ТЕПЕРЬ УЖЕ НАВСЕГДА…
Ни один памятник, установленный в Ереване в последнее двадцатилетие, не вызывал такого удовлетворения, как этот. Не только потому, что он воплощает образ одного из самых прославленных дирижеров второй половины XX века и начала нового тысячелетия Огана Дуряна, но и потому, что этот памятник - один из самых ярких по своей художественной выразительности работ армянской пластики. Его авторы – замечательный скульптор Гетик Багдасарян, архитектор - Саак Сафарян, автор стеклянного постамента - Арсен Петросян.
Торжественное открытие памятника на Театральной площади при огромном стечении широкой общественности, государственных лиц, деятелей культуры стало кульминацией юбилейного года маэстро – 100-летия со дня рождения. Символично, что установлен он в непосредственной близости от двух крупных очагов национальной культуры – Театра оперы и балета им. А.С. Спендиарова и Большого зала филармонии, в стенах которых, как кажется, навсегда вселилась музыка, звучащая под управлением великого маэстро.
На мой взгляд, образ Дуряна - одна из интересных работ Гетика Багдасряна. Только пытливая мысль рождает столь глубокий образ, соответствующие жесты, такое одухотворенное лицо. Вот почему важно умение отвлечься от частностей в психологическом строе образа, найти именно дуряновские черты характера, воплощающие смысл его деятельности, раскрывающие его магический талант, властность, душевную красоту, что-то глубоко сокровенное, личное, интимное, выношенное всей жизнью. В образе Дуряна скульптор отразил высокоэмоциональное состояние, вызываемое сложными переживаниями, глубоким погружением в музыку. Он весь - протест, весь - гимн музыке.
Привлекают внимание и волшебные руки мастера …
Дуряна надо было слушать, видеть, чувствовать, чтобы суметь так одухотворить, оживить руки, способные послать в пространство музыку сфер. Передать подлинную одержимость маэстро, его неистребимую любовь к музыке. Именно одержимость, потому что Оган Дурян был одним из самых одержимых и преданных своей профессии армянских дирижеров. Он заслужил нашу вечную память. Его искусство стояло особняком в музыкальном мейнстриме. Дурян представлял собой уникальный инструмент, устремленный в будущее, и в таком качестве занимал особое место в исполнительском искусстве. Только перечисление титулов и наград маэстро - национальных и международных - заняло бы не одну страницу. А его долгие (вынужденные!) отсутствия на родине доказывали непреложную истину о том, что подлинный талант незаменим.
На церемонии открытия автор идеи памятника Ваан Вардапетян отметил, что он назвал бы это событие "Третьим возвращением Огана Дуряна". "В 1957 году Дурян возвращается в Советскую Армению, - сказал он, - в 1991 – в независимую Республику Армения, а сегодня – это его третье возвращение. Теперь уже навсегда".
Оган Дурян действительно заслужил нашу вечную память. Он – наш честный рыцарь, своим мастерством покоривший самые престижные залы мира, Маэстро остается великим дирижером. История армянской (да и мировой музыки) сохранит его имя за его масштабный талант, феноменальный слух, невероятную память, артистизм, за его глубочайшее проникновение в смысл многих музыкальных произведений, за высокие требования к исполнению, которые он сделал нормой.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2023-09-27 10:391233
Известное изречение немецкого теоретика искусств Фридриха Вильгельма Шеллинга "Архитектура - это застывшая музыка" звучит, конечно, красиво, но, по-моему, не очень убедительно. В слове "застывшая" есть что-то холодное, неживое. У шедевров подлинных художников-творцов – иная судьба. Судьба вечно живого искусства. Они вневременны, и принадлежат сокровищнице человеческого духа. Над ними царит таинственная сила сотворенной человеком нетленной духовной красоты. Этой нетленной красотой отмечены и шедевры выдающегося армянского архитектора Рафаела (Рафо) Исраеляна, которому в сентябре этого года исполнилось бы 115 лет со дня рождения и полвека со дня ухода из жизни. Он был и сохранится в нашей памяти как один из самых сильных и светлых талантов советской армянской архитектуры.
-
2023-09-25 10:112058
Недавно в руки мне попалась интересная историческая книга, которая очень актуально звучит и в наши дни. Называется она - «Национально-освободительная борьба армян в XVIII веке и русская ориентация. Петр Первый и армяне» Егия Толбакяна, изданная посмертно в Москве на армянском языке. Книге предпосланы короткие заметки сына автора – Эмануэла Долбакяна, усилиями которого она вышла в свет. Заметки знакомят читателя с личностью автора, позволяют по-новому осмыслить трагические страницы армянской истории. Череда фактов открывает подлинный лик истории.
-
2023-09-19 09:386808
Отправляясь в Дом художников Армении на выставку произведений одного из самых значительных скульпторов второй половины XX века, Саркиса БАГДАСАРЯНА, посвященную 100-летнему юбилею мастера, испытываешь чувство напряжения. Какая она, эта выставка, спустя 30 лет после ухода мастера, яркий талант которого проявлялся во всем, с чем бы он ни соприкоснулся. Ведь когда пишешь о скульпторе, которого знала чуть ли не всю жизнь и чьи работы так хорошо известны, сталкиваешься с неожиданными трудностями: именно это обстоятельство усложняет возможность отвлеченной, отстраненной оценки. В то же время обнаруживаешь, что сбереженные памятью впечатления сложились в определенную систему.
-
2023-09-14 09:319623
Встреча с одним из самых замечательных японских пианистов, обладателем золотой медали Тринадцатого конкурса пианистов им. Вана Клиберна и лауреата других престижных международных конкурсов Нобуюки Цудзии в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна, стала самым ярким сюрпризом начавшегося нового концертного сезона. Эта встреча произошла в рамках международного фестиваля "Ереванские перспективы". И на сей раз, мы покорены энергией организаторов этого фестиваля – его председателя, композитора Степана Ростомяна и главного менеджера Соны Оганесян, имеющих устойчивую привычку устраивать смотры лучшего, что есть в мировом искусстве. Своей праздничностью, необыкновенной торжественностью, концерты фестиваля способны заинтересовать, приблизить к музыке даже людей, далеких от неё.