Тогда, более ста лет назад, нарком иностранных дел РСФСР Георгий Чичерин и его заместитель Лев Карахан (Левон Караханян) предлагали армянскому правительству разрешить ввод российских войск в Армению с целью защиты армяно-турецкой границы, и гарантировали границы 1914 года, то есть площадь Армении могла составлять 70-80 тыс квадратных километров и скорее всего положительно был бы решен вопрос присоединения Нахичевана к Армении, отмечает Керян.

"В то же время на Западе "предлагали" 160 тыс. кв. км, 500-километровое морское побережье, "пляж в Трабзоне". Многие даже мечтали о выходе к Средиземному морю и т.д. И армянское правительство неразумно пошло по этому пути. В результате мы получили усеченную до 29 тыс. 800 кв. км территорию. Западный путь нас привел к катастрофе. Впрочем, и те 29 тыс., которые остались, удалось сохранить благодаря русской армии. Не было бы советизации, не было бы и того, что есть сегодня", - утверждает политолог.

Он считает, что сегодня сложилась очень схожая ситуация. На Западе на словах обещают "золотые горы", блестящие перспективы. Эксперт предостерегает, что если мы не сможем извлечь уроков из истории, нас ожидают очередные территориальные потери. Армянский народ должен руководствоваться Realpolitik, а не пустыми обещаниями, говорит Керян.

ru.armeniasputnik.am

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ