Последние новости

ПОТОМОК АЙВАЗОВСКОГО: АЛЕКСЕЙ ГАНЗЕН

Лет десять назад на одном из наших вернисажей искусствовед Шаэн Хачатрян познакомил меня с интересной молодой женщиной - Ириной Федоровной Касацкой, правнучкой Алексея Ганзена. Как выяснилось, она давно и основательно занимается родословной потомков Айвазовского, многое делает для того, чтобы восстановить утраченную связь времен, возродить былой интерес к творчеству своего талантливого прадеда – Алексея Ганзена.

ОН – ОДИН ИЗ ТРЕХ СТАВШИХ ХУДОЖНИКАМИ ВНУКОВ ОВАНЕСА (ИВАНА) АЙВАЗОВСКОГО, сын его второй дочери Мариам, в замужестве Ганзен. Его картины, исполненные с ошеломляющим мастерством, тонким, поэтическим отношением к морской стихии, входят в коллекции лучших музеев Европы.

К сожалению, творчество А.Ганзена, широко признанное в начале XX века в России и за рубежом, известно в Армении лишь узкому кругу специалистов. Благодаря горячему энтузиазму Касацкой, впервые по возможности исчерпывающе было собрано воедино все, что касается жизни и творчества этого уникального художника.

 Картина Алексея ГанзенаВторая встреча с ней произошла значительно позже в Музее русского искусства (коллекция профессора Абрамяна), где она представила собравшимся неизвестную информацию из архивов о деятельности Ганзена, материалы и фотографии о семьях Айвазовских и Ганзена. Ее рассказ и подробные комментарии позволили нам ближе познакомиться с творчеством признанного в XX веке мастера, повторившего творческий путь великого деда, и узнать много нового о потомках великого живописца.

По словам Касацкой, Алексей Ганзен в своем лице соединил два рода: род Ивана Константиновича Айвазовского по линии матери - Марии Ивановны и род Ганзен по линии отца - Вильгельма Львовича Ганзена. Дед Алексея Ганзена по отцу Лев Васильевич был шведского происхождения, саксонским генеральным консулом в Одессе. Род семьи Ганзенов начинал свой отсчет с 1696 года. Василий Львович и Мария Ганзен имели двоих детей: дочь Юлию, названную в честь бабушки Юлии Гревс - первой жены Айвазовского и сына Алексея.

Из девяти внуков Айвазовского трое стали профессиональными художниками - это Михаил Латри, Алексей Ганзен и Константин Арцеулов. Сначала Ганзен окончил юридический факультет Новороссийского университета, а затем в 1902 году - Академии художеств в Дрездене и Берлине. Отличная техника и знания, полученные в академиях Германии, а также и в мастерской деда, были достаточны, чтобы, по словам критика Фармаковского, Ганзен мог "проникнуться глубже поэзией и мистичностью, родящейся из воздуха..."

Внуки Айвазовского Михаил Латри и Алексей Ганзен были старшими по возрасту и, посещая феодосийский дом деда, имели возможность наблюдать, как в своей мастерской "дед-чародей с густыми бакенами и с чином действительного тайного советника писал волшебные марины свои, писал с быстротой изумительной".

Творческий путь Алексея Ганзена можно условно разделить на три периода. Первый включает в себя учебу в Германии и время становления, проведенное в Париже. Второй период охватывает время с 1910 по 1920 годы, когда художник утверждал себя в России, реализовывался как личность и как художник Морского министерства России. Третий период стал периодом переосмысления, подтверждения профессионализма, временем, в котором талант мастера, величие художника делают искусство бессмертным.

А КАК СЛОЖИЛИСЬ СУДЬБЫ ПОТОМКОВ АЙВАЗОВСКОГО ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ? Революция и последовавшие за ней события разметали потомков Айвазовского по странам и континентам. Но долгое время, практически до Второй мировой войны, им удавалось поддерживать семейные отношения и не терять друг друга из виду. Воспоминания внуков великого мариниста рассказывают о тех испытаниях, которые выпали на их долю.

 Картина Алексея ГанзенаПервая дочь Айвазовского, Елена, имела троих детей от брака с Латри. Это сыновья Михаил и Александр и дочь София. Михаил Латри, окончив Академию художеств по классу пейзажа у Куинджи, стал профессиональным художником и серьезно увлекся керамикой. Впоследствии, будучи в эмиграции и переехав в Париж, организовал свою мастерскую. Умер в Париже и похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа близ Парижа. Александр Латри, окончив кадетский корпус, по желанию Айвазовского и с благословения императора Николая II единственный из внуков получил разрешение носить фамилию великого живописца.

Дочь Елены Ивановны, София, родилась в Одессе, была дважды замужем. От первого брака с потомком династии Новосельских (мэра г.Одессы) имела дочь Ольгу, в замужестве Сенфорд. От второго брака с грузинским князем Иверико Микеладзе у нее родилась дочь Гаяне Микеладзе. После эмиграции София Микеладзе с мужем и младшей дочерью переехали на некоторое время в Дубровник, где они жили в непосредственном общении с семьей Алексея и Олимпиады Ганзен. В конце концов внуки Айвазовского по линии первой его дочери, Елены, за исключением Михаила Латри, обосновались в Лондоне, где к этому времени уже жили Ольга с мужем Стефаном Асфорд Стенфордом и сыном Генри.

Третья дочь Айвазовского, Александра, в 1870 году вышла замуж за Михаила Лампси. Ее семья жила в Феодосии и занимала правую часть дома Айвазовского. В семье было двое детей - Николай и Иван. Старший сын Николай впоследствии стал предводителем местного дворянства. С 1907 по 1909 годы, согласно завещанию Айвазовского, он был директором Картинной галереи в Феодосии. Николай был женат на Лидии Соломс - дочери греческого консула и имел троих детей: Михаила, Ирину и Татьяну. О них когда-то в письме к Эфрону писала Марина Цветаева. Цитату из письма Цветаевой Ирина Касацкая приводит в своей книге: "Потомки И.К.Айвазовского. Жизнь, воспоминания, род". В 1922 году семья Ламси покинула Феодосию и переехала в Париж.

Нелегкий путь эмигранта прошел и Алексей Ганзен. Он выехал из Одессы в 1920 году и прибыл в Королевство Югославия. Уже в ноябре того же года в Загребе прошла его первая выставка. С большим успехом проходят выставки Ганзена не только в городах Югославии, но и в Праге, и в Риме, и в Бухаресте. В 1922 году Алексей Ганзен с женой Олимпиадой поселяются в Рагузе (ныне Дубровник), где художник приобрел виллу на берегу залива Груж и назвал ее в честь жены "Олимпия". Через год в Дубровник приезжает профессор, контр-адмирал Александр Бубнов. Он активно участвует в создании здесь военно-морского училища. Содружество Бубнова и художника Ганзена оставило заметный след в пропаганде флота вообще и флота Далмации в частности. Последняя выставка Ганзена в 1936 году состоялась в Белграде и была посвящена флоту Далмации. В течение 17 лет Ганзен воспевал красоты Адриатики. Дубровник стал ему второй родиной.

 Картина Алексея ГанзенаАЙВАЗОВСКИЙ БЫЛ НЕ ТОЛЬКО ВЕЛИКИМ ЖИВОПИСЦЕМ, НО И "КРЕСТНЫМ ОТЦОМ" большей части населения Феодосии, попечителем женской и мужской гимназий. Невозможно перечислить всего, что удалось сделать одному человеку и чего хватило бы на несколько жизней. Недаром на склепе Айвазовского сделана надпись: "Родился смертным, оставил по себе бессмертную память". От своего великого деда Алексей Ганзен унаследовал и чувство благодарности.

О том, что и отец Алексея Ганзена стал для него примером в благотворительной деятельности, говорит тот факт, что, имея небольшую коллекцию картин, среди которых были работы Эберле, Рафальта, Менацци, Мещерского, Балестеро, Айвазовского и других, Вильгельм Львович Ганзен постоянно участвовал в проводимых в Одессе благотворительных выставках картин, доход от которых шел в помощь бедным. Документы, хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства, дают возможность предполагать, что благотворительная деятельность Алексея Ганзена была очень активной. Он был почетным членом трех попечительств детских приютов, оказывая помощь бедным и престарелым художникам. Кроме того, в дореволюционный период издательство "Новое время" выпустило серию открыток с репродукциями картин Ганзена, доход от которых пошел в пользу обществ попечения о бедных. На оборотной стороне открыток имеется символика Любанского общества попечения о бедных, воспроизводящая символ детского призрения, - птицу, кормящую птенцов. Это дает основание предполагать, что данное общество ставило своей целью призрение детей из бедных семей.

Меценатство предполагает щедрость души и бескорыстие. Газеты 1910 года сообщали о том, что "родной внук Айвазовского - Ганзен является счастливым обладателем семидесяти картин великого мариниста. Среди них есть полотна исполинских размеров, и в общем это... полумиллионное состояние. И крупные западные фирмы, и коллекционеры России предлагали Ганзену купить у него все эти картины. Но внук не желает их продать. В своем собственном доме в Одессе Ганзен хочет устроить галерею картин деда для бесплатного осмотра публикой. Такую симпатичную мысль можно только приветствовать". ("Биржевые ведомости").

Что стало с этими картинами? В 1929 году в интервью с его персональной выставки в Париже в галерее Жоржа Пти, Ганзен скажет: "Никто не знал, что сталось с моей собственной коллекцией в Одессе, где находилось около 400 картин, среди которых уникальные полотна мастеров Возрождения..."

  • Ирина Касацкая 31-Янв-2023
    Большое спасибо Наталье Гомцян и изданию "Голос Армении" за память об Алексее Васильевиче Ганзене, о нашей встрече в дорогой моему сердцу Армении. От души желаю успехов и процветания! С уважением, Ирина Касацкая. Санкт-Петербург.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
    2024-04-17 12:20

    Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

  • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
    2024-04-15 11:01

    К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

  • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
    2024-04-09 09:15

    Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

  • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
    2024-04-05 10:41

    Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ