КТО ОСТАЛСЯ В ВЫИГРЫШЕ?
По итогам 2022 года налоговые поступления в бюджет Армении превысят показатель 2018 года на 662 млрд драмов, а запланированные на 2023 год увеличатся на 946 млрд драмов. Как сообщает «Арменпресс», об этом на совместном заседании постоянных комиссий НС в ходе обсуждения проекта государственного бюджета на 2023 год заявил премьер-министр РА Никол Пашинян.
Премьер-министр напомнил, что их политическая сила во время революции дала несколько очень важных, запоминающихся и принципиальных обещаний, он сам обещал, что они увеличат доходы бюджета на 35-40% в течение 1-2 лет. Пашинян подчеркнул, что это обещание полностью выполнено. Затем премьер-министр представил, что происходит с госбюджетом в 2022 году и что запланировано на 2023 год.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: РАССКАЗЫВАЯ О ВЕЛИЧАЙШИХ ДОСТИЖЕНИЯХ ПАШИНЯН ГОВОРИЛ МНОГО, о многом, с пафосом и с гордостью. Как всегда. Только вот, опять же как всегда, неубедительно, с выдергиванием цифр из общего контекста и манипуляциями.
Вот констатирует начальник правительства колоссальный рост доходов бюджета за 4 бархатных года. Оспаривать данную мысль не будем, отметим лишь то, что этот параметр необходимо рассматривать в комплекте с другими ключевыми бюджетными и макроэкономическими показателями. Например, с величиной бюджетного дефицита. И здесь правительству гордиться нечем. За указанный период дефицит вырос с 157 миллиардов драмов, до 242 миллиарда. То есть, примерно на 40%. Позитивной такую тенденцию уж никак не назовешь. Тем более, если учесть, что по части капитальных расходов правительство за все это время фиксирует недовыполнение плана. Таким образом, получается следующая картина: доходы бюджета росли, но расходы тоже, причем с большим темпом и, главное, деньги казны уходили в основном на текущие расходы.
Далее. Вполне логично поинтересоваться, за счет чего столь существенно выросли доходы бюджета? И тут обращаем внимание на колоссальный тотальный рост цен, на волны релокантов, на укрепление драма и ряд других субъективных факторов. Даже намеков на то, что рост доходов бюджета связан с экономической политикой правительства нет. Ее (такой политики) нет вовсе.
Еще одним нюансом, упомянуть который следует в данном контексте, является уровень государственного долга. За указанный период госдолг Армении вырос с 6,7 миллиардов долларов до 10 миллиардов. При таком темпе роста госдолга упомянутый Пашиняном рост доходов бюджета просто мизерный. Заметьте, 3,3 миллиарда долговых долларов так или иначе влились в экономику страны. Конечно же, это не могло не принести дополнительных доходов казне. Но должно их (доходов) быть гораздо больше, нежели сегодня декларируется.
Впрочем, все это мелочи по сравнению с тем, что параллельно росту госдолга, росту бюджетных доходов и бюджетного дефицита, за указанный Пашиняном бархатный период уровень бедности в стране вырос. Если в 2018-м он (уровень бедности) составлял 25%, то теперь, по самым скромным подсчетам правительства, вырос до 27%. Тут, пожалуй, стоит обратить внимание еще и на прогноз того же правительства. Несколько месяцев назад министр экономики Ваан Керобян утверждал: «По сегодняшним расчетам, если нам не удастся сделать так, чтобы экономический рост был распределен среди всех (слоев населения), если доходы людей из уязвимых слоев не будут расти, то вместо нынешнего уровня бедности в 27% мы закроем год с бедностью в 42%». Скажем прямо, правительству не удалось «сделать так». Экономический рост не распределен среди всех слоев населения. Стало быть прогноз Керобяна в данном случае более чем реалистичный.
Итак, подведем небольшой лаконичный итог для граждан Армении. Особенно тех, кто экстазировал от наступления тотального бархата. Так вот, Пашинян выполнил, как он утверждает, свое обещание увеличить доходы бюджета. Но при этом граждане страны стали жить хуже. Да и государство, бремя долгов которого это правительство беспрецедентно увеличило, тоже. Кто же остался в выигрыше от воплощения пашиняновских обещаний? Вопрос, конечно, риторический.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-06-28 09:33
Премьер-министр Армении Никол Пашинян провел в понедельник рабочий завтрак с членами Американской торговой палаты (AmCham) в РА, представляющими компании из различных сфер экономики, передает АРКА. Были обсуждены вопросы экономической политики, в том числе, стимулирование инвестиций, улучшение бизнес-среды, налоговое регулирование и реализуемые реформы, сообщает пресс-служба правительства республики.
-
2025-06-26 09:19
С 1 по 20 июня уже 366 грузовиков, груженных абрикосами, пересекли таможенную границу РФ, сообщил министр экономики Армении Геворг Папоян на своей странице в Facebook. Он отметил, что небольшое число машин было возвращено из‑за проблем с документацией. «В ближайшее время регулярно буду публиковать информацию по этому вопросу», — добавил он, передает Panarmenian.net.
-
2025-06-24 10:24
Изменение радиационного фона на армяно-иранской границе не наблюдаются. Об этом Sputnik Армения сообщили в Центре гидрометеорологии и мониторинга. В ГНКО заверили, что специалисты Центра осуществляют круглосуточный мониторинг на госгранице, а также измеряют дозы фонового гамма-излучения. Таким образом, уровень радиации находится в пределах 14-20 мкР/час, что считается нормальным и безопасным для человека.
-
2025-06-20 09:10
Министр финансов Армении Ваге Ованнисян на пресс-конференции ответил на вопрос - обсуждаются ли в контексте влияния на армянскую экономику сценарии открытия границы с Турцией и мирного урегулирования с Азербайджаном, передает АРКА. "Обсуждения были, в том числе в рамках исследований, которые проводились в Совете безопасности. Но такие сценарии не заложены в основу среднесрочной программы расходов, потому что возможны очень большие отклонения", - сказал Ованнисян. По его словам, власти Армении руководствовались двумя-тремя основными сценариями. "Лично я верю в то, что это произойдет, и не очень поздно, но скорость и поэтапность процесса будут определять уровень его последствий", - сказал Ованнисян, добавив, что ввиду высокой неопределенности возможные развития не учитываются в экономических прогнозах. По его словам, есть несколько исследований, которые связаны со сценариями изменения товаропотока и влияния на экономику. "Это не только финансовый вопрос. Есть общие показатели того, как данное изменение скорости или администрирования повлияет на ВПП. Все зависит от того, какие изменения произойдут после открытия (армяно-турецкой границы - ред.), - сказал Ованнисян. - Будут ли производиться в Армении товары, которые будут экспортироваться в Турцию или Азербайджан или наоборот? Здесь также есть вопросы, на которые трудно ответить на данном этапе".