Последние новости

АЛЕКСАНДР ТАМАНЯН ПЕРЕЕЗЖАЕТ В ЯПОНИЮ? А МЫ КУДА?

В интервью «ГА» член совета старейшин Еревана, доцент кафедры гигиены и экологии Ереванского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук Кристина ВАРДАНЯН рассматривает гигиенические и экологические проблемы Еревана.

- Г-жа Варданян, на протяжении многих лет вы профессионально занимаетесь вопросами озеленения и воздействия растений на здоровье человека. Как вы оцениваете то, что каждую весну в Ереване происходит массовая обрезка и вырубка деревьев?

- Сначала мне бы хотелось коснуться экологического состояния Еревана, которое никак нельзя назвать благополучным. Во многом это связано с низким уровнем озеленения города. Одним из крайне негативных факторов является загрязненность воздушного бассейна, что обусловлено не только природными условиями Еревана, но и недостаточным озеленением, множеством открытых карьеров и строительством без соблюдения санитарно-гигиенических требований, огромным количеством автотранспорта - основного загрязнителя воздушной среды. 6 марта, в день, когда был достаточно сильный ветер, максимально допустимая концентрация пыли в Ереване была превышена в 22 раза! Это очень опасно, поскольку пыль оказывает крайне негативное воздействия на здоровье населения. Согласно данным ВОЗ, ежегодно 7 млн человек в мире умирает в результате загрязнения воздушного бассейна, основными фильтрами для очищения которого являются водные поверхности и зеленые насаждения. Но если по гигиеническим стандартам зеленые зоны общего пользования должны составлять не менее 20% от городской территории, то в Ереване этот показатель равен всего 4%. Причем эти территории находятся в нехорошем состоянии из-за отсутствия профессионального ухода и тяжелого физиологического состояния зеленого фонда. Реализуемая в Ереване программа по массовой вырубке деревьев еще более усугубит экологические проблемы.

- Как же объясняют свое решение те, кто принимал эту программу?

- Они утверждают, что вырубаются старые деревья, уже не выполняющие свою функцию. Но, согласно принятым правилам озеленения, в таких случаях убирают каждое третье дерево и заменяют его молодым, которое приживается, набирается сил и растет в тени взрослых деревьев, причем, под надзором специалистов. У нас же вся эта деятельность осуществляется абсолютно безграмотно. Там, где прежде росли вязы и ясени, прекрасно адаптированные к условиям города и ереванскому климату, сажают деревья, приспособленные к северным и влажным условиям. Многие из них просто не выдержат нашего сухого и жаркого лета и соседства с раскаленным асфальтом. Причем, согласно принятой в мире практике, при замене пород подбираются те, которые по своим функциональным свойствам соответствуют прежним. У нас же на улицах Саят-Нова и Московян вырубили имеющие густую крону деревья и заменили их на сакуру и шаровидные платаны садовых форм, которые по высоте и величине кроны будут значительно уступать прежним деревьям. Причем это не та сакура, которая распространена в Японии.

- Но ведь во всех случаях это дерево адаптировано к совершенно другим природным условиям…

- Разумеется, к тому же деревья, которые сейчас высаживают в Ереване, выводят специально для маленьких садов разных стран, чтобы получить эффект комбинации с другими деревьями. Напомню также, что сакура очень подвержена разным заболеваниям и потребует дополнительного ухода, особенно в климатических условиях Еревана. Это растение не входит в реестр тех, которые разрешено сажать в Армении.

- То есть такой список существует?

- В 2018 году правительством Армении был утвержден реестр деревьев, которые разрешено сажать в Армении. Это растения, которые хорошо адаптируются к местным условиям и имеют регулируемые риски по болезням и вредителям. Напомню также, что по своим санитарно-гигиеническим свойствам сакура значительно уступает ясеню и вязу, заменять их сакурой нельзя. В крайнем случае можно было посадить несколько деревьев сакуры в парках, где нет раскаленного асфальта и значительно ниже воздействие автомобильных выбросов.

- Но все-таки сакура очень красивое дерево…

- Да, но мало кто знает, что сакура цветет всего 10 дней в году, потом цветы опадают. В Японии это дерево - символ скоротечности жизни. Но у нас другой менталитет, и такому южному городу, как Ереван, нужны деревья с густой кроной, снижающие вредное воздействие ультрафиолетового излучения - одного из факторов развития онкологических заболеваний. Жаркий период в Ереване длится долго, ультрафиолетовое излучение очень интенсивное. В жару фасады зданий и твердые поверхности нагреваются до очень высоких температур, что усугубляет воздействие теплового стресса на здоровье населения, сокращает продолжительность жизни. А асфальт при нагревании выделяет канцерогенные вещества. Теперь в течение многих лет, пока будет формироваться крона высаживаемых сегодня деревьев, все перечисленные риски будут неуправляемыми. Нельзя жертвовать здоровьем населения ради того, чтобы иметь возможность в течение 10 дней полюбоваться цветами сакуры. В сложных экологических условиях Еревана озеленение должно в первую очередь выполнять санитарные и психогигиенические функции, ориентироваться на снижение шума, запыленности, поглощение вредных веществ, снижение уровня солнечной радиации.

- А принимавшие решение заменить традиционные виды деревьев сакурой, об этом не знают?

- Они утверждают, что сакура будет привлекать туристов. Но, повторюсь, сакура цветет всего 10 дней, а жаркий сезон длится долго, так что большинство туристов этого цветения не увидит, но окажется в трудно переносимых условиях ереванской жары, которая в результате вырубки традиционных видов деревьев еще более усилится.

Есть и другой связанный с туризмом момент, который не был учтен. Турист отправляется в другие страны, чтобы познакомиться с их спецификой. Он едет в Армению не для того, чтобы найти здесь Японию, а хочет увидеть своеобразие природы, архитектуры, культуры Армении. Те, кого интересуют традиции и природа Японии, поедут в эту страну. А в Армении совершенно другие природа и растительность, которые сыграли не последнюю роль в формировании нашего менталитета, эстетических представлений, культурного своеобразия, архитектурных традиций. Характерные для Армении виды деревьев создают удивительную картину нашей золотой осени, которую теперь не увидят ни сами ереванцы, ни гости столицы. А памятник выдающемуся архитектору Александру Таманяну у Каскада теперь окажется в окружении японской сакуры. И если бы автор генплана Еревана, следовавший традициям армянской архитектуры и градостроения, был жив, его бы шокировали такие неожиданные перемены. В результате всей этой безграмотной деятельности жители Еревана окажутся в каменных джунглях, где несколько дней в году будет цвести сакура.

- Но ясени, платаны, дубы заменяют и какими-то другими странными видами…

- Да, на одной только улице Саят-Нова было вырублено 57 деревьев! Вместо них будут сажать деревья с шаровидной, метельчатой и другими формами кроны, закупленные в странах северной Европы. Они подходят для регионов, где мало солнца, а Еревану нужны деревья с высокой и большой кроной, увеличивающие теневую поверхность, которая теперь резко сократится. Озеленение южных и северных городов решает совершенно разные задачи. Отмечу также, что пострадают не только люди, но и биоразнообразие. Например, вяз – кормовая база для птиц, которые ее лишатся. К тому же ни на сакуру, ни на шаровидные платаны птицы не сядут, для них это слишком низко, а значит опасно. В поисках более благоприятных условий они начнут вынужденно покидать привычные места обитания.

- То есть инициативное невежество способно привести к крайне неблагоприятным последствиям как для человека, так и животного мира…

- К сожалению, да. Ереван поблекнет, опасное воздействие ультрафиолетового облучения усилится, летняя температура и концентрация в воздухе канцерогенных веществ повысятся, птичий гомон умолкнет… Но мы коснулись не всех проблем, связанных с ошибками экологической политики города. Возможно, об этом знают не все, но сейчас застраиваются земли, принадлежащие в прошлом лесному фонду - леса Старого Норка. На их месте строятся многоэтажки. Причем там расположена телевышка, которая является источником вредного радиоволнового излучения. Все это создаст дополнительную нагрузку на здоровье жителей Еревана, а мы будем продолжать удивляться росту заболеваемости и смертности населения. Искусственно создаются проблемы там, где их могло не быть.

- Вы являетесь членом совета старейшин Еревана, с вами не консультировались?

- Нет. Ни мнение гигиенистов, ни официальное мнение Института ботаники НАН РА услышано не было. Причем на закупку нетрадиционных для Армении видов растений были потрачены серьезные суммы. Эти деньги следовало использовать на приобретение техники для борьбы с вредителями, которой так не хватает нашей озеленительной службе. Все 12 административных округов Еревана обслуживает одна профессиональная единица техники, которая опрыскивает деревья. Этого крайне недостаточно, особенно если учесть, что эти работы должны проводиться одновременно по всему городу, иначе эффективность этой деятельности будет снижаться из-за миграции вредителей. Но тех, кто принимают решения, мнение специалистов не интересует, они непоколебимо уверены в своей правоте, никаких аргументов не принимают. На понимание и профессиональное обсуждение проблемы рассчитывать не приходится.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • НАУКЕ В ГОРОДЕ НЕТ МЕСТА
      2024-04-17 12:22

      В интервью "ГА" директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о том, что ждет науку Армении в результате шагов правительства по реализации идеи создания академгородка.

    • БЕСПЛАТНЫЙ СЫР МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ ДОРОГО
      2024-04-17 10:16

      В интервью "ГА" доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории НАН РА Гаяне МАХМУРЯН рассматривает исторические отношения Армении с Западом.

    • "НЕЛЬЗЯ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ НАУКУ В ОДНОМ МЕСТЕ"
      2024-04-15 11:21

      В интервью "ГА" доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РА Артур ИШХАНЯН комментирует идею создания академгородка и перевода туда всех академических институтов и вузов.

    • ЗАКОН ОБ АКАДЕМИИ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
      2024-04-12 09:46

      В интервью «ГА» директор Института радиофизики и электроники НАН РА Тигран ЗАКАРЯН оценивает планы по строительству академгородка и переводу туда институтов Национальной академии наук Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ