Последние новости

ТОТ САМЫЙ АРНО БАБАДЖАНЯН

Он родился в символичный день - 21 января 1921 г., однако спустя три года его отцу пришлось всерьез задуматься над датой рождения сына и даже сменить ее в документах, переместив на один день вперед. Дело в том, что 21 января 2024 г. умер Ленин - вождь мирового пролетариата, и Арутюн Бабаджанян решил обратиться в соответствующие инстанции, чтобы в метрике юного Арно появилась другая цифра – 22 января, которая не совпадала бы с траурным днем коммунистического календаря.

Отец будущего выдающегося композитора принимал такое решение, исходя из реалий своего времени, но, как свидетельствует дальнейший опыт, слава Бабаджаняна и любовь его поклонников были так велики, что ничто уже не могло омрачить радости его рождения.

И сегодня, спустя 40 лет после ухода Арно Бабаджаняна из жизни, в этот день в разных уголках мира организуются вечера, посвященные памяти любимого композитора.

 ТОТ САМЫЙ АРНО БАБАДЖАНЯНВ ЕРЕВАНЕ ПЕРВЫМИ ПОЧТИЛИ ПАМЯТЬ МАЭСТРО СОТРУДНИКИ РУССКОГО ДОМА, которые вместе с представителями фонда Арно Бабаджаняна возложили цветы к памятнику композитору у столичного Лебединого озера (скульптор Давида Беджаняна, архитектор - Левон Игитян).

Арно Бабаджанян родился в семье преподавателей – эмигрантов из Игдыра (Западная Армения). Будучи учителем математики, Арутюн Бабаджанян обожал музыку, владел игрой на многих армянских народных инструментах, любил играть на флейте. Мать Арцвик Арутюнян была учительницей русского языка и любила слушать домашние выступления мужа. Бабаджаняны долго не могли иметь детей и решили удочерить девочку, которая осталась без семьи в период Геноцида армян 1915 г., после чего судьба даровала им сына, ставшего гордостью всей их жизни.

Талант к музыке у юного Арно проявился рано. Уже в 3 года он играл на старой гармонике, вызывая умиление домочадцев и гостей, а в 9-летнем возрасте написал свое первое произведение - «Пионерский марш». Но последнее событие произошло после того, как на маленького Арно обратил внимание мэтр отечественной и мировой музыки Арам Хачатурян, настоятельно рекомендовавший определить мальчика в специальную музыкальную школу при Ереванской консерватории. Арно было 12 лет, когда он победил на Республиканском конкурсе юных исполнителей. После школы он поступил в Ереванскую государственную консерваторию, откуда спустя два года уехал в Москву на учебу в музыкальное училище, основанное Е.Гнесиной. Там наряду с обучением игре на фортепиано Арно Бабаджанян одновременно решил пройти курс обучения и в композиторском классе. Далее в его биографии появляется Московская государственная консерватория – фортепианное отделение, откуда спустя 2 года он переводится в Ереван, в родную консерваторию.

Несколько лет Арно Бабаджанян жил между Ереваном и Москвой, и каждый раз прилетая домой, он вдохновлялся на создание новых сочинений, каждое из которых становилось жемчужиной его музыкального творчества. В 1956 г. композитор окончательно переезжает в Москву с ее большими возможностями. К тому времени он пишет свои знаковые сочинения - Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром, струнные квартеты, «Героическую балладу», Армянскую рапсодию и удостаивается звания заслуженного деятеля искусств Армянской ССР.

ЖИВЯ В МОСКВЕ, ОН НАЧИНАЕТ КАРЬЕРУ В КАЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА ЭСТРАДНОГО ЖАНРА И МУЗЫКИ ДЛЯ КИНО, которая становится его новым призванием. Сам Бабаджанян в многочисленных интервью не раз говорил, что работа над эстрадным сочинением и тем более музыкой для кино и песнями требуют от него не меньшего мастерства, таланта, технических навыков и музыковедческих знаний, чем создание симфонических произведений.

В годы жизни в Москве начинается его творческое сотрудничество с поэтами Робертом Рождественским, А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Л. Дербеневым. В 1964 г. рождается легендарный творческий союз Арно Бабаджанян-Роберт Рождественский-Муслим Магомаев, о котором вскоре складываются легенды. Вся советская страна начинает петь такие хитовые песни знаменитой тройки, как «Свадьба», «Позови меня», «Зимняя любовь», «Загадай желание», «Благодарю тебя» и другие. Каждая из них, едва прозвучав по радио, тут же становилась шлягером, записывалась на музыкальных студиях, а диски затем переходили из рук в руки на всем советском пространстве.

Популярными становятся и написанные к фильмам хиты, среди которых в Армении особенно полюбилась песня «Еревани сирун ахчик» из фильма «Песня первой любви» 1958 г. и «Год любви» из комедии «Невеста с Севера» 1975 г. Песни Арно Бабаджаняна «Королева красоты», «Голубая тайга», «Будь со мной», «Чёртово колесо», «Верни мне музыку», «Лучший город земли», «Песня первой любви» и многие другие до сих пор исполняются певцами-эстрадниками, на них происходит становление студентов эстрадных факультетов консерваторий и музыкальных колледжей.

Интересен факт, связанный с Иосифом Кобзоном, который обожал знаменитое фортепианное произведение Бабаджаняна «Ноктюрн». Кобзон не раз обращался к Арно Арутюновичу с просьбой написать на эту музыку слова, превратив ее в песню для своего репертуара. Однако Бабаджанян был категоричен в своем отказе и каждый раз повторял: «Когда меня не будет, делайте, что хотите». После смерти композитора Иосиф Кобзон все же заказал Роберту Рождественскому стихи на музыку «Ноктюрна» и пел его с огромной любовью. Говорят, что это красивейшее произведение Арно Бабаджанян написал в честь своей супруги Терезы, которая, будучи талантливой пианисткой, отказалась от карьеры ради семьи и мужа, а в самые трудные годы его жизни, связанные с серьезным заболеванием, была с ним рядом всегда – во время гастролей и деловых поездок, дома и в концертных залах, стремясь не только при необходимости оказать ему срочную медицинскую помощь, но и окружить заботой, любовью, теплом и создать спокойную атмосферу, в которой раскрывался безграничный талант маэстро Арно Бабаджаняна.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТНИКИ КАШАТАГА В КНИГЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-04-27 11:14

      "Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ