Последние новости

BBC: «Без света, газа и лекарств, зато у себя дома». Как живет в блокаде Нагорный Карабах

Почти два месяца армяне Нагорного Карабаха живут в изоляции от внешнего мира. Азербайджан, не скрывающий желания вернуть под свой контроль территории оспариваемого региона, где продолжают жить армяне, фактически поддерживает блокаду единственной дороги, связывающей его с Арменией. Людям не хватает еды и медикаментов, они привыкают жить с отключениями отопления и электричества - и без понятных выходов из ситуации, пишет Русская служба BBC.

У небольших торговых лавок на узких улицах Степанакерта (азербайджанцы, называют его Ханкенди), столицы непризнанной Нагорно-Карабахской республики, - скопления людей: очереди за яйцами, которые теперь продаются раз в несколько дней и не больше десяти штук в руки. На витринах соседних магазинов - вывески «нет яиц» или «приходите со своими пакетами».

На полках супермаркетов скапливается пыль, остались лишь самые дорогие или наименее нужные товары. В очередях люди дают друг другу советы, где в городе можно найти какие продукты.

12 декабря прошлого года группа людей, называющих себя азербайджанскими экоактивистами, перегородила Лачинский коридор - единственную сухопутную дорогу, связывающую Степанакерт и НКР с Арменией. Официальный Баку поддерживает протестующих, но при этом настаивает, что не стремится отрезать регион от мира. Но международные организации и европейские политики предупреждают, что Карабах все сильнее погружается в гуманитарный кризис.

С начала блокады доступ в регион есть только у Красного Креста и российских миротворцев. Контингент численностью почти 2 тысячи солдат был размещен в Нагорном Карабахе после войны 2020 года, в результате которой под контроль Азербайджана перешли около трех четвертей территории НКР. На оставшихся землях, по оценкам армянских властей, живут до 120 тысяч человек.

До перекрытия дороги из Армении в Нагорный Карабах по автотрассе Горис-Степанакерт поставляли около 12 тысяч тонн продовольствия ежемесячно, сейчас регулярные поставки продовольствия прекращены. Продукты попадают в НКР только благодаря Красному Кресту и миротворцам.

Начались перебои с газом: единственный газопровод проходит по территориям, находящимся под азербайджанским контролем. По ним же проходит единственная линия электропередач; из-за аварии на ней начались веерные отключения электричества. Теперь минимум шесть часов в день (три раза по два часа) жители НКР проводят без света - а иногда и без горячей воды и отопления. В январе из-за повреждения кабеля регион остался на целый день без интернета.

С перекрытием дороги пострадала и медицинская логистика: перестали завозить лекарства и медоборудование. Больных в самом тяжелом состоянии помогает перевозить Международный Комитет Красного Креста (МККК): по данным организации, ее волонтеры перевезли за два месяца более 70 пациентов.

МККК также помогает людям воссоединиться со своими семьями и в качестве посредника доставляет подгузники, детское питание и медикаменты. Но привезенных лекарств не хватает - их выдают только людям в критическом состоянии.

Более 100 тонн гуманитарного груза, собранного в Армении, сейчас находится в городе Горис, на границе с Карабахом, но завезти его в НКР пока не получается. В Горисе также временно проживают люди, застрявшие в Армении из-за перекрытия дороги.

С 18 января власти НКР внедрили систему талонов на продовольствие: по ним выдают по одному литру растительного масла, по одному килограмму гречки, макарон, риса и сахара на человека в месяц. Жители частных домов Степанакерта стали активнее разводить сады и парники, чтобы иметь хоть какие-то запасы под рукой.

У армян Карабаха есть свое производство мяса и молочных продуктов, но, по данным местных властей, его объем упал до минимума из-за отсутствия поставок корма и другой сельхозпродукции.

Армяне Карабаха воспринимают блокаду как попытку Азербайджана сломить их волю и в конечном итоге выдавить их из региона. «Сегодня я хоть и могу противостоять всему этому и питаться макаронами с гречкой, но они заставляют нас чувствовать себя психологически подавленными. В долгосрочной перспективе все будет намного сложнее, чем просто ограниченные условия жизни, которые мы имеем сейчас», - говорит Алена Мелкумян.

Майор Арушанян переждал вторую войну в своем доме в Степанакерте и даже в блокадных условиях покидать его не намерен. «В дни войны я собирал в нашем саду яблоки и груши и отправлял в Ереван для своей внучки, - рассказывает он. - Теперь я жду, когда дорога откроется, чтобы она приехала ко мне пить наше вино».

Среди карабахских армян мало кто верит, что они смогут жить в мире и безопасности в составе Азербайджана. За последние 30 лет и армяне, и азербайджанцы стали жертвами взаимных этнических чисток, погромов и военных преступлений. Но блокада Карабаха и периодические военные обострения и обстрелы Азербайджаном позиций в Армении и НКР убеждают, что до мира еще далеко.

«Невозможно представить армянскую семью, которая сможет жить, посылать своих детей в школу, работать, создавать какой-нибудь бизнес, если ты живешь в Азербайджане, под их руководством, - говорит жительница Степанакерта Нонна Погосян. - Даже сейчас, когда после 2020 года было вроде как заключено соглашение, мы видим, как Азербайджан нарушает все пункты по нему. История за последнее столетие не раз доказывала, что эти два народа никак не могу сосуществовать вместе».

Несмотря на противоречивые заявления властей Армении по поводу судьбы Карабаха, жители надеются сохранить свою независимость и видят это как единственную возможность оставаться в своих домах.

Новости Армении - NEWS.am

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ