ЦЕЛЬ ПАЛАТЫ – ОСТАНОВИТЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ
В минувшую субботу в Палате архитекторов Армении прошли выборы председателя правления. Им стал Александр БАДАЛЯН. В правление Палаты вошли известные градостроители, архитекторы, конструкторы, реставраторы.
В своем выступлении Александр Артемович поблагодарил за доверие и пообещал сделать все, чтобы Палата стала не просто совещательным органом, а смогла влиять на градостроительные процессы в республике.
"ТО, ЧТО ТВОРИТСЯ С ЗАСТРОЙКОЙ В ГОРОДАХ АРМЕНИИ, не выдерживает никакой критики, – отметил Бадалян. – Cегодня в Ереване нет ни Градостроительного совета мэрии, ни главного архитектора. Все решает заместитель мэра, который не является специалистом. В итоге точечная застройка перешла все мыслимые и немыслимые пределы. Этому беспределу надо положить конец. Честно говоря, я долго думал, выдвигать кандидатуру или нет. Но возникла угроза, что наши оппоненты предпримут попытки изменить концепцию Палаты. И борьба шла не за кресло, а за концепцию. Очень надеюсь, что мне в работе поможет и вновь избранное правление. Что касается конкретных шагов, то об этом я сообщу в ближайшее время".
В беседе с корр."ГА" бывший замминистра культуры, член правления Палаты Арев САМУЭЛЯН отметила, что список правления возглавил уже бывший председатель Мкртич Минасян. "Он стоял у истоков создания Палаты, и его опыт и организаторские способности сегодня нам очень нужны, – cказала А.Самуэлян. – Я очень надеюсь , что в ближайшее время, наконец, будет принят новый Генплан Еревана. Разумеется, выдача лицензий повысила роль и значение структуры, но, к cожалению, не решила все вопросы. До сих пор не отрегулированы отношения архитектор-заказчик. Решение этой проблемы давно уже действует в мире, и Палата архитекторов должна следовать этому примеру. Иначе ничего не получится".
Надежду на то, что с изменением статуса Союза архитекторов и с вовлечением новых молодых сил градостроительный беспредел в стране, и в частности, в Ереване, наконец, закончится, выразила и доктор архитектуры, профессор Высшей Национальной архитектурной школы Лиона Нуне ЧИЛИГАРЯН.
"ПОКА МОИ НАДЕЖДЫ МАЛО ЧЕМ ПОДКРЕПЛЕНЫ, - сказала Н.Чилингарян. – Изменение статуса – серьезный шаг. Палата получила серьезную основу для воздействия на качество архитектурной и градостроительной продукции. Экспертная комиссия, выдающая лицензии на профессиональную деятельность, находится в юрисдикции Палаты. Это означает не просто собираться время от времени и обсуждать те или иные проекты (с неизвестными последствиями), а иметь непосредственное отношение к их качеству, прежде всего через лицензирование архитекторов, которые их разрабатывают.
И если Палата сможет продуктивно работать, то через какое-то время ситуации изменится. Я говорю через некоторое время, потому что градостроительство и архитектура - очень инерционные области. Это не картина, которую, если не понравилась, можно замазать и написать снова. Ошибки архитектора остаются на десятилетия, если не больше. При наиболее оптимистичных прогнозах эффективной работы всех структур, включая Палату архитекторов, положительные результаты можно будет увидеть через десятилетие, и это в лучшем случае.
Однако в этот период необходимо найти любые административные возможности, чтобы приостановить деградацию облика Еревана, который, особенно в его малом и большом центре, основательно испорчен. Утеряны физически или искажены множество ценных зданий и градостроительных ансамблей, благодаря которым в течение десятилетий была сформирована уникальная композиция города. Необходимо прежде всего неукоснительно продолжать работу для дополнения списка архитектурных памятников, который претерпел серьезные изменения в первые годы независимости. Утвержденный в советский период список был упразднен в 2000-ом году, а новый официально вошел в силу только четыре года спустя. В эти четыре года наша столица (да-да, именно та, что старше Рима…) юридически не имела ни одного архитектурного и исторического памятника, что и положило начало тем процессам, свидетелями (и жертвами) которых мы являемся. Они привели к фактическому уничтожению его градостроительного слоя конца XIX- начала XX веков, а сейчас и более поздних…Принцип, известный профессионалам как tabula raza ("чистая доска", лат.), или, проще говоря, "все сотрем, начнем сначала"…
КОНЕЧНО ЖЕ, ПРОЦЕСC ОЦЕНКИ НАСЛЕДИЯ ДЛИТЕЛЬНЫЙ, его невозможно закончить за месяц и утвердить юридически все регламентации и ограничения. Но во многих странах найден способ решения проблемы сохранения (в нашем случае, я бы сказала, спасения) ценного наследия в период, когда еще официально не утвержден статус объектов и режим использования и охраны. На основе мнения профессиональных организаций до окончательного утверждения списка объектов и режима их охраны и эксплуатации, муниципальными властями устанавливается вето (запрет) на любой вид крупной градостроительной деятельности (за исключением технической поддержки и минимального благоустройства) в потенциально ценных зонах города. Я считаю, что наша Палата архитекторов должна посодействовать, чтобы подобное ограничение было наложено на определенное время на большой и малый центр Еревана (с разным режимом).
Понятно, что город не может останавливаться в развитии. Этот период необходимо будет использовать, чтобы наконец привести в соответствующее состояние периферии столицы, определив стратегию ее развития. Сегодня "спальные районы" столицы, как и центр, заполняются бог знает чем и как. Надо, наконец, приступить к градостроительной (а также транспортной) деконцентрации города. Это позволит одновременно сохранить аутентичный облик центра (или то немногое, что от него осталось…) и поднять застройку периферии на соответствующий столице уровень, обеспечивая равномерное, неполяризованное развитие города. Ничего нового в этом нет не только в развитом Западе, но и во многих развивающихся странах, даже в некоторых африканских. Там этот процесс начат около пяти десятилетий назад и успешно реализуется. А мы все топчемся в маленьком исстрадавшемся центре столицы и уничтожаем все ценное, что все еще выдержало вандализм предыдущих лет. И все это со всеми соответствующими разрешениями и печатями, или без…
Мы часто слышали, что в постсоветском хаосе не слышно было голоса архитекторов, все делалось в угоду благодетелей-инвесторов, "удостаивающих нас чести" вложить свои средства в нашу столицу. И непременно в той точке ее малого центра, которая нравится им (какие там памятники???), и именно с такими размерами, этажностью и функцией, которые позволят "благодетелям" быстро возместить свои затраты, и не только...
Сейчас мы - Палата. Да будет слышен наш голос. Есть все рычаги, чтоб не только рассказать, но и вновь крепко утвердить те забывающиеся ценности, благодаря которым все еще существуют и притягивают к себе город и страна, несмотря на все, что мы позволили", – заключила Нуне Чилингарян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-06 10:11
В общественных местах столицы планируется разместить 50 автоматизированных дефибрилляторов для оказания неотложной помощи. Их работа была продемонстрирована на днях на манекене в подземном переходе станции метро "Площадь Республики" в рамках церемонии запуска программы "Город с защищенным сердцем". "Эти устройства предназначены для оказания экстренной помощи в неотложных ситуациях и буквально могут спасти жизни до прибытия медицинских бригад. Ереван стал первым городом в регионе, где внедрено подобное структурное и технологически интегрированное решение в сфере общественного здравоохранения", - сказал мэр Еревана Тигран Авинян.
-
2025-05-03 10:40
В настоящий момент ведется работа над созданием единой концепции по реконструкции столичного района Конд, заявила на днях советник мэра Еревана Сона ТЕВАНЯН.
-
2025-05-03 09:23
Уже несколько недель в ночное время в некоторых приграничных селах Тавушской и Вайоцдзорской областей слышны выстрелы со стороны Азербайджана. На днях корр. "ГА" побывал в Бардзруни и ознакомился с жизнью сельчан.
-
2025-05-02 10:17
Международная группа археологов обнаружила в пирамиде Хеопса в Гизе крупную скрытую полость. Открытие стало одним из самых значимых в изучении египетских пирамид за последние десятилетия. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature. Скрытое пространство длиной около 30 метров удалось выявить без проведения масштабных раскопок - благодаря мюонной томографии, которая использует космические лучи для создания трехмерных изображений внутренних структур. Открытие было сделано в рамках проекта ScanPyramids, возглавляемого Каирским университетом.