Последние новости

ВЫБОР ОГРАНИЧЕН: РОССИЯ ИЛИ ТУРЦИЯ

Окончание. Начало здесь

В интервью «ГА» докторант Школы социальных наук Варшавского университета Арутюн ВОСКАНЯН рассматривает вопросы зависимости постсоветских стран от России.

- Но в первую очередь нас интересует Армения, которая в своем нынешнем состоянии не может рассчитывать на полную независимость…

- Менять состояние Армении нужно безотлагательно - повысить статус, влияние в международных отношениях. После войны - наша субъектность катастрофически снизилась, с интересами Армении никто не считается. Возникает и другой важный вопрос: каковы наши национальные интересы? Но мы не видим четкой позиции армянских властей в этом вопросе.

- Но справедливости ради отметим, что за все годы независимости ни одна из властей страны не сформулировала, какое государство мы строим.

- Были общие фразы, похожие скорее на тосты, о построении демократического общества, стабильности, договорились даже до того, что мы можем стать южнокавказским тигром... Но такие несерьезные заявления статус государства не повышают. Наша задача – минимизировать внешнюю угрозу и сохранить самобытность.

- Надо было развивать экономику, создавать ВПК, сильную армию, максимально использовать возможности науки…

- Важно то, как мы себя позиционируем. Маленькая страна тоже может иметь влияние. Надо было научиться максимально использовать имеющиеся ресурсы, интеллектуальный и профессиональный потенциал диаспоры… А мы только просили у Спюрка деньги, которые зачатую не понятно, куда уходили. Фактически, ни одна власть не ставила задачу построения национального государства. Мы не сформировали национальную элиту, не сделали Армению родиной всех армян, куда стоит вкладывать имеющиеся ресурсы. Власти следовали своим интересам, народ жил как мог, результатом стали итоги последней войны и потеря уважения к нашему государству. Более того, мы сами утратили веру в себя. Поражение в войне заставило нас о многом задуматься, но мы так и не определились в своей внешней политике, что, как мы уже убедились, крайне опасно, не научились работать с союзниками. Демократия, о которой так любят говорить наши власти сегодня, не тот продукт, который может представлять интерес для России. Мы значительно ухудшили отношения с нашим союзником.

- Могли ли быть результаты войны не такими трагическими, если бы Армения вела себя по-другому?

- Думаю, да. При этом следует понимать, что в силу очень сложной политической ситуации Россия не могла однозначно занять нашу сторону, но минимизировать наши потери могла.

- Говорилось, что ОДКБ не может вмешаться в войну, поскольку НКР не является членом этой организации, но когда противник перешел границу Армении и разместил на нашей территории свои вооруженные силы, ОДКБ опять не предприняла реальных шагов, чтобы выполнить обязательства договора…

- Карабахская война стала началом процессов, которые происходят сегодня. И Россия не могла себе позволить появления новых врагов в лице Турции и Азербайджана. А жертвой этой ситуации стали мы, причем не только в силу объективных причин, но и потому, что не смогли себя адекватно позиционировать. Россия была уверена, что Армения не поменяет свой внешнеполитический курс, но нынешняя ситуация вызывает много вопросов.

- Вы имеете в виду попытки налаживания отношений с Турцией?

- И это тоже. Нельзя забывать опыт истории и доверять Турции. И если сегодня, в результате стихийного бедствия Турция может временно умерить свой пыл, это не отменяет ее стратегических целей – уничтожить армянский народ, как политический субъект и завладеть территорией нашей страны. Что же касается надежд на военную помощь Запада, то, наивным армянским политикам стоит напомнить о том, что ни во время кровопролитных событий начала ХХ века, ни позже Запад никогда не предлагал Армении военную помощь. И здоровая часть нашего общества понимает, что опасный эксперимент с отказом от союзничества с Россией приведет к еще одной трагедии в нашей истории. НАТО не собирается расширяться за счет Южного Кавказ, даже Грузию не берут в НАТО.

- То есть Россия – наш единственно возможный союзник?

- Разумеется, нет. Но надо умно себя вести, чтобы получить результаты, работать с Ираном, с Индией. Но власти Армении особо не стремятся к развитию отношений с Ираном, поскольку эта страна имеет сложные отношения с Западом. Какие-то шаги предпринимаются, но о военном сотрудничестве пока говорить не приходится. То же самое с Индией. Говорится о закупках индийского вооружения, но это лишь разговоры. А Индия проявляет заинтересованность в сотрудничестве с Арменией.

- Так как все-таки быть с Россией?

- Повторюсь: даже будучи маленьким государством, можно минимизировать зависимость от сильного партнера, особенно во внешней политике, создать возможности маневренности, но не топорными методами. Надо принимать государственные решения с учетом реальной ситуации, опыта прошлого и исходя из своих национальных интересов. Но первое – надо понять, где наш государственный интерес. Существуют определенные механизмы, позволяющие определиться в этом вопросе.

- Наверное следует уточнить и обязательства партнеров?

- Обязательства партнеров уточнены в подписанных документах. Но партнеры не всегда ответственно относятся к взятым на себя обязательствам. Вспомним пакт о ненападении Риббентропа-Молотова. Сегодня мы и не пророссийская, и не прозападная страна, таких никто не воспринимает серьезно. Политический курс должен быть однозначным, четким и честным. А мы потеряли доверие и у западных, и у российских партнеров. Надо нормализировать ситуацию и внутри страны. У нас проблемы с армией. Мы уже не представляем угрозы для противника, поэтому с нами будут обходиться, как захотят. Что мы сделали, чтобы предупредить, остановить ползучую оккупацию?

- Есть мнение, что Запад не защитил нас во время войны, поскольку Армения - территория влияния России…

- Это глупость. Отвернувшись от России, мы получим Турцию со всеми вытекающими трагическими последствиями. Такова реальность региона.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА
      2024-04-17 12:22

      В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

    • БЕСПЛАТНЫЙ СЫР МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ ДОРОГО
      2024-04-17 10:16

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА Гаяне МАХМУРЯН рассматривает исторические отношения Армении с Западом.

    • "НЕЛЬЗЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ НАУКУ В ОДНОМ МЕСТЕ"
      2024-04-15 11:21

      В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН комментирует идею создания академгородка и перевода туда всех академических институтов и вузов.

    • ЗАКОН ОБ АКАДЕМИИ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
      2024-04-12 09:46

      В интервью «ГА» директор Института радиофизики и электроники НАН РА Тигран ЗАКАРЯН оценивает планы по строительству академгородка и переводу туда институтов Национальной академии наук Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ