Последние новости

ПОЭТ ОТ ЗЕМЛИ И НЕБЕС

10 лет назад не стало Ованеса Григоряна

Чем значительнее внутренний мир поэта, тем недоступнее впоследствии его духовный портрет. Что из того, что я знала Ованеса Григоряна при жизни? Нужно раскрыть, как он мыслил, раскрыть внутренний смысл и "музыку" его поэзии, его идеи, драматизм, его мечты. А мыслил он художественными образами, и они неповторимы.

ЧЕЛОВЕК КРАЙНЕ ПОРЯДОЧНЫЙ ОВАНЕС ГРИГОРЯН БЫЛ УНИКАЛЬНО ИНДИВИДУАЛЕН. Его поэзия в наши дни еще больше поднимается в своем значении, потому что за каждым конкретным стихотворением стоят такие мощные понятия, как совесть, Родина, человеческая история. Поэт необыкновенно остро чувствовал неповторимое содержание каждого дня жизни, каждого ее мгновения в беспрерывном движении и изменении, и это придавало какую-то особую лирическую жизненность его творчеству.

 Естественно, в творчестве О.Григоряна было сильно романтическое начало, как у большинства армянских поэтов, но он не бежал от жизни в область иллюзий, а все брал от жизни и, одухотворяя, возвращал ей. Он был движим страстной верой в человека, в реальную достижимость человеческого счастья на земле. Поэзия Григоряна улавливает сокровенные движения сердца, откликается на все, что есть мир. Он вводит в него читателя, отдавая ему все богатство своего щедрого сердца, весь опыт души, горевшей высокой страстью, выстраданную истину о будущем родины и народа.

Мир Ов. Григоряна – не только Армения, ее народ, но и народы, населяющие планету Земля. Этот мир живет сегодня, может быть, более напряженно, чем при жизни его создателя, потому что является достоянием уже новых читателей, входит в общее поэтическое наследие.

Сегодня еще острее выступает то главное, что составляло существо его поэзии. Это главное - напряженность духовных исканий, глубина мысли, свежая образность, самобытность. Вот стихи о боли, рожденные любовью:

И Господь пожелал написать

БЛАГОДЕНСТВИЕ

на твоей земле — из конца в конец,

но, увы, это слишком длинное слово

не влезло в границы твоей земли…

И Господь пожелал написать

УМИРОТВОРЕННОСТЬ,

но, увы,

это слово тоже оказалось длинным

и даже его половинка

не влезла в границы твоей земли…

Что оставалось Господу?

Оставалось короткое слово БОЛЬ,

оставалось короткое слово СКОРБЬ,

оставалось короткое слово ПЛАЧ,

потому что только они и могли

уместиться на этом клочке земли…

ТОЙ ЖЕ ГЛУБИНЫ, ПРОНИКНОВЕННОСТИ, ОГРОМНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ полно и стихотворение "Армения". Написано оно так просто, так естественно, без натяжки и стремления специально создать какой-то особый колорит.

Это моя страна. Она

так мала, что уезжая вдаль,

я могу ее взять с собой без труда.

Как новорожденное дитя, мала.    

Как постаревшая мать, мала.

На карте мира

едва заметной слезинкой

держится мой Севан.

Это моя страна. Она так мала,

Что я легко поместил ее в сердце моем,

чтобы не потерять.

 В центре поэтического творчества Ованеса Григоряна жизнь его современников, раскрытая им горькая драма:

В этом городе давно нет очередей,

кроме тех магазинов, где продают чемоданы.

Спрос на большие и вместительные,

хотя средние и маленькие тоже не залеживаются.

Есть даже чемоданы для новорожденных.

Влюбленные приходят на свидание с чемоданами,

в которых есть все необходимое, чтобы тут же

отправиться в дорогу. Даже здания здесь чемоданоподобны:

стоят кучкой, точно в зале ожидания.

В большой моде нынче женские зады в форме чемоданов,

а у мужчин — такой же формы туловища.

Покойников кладут в удлиненные чемоданы,

похожие на гробы, желают счастливого пути

и осторожно, заботливо предают земле, как багаж,

который спустя какое-то время будет

в обязательном порядке получен обратно.

А по вечерам люди садятся у окна, как в поезде

или в самолете, и, чуть сдвинув занавеску, мечтательно

смотрят на смутно виднеющиеся вдалеке

контуры Больших и Малых чемоданов,

и болит у них душа за этот

давным-давно утраченный

драгоценный багаж…

(Переводы Альберта Налбандяна)

Одним из замечательных свойств стихотворений Ов. Григоряна является их немногословность. Он ценит слово, как мастер, и дорожит им, зная, что нельзя бросать его на ветер. Самые изощренные рифмы не заменят силу живой жизни, значительности идей, вложенных в произведение. В этом нас убеждает творчество поэта, большинство его стихотворений.

Ованес Григорян так остро ощущал жизнь и любил ее! Он ушел из жизни влюбленным в нее, очарованным вечной красотой нашей земли и ее речью, в то же время горько переживающий за трагические страницы нашей истории... Эти переполнявшие его чувства любви и нежности, горечи и печали придавали его поэзии ту степень серьезности и подлинности, которая с полным правом позволяет говорить о его близости к традициям армянской классики.

ЕГО ЖИЗНЬ БЫЛА ПРОНИЗАНА ПОЭТИЧЕСКИМ СВЕТОМ, И ЭТА ЧЕРТА СКАЗАЛАСЬ не только в его программных стихах, в его замечательных публицистических и литературных статьях. Поэт умел слить воедино мысль и эмоцию, краски мира, которыми жива поэзия. Ему одинаково были близки радость и боль человеческого сердца. Даже раннее его творчество свидетельствовало об авторском вкусе, протестующем против шаблона и литературной приземленности. В нем было собственное ощущение явлений. О своем раннем поэтическом опыте он порой говорил и грустно, и, может быть, чуть иронически, но всегда со щемящей жалостью об ушедшей юности, с чуть звучащими в его голосе болью и добротой.

Ованес был настоящим передовым человеком в лучшем понимании этих слов - истинным поэтом, тонким, глубоким, обладал творческим, беспокойным характером и всеми необходимыми редкими качествами, которые ставили его в первый ряд среди ведущих современных деятелей армянской культуры. Он так глубоко и проникновенно выражал чувства, как только мог это сделать подлинный талант, дарованный самой природой. Над каждым своим стихотворением он работал кропотливо и тщательно, требовал от стихов композиционной завершенности и совершенства обработки. Более чем кто-либо из поэтов его поколения, он был далек от "вдохновенной" неряшливости. Можно было предполагать, что лирика его будет отмечена печатью педантичной мудрости. Но даже самое поверхностное знакомство с нею доказывает обратное.

Многие его стихотворения захватывают своей глубиной и непосредственностью, искренностью и труднодоступной для художника высшей простотой, о которой мечтает и к которой стремится каждый поэт. Талант и культура, скромность и искренность, прекрасное знание изображаемого, тонкое чутье, замечательное чувство стихии языка - вот что было главным в поэте. И все это при необычайном многообразии переживаний, удивительной человечности и умении сосредоточить чувства и мысли на главном.

Сегодня трудно представить армянскую литературу без его имени, без сборников "Медленные часы", "Ангелы с небес детства" и других, без его замечательных стихов, переводов, над которыми он работал так же, как и над своими произведениями, отдавая всего себя. Для него были зримы и осязаемы краски каждого переводимого им произведения. Он очень чутко передавал их по-армянски. Так было с переводами из Хосе-Ортего, Хулио Кортасара и других.

Ованес Григорян был обладателем литературных премий имени Аветика Исаакяна за сборник "Медленные часы", премии "Ваагн" за книгу стихов "Ангелы с небес детства", был удостоен медали Мовсеса Хоренаци.

Возможно, поэт мог сделать еще больше, чем он успел в течение, к сожалению, недолгой жизни. Но его пример убеждает нас, что значение художника определяется совсем не количеством созданных произведений. Не количество строк дает поэту право на любовь современников и память потомства, а мудрость и глубокое содержание.

Ованес Григорян был самым ироничным шутником, но никогда не был циником. За маской мрачного шутника скрывалась такая нежная и чуткая душа, от проявления которой хотелось и грустить, и плакать. Он вызывал неотразимую симпатию у всех, кто его видел и знал. Разгадка тайны - в нем самом. В нем видели Личность, зримое воплощение утонченной духовности. Это выражено и в его поэзии, которая не расстается с жизнью. Рожденная любовью к ней, она остается с людьми.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ