Последние новости

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ГДЕ ТЫ?

Осенью 1986 года в Ереване проходила международная конференция по средневековой армянской литературе. К этому событию Левон Мкртчян приурочил издание поэмы армянского поэта VII века Давтака Кертога «Плач на смерть великого князя Джеваншира». В книгу были включены оригинал на грабаре, переводы на современный армянский, подстрочный перевод на русский, а также поэтические переводы на русский, английский, французский, немецкий, испанский и польский языки. Как и предыдущие изданные Мкртчяном сборники средневековых авторов, «Плач…» Давтака Кертога был красочно оформлен, а первые буквы строф оригинала позаимствованы из хранящихся в Матенадаране рукописей.

ПО ОДНОМУ ЭКЗЕМПЛЯРУ ЭТОГО ПОДАРОЧНОГО ИЗДАНИЯ МКРТЧЯН ВЛОЖИЛ В ПАПКИ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ. Время было советское, и в числе участников был и азербайджанский коллега Мкртчяна. На следующий день после получения книги азербайджанский специалист по средневековой литературе подошел к Мкртчяну и, выдавив из себя пару комплиментов красиво оформленной книге, сделал замечание: «Я внимательно прочитал ваше обстоятельное предисловие, но не нашел там ссылки на известную точку зрения, что «Плач…» - это памятник албанской (читай – древнеазербайджанской. – К.С.) поэзии». На что Мкртчян ответил: «Коллега, вы говорите непрофессиональные вещи. Если завтра какой-нибудь шизофреник скажет, что существует точка зрения, что «Кер-оглы» - это памятник армянского фольклора, вы в вашей научной статье об азербайджанском эпосе будете ссылаться на этого шизофреника? «Плач…» - своего рода гимн армянским письменам, его текст написан в виде акростиха, где каждая новая строфа начинается с очередной буквы армянского алфавита, и этот текст по определению не может быть переводным». Вряд ли ответ Мкртчяна убедил азербайджанского ученого, но продолжать демонстрировать свое дилетантство «ученый» не стал: возможно, не решился спровоцировать Мкртчяна на еще более резкий ответ.

 ПОЧЕМУ НИКТО НЕ БОЙКОТИРУЕТ ИХ?Этот эпизод почти сорокалетней давности я вспомнила в связи с недавней публикацией в «Голосе Армении» статьи Магдалины Затикян «Луженая глотка жаждет евангелия», о поползновениях азербайджанских мыслителей на хранящееся в Матенадаране – ни больше ни меньше – Евангелие Вехамор (Վեհամոր Ավետարան)

Прыть наших соседей меня ничуть не удивляет. Чтобы стать нацией, молодое хищное и жизнеспособное племя должно обрасти достижениями в культуре и науке, а поскольку его интеллектуальный и творческий потенциал достаточно скромен, оно будет беспардонно воровать это у отключившего инстинкт самосохранения и историческую память народа. Этим оно занимается не первый десяток лет, и в этой области им нажит солидный опыт и достигнуты большие успехи. Просто раньше их удивительные открытия пресекались, им отвечали как на государственном уровне, так и отдельные личности, а сейчас, в пашиняновской Армении, государство не только не будет разоблачать их откровения, но и само примет участие в создании портрета древнего народа, по доброте душевной приютившего на своей исконной территории кочевников-армян.

ТО, ЧТО БАРХАТНЫЙ БАЛАГАН ИМЕНИ ЭНВЕРА-ПАШИ БЫЛ ЗАТЕЯН С ЦЕЛЬЮ окончательного решения Армянского вопроса, более или менее разумные люди понимали с первых секунд этого бедствия. Но их оказалось катастрофически мало для того, чтобы предотвратить его. Я наотрез отказываюсь принимать доводы о манипуляциях, обманутом наивном народе и прочее. На все эти оправдания произошедшего я задаю вопрос: народ – это кто? Интеллигенция – это народ или нет? Если народ, то каким образом ей удалось, что называется, запудрить мозги так же, как дремучей черни? И второй вопрос: почему среди интеллигенции, несмотря ни на что, все-таки нашлись люди, у которых события весны 2018 года с первых же секунд вызвали адекватную реакцию, отторжение и откровенную неприязнь к вождю? И почему голоса этих людей, предупреждавших, что допущение до власти революционной братвы приведет к уничтожению Армении, были голосами вопиющих в пустыне? Почему остальные не хотели прислушаться к ним (это в лучшем случае, а в худшем - еще и хамили)? Тем более, что противники «бархатного» счастья подчеркивали, что они отнюдь не являются сторонниками действовавшей власти, но понимают, что Армении категорически противопоказаны революционные потрясения, особенно в ситуации, когда в светлое будущее страну вело существо, задолго до весны 2018 года зарекомендовавшее себя как провокатор. Но, как говорится, прошлого не вернуть.

Скрепя сердце приму совершенно идиотский довод: «Мы ошиблись». А сейчас? Где сейчас армянская интеллигенция? Когда она проснется и для чего? Чтобы писать петиции в различные ЮНЕСКО и негодовать по поводу наглости наших соседей? Наши соседи настолько предсказуемы, что прогнозировать последовательность их шагов не составит труда сколько-нибудь грамотному человеку. А что касается всевозможных международных организаций, то кто там заседает? Невольно на память приходит подписанное общенациональным варчапетом пражское соглашение о незыблемости границ Азербайджана, составной частью которого является Арцах. Под чьей эгидой подписывалась эта бумажка? Если кто забыл, напоминаю: под эгидой небезызвестного Шарля Мишеля, того самого «друга армянского народа», который за несколько лет до принятия исторического азербайджано-пашиняновского документа возглавил жюри конкурса «Мистер гей». Такие же универсальные специалисты, уверена, обретаются и в других западных структурах, которым культура Армении, конечно, нужна никак не больше, чем азербайджанские нефть и газ.

ГДЕ ГОЛОСА АРМЯНСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, КОТОРОЙ, ПО ИДЕЕ, НЕ ДОЛЖНО БЫЛО давать покоя сообщение о том, что в Матенадаране закрыли отдел копирования рукописей? Где акции протеста перед зданием многопрофильного министерства, возглавляемого дамой со специфическим отношением к армянской истории и культуре? Почти два года назад я высказала предположение, вернее, убеждение, что, если «бархатные» неореформаторы останутся во власти, одним из их «достижений» станет то, что Британский музей пополнится сокровищами Матенадарана. Не знаю, кто как отреагировал на сообщение о закрытии отдела копирования, но я почему-то сразу же заподозрила (дай Бог, чтобы это было моим заблуждением), что этот отдел больше не нужен Матенадарану, поскольку копировать там больше нечего: оригиналы самых ценных рукописей уже обрели вечное пристанище в запасниках Британского музея, чтобы спустя десятилетия после исчезновения с карты мира топонима «Армения» быть выставленными как памятники древнеазербайджанской культуры (доходы от нефти и газа наших «древних» соседей легко помогут объяснить «неподкупным» европейцам, кому именно принадлежат миниатюры Тороса Рослина или, например, Шуришкамское Евангелие).

 ПОЧЕМУ НИКТО НЕ БОЙКОТИРУЕТ ИХ?Если кому-то такой сценарий покажется абсурдным, пусть поищет в интернете недавнее интервью директора стамбульского музея археологии российскому телеканалу «Культура». Честно, без намека на желание что-то сфальсифицировать турецкий ученый поведал, что их музей отличается от крупнейших музеев мира (Британского, Лувра, Прадо, Метрополитен…) тем, что выставленные в этих музеях артефакты привезены с завоеванных территорий, а экспозиция стамбульского музея укомплектована исключительно из артефактов, найденных на их собственной территории. И ведь не солгал директор музея. Все верно: цивилизованные европейцы вывозили из своих колоний все, что можно вывезти. Правда и то, что туркам ничего не нужно было ввозить на «свою территорию», обосновавшись на которой в далеком XV веке и залив ее кровью коренного населения, они не покладая рук коллекционировали артефакты, в том числе и армянского происхождения.

Та же судьба ждет артефакты Восточной Армении. И с ее территории спустя десятилетия какой-нибудь директор какого-нибудь азербайджанского музея будет рассказывать об экспозиции артефактов, собранных исключительно с их собственной территории, и сообщать, что часть артефактов с территории Западного Азербайджана хранится в Британском музее.

С самой весны 2018 года здравомыслящая часть армянского общества (увы, немногочисленная) без конца повторяет, что каждая минута у власти этой общности млекопитающих, - очередной кирпич в надгробие Армении. Этих минут набежало с целую шестилетку. Все явственнее и явственнее вырисовывается окончание процесса возведения надгробия, и, если не избавиться от поглощающей Армению скверны, этот «творческий» процесс будет доведен до конца. И тогда можно не сомневаться, что «позаимствовано» будет все, вся армянская культура. (Надеюсь, еще не все забыли, как несколько лет назад во время открытия (или закрытия) Европейских игр в Баку азербайджанские специалисты построили музыкальное оформление с использованием мелодий Комитаса.) У любого сколько-нибудь значимого деятеля армянской культуры или науки будут найдены азербайджанские корни или будут обнаружены факты, свидетельствующие о большом воздействии азербайджанской культуры-науки на формирование их таланта. (Как это было в случае с «классиком советской мультипликации, бакинцем Робертом Саакянцем» - именно так азербайджанские киномыслители отреагировали на его смерть.)

ЛЕГЧЕ ВСЕГО ГОВОРИТЬ О НЕДЕЕСПОСОБНОЙ ОППОЗИЦИИ (что, кстати, неоспоримый факт). Но пусть каждый на своем месте вспомнит, как он вел себя в 2018 году и эти почти шесть лет, и что он делает для того, чтобы этот кошмар прекратился. Смотрю на людей, не считающих для себя зазорным общение с «творцами светлого и безоблачного будущего Армении», и от отчаяния опускаются руки. Неужели гениального Тиграна Мансуряна не оскорбляет общение с Авиняном? Зачем ему нужно облагораживать это сомнительное существо своим обществом? Неужели он не понимает, что «бархатным» туркофилам для самоутверждения, как воздух, необходима «дружба» с такими людьми, как Мансурян? Неужели не понимает, что становясь рядом с ними, он компрометирует себя? Неужели не понимает, что и его музыка будет украдена, что и у него будут найдены азербайджанские и турецкие корни, если стараниями наместников Эрдогана и Алиева Армения-таки будет похоронена?

Почему никто не бойкотирует их? Какие чувства испытывают те (кстати, далеко не полуграмотная чернь), кто ублажает этих нуворишей своими песнями-плясками, кто музицирует для них во время всевозможных приемов, посиделок и вечеринок? Почему, когда они появляются на каком-нибудь концерте или спектакле, артисты в знак протеста не отказываются выходить на сцену, а зрители не покидают демонстративно зал? Если не можете сделать ничего другого, то хотя бы продемонстрируйте свое неуважение к ним, покажите, что считаете унизительным для себя находиться с ними в одном пространстве. Или вас это не унижает? Тогда какие претензии к недееспособной оппозиции?

Видимо, я хочу невозможного, но мне бы очень хотелось, чтобы у армянской интеллигенции пробудилось чувство собственного достоинства, чтобы ее оскорбляло то, что судьбой Армении распоряжаются те, кому нельзя доверить даже судьбу какой-нибудь химчистки или сапожной мастерской. Мне бы очень хотелось, чтобы куда бы ни направлялись «всенародные избранники», они натыкались на плотно закрытые двери и таблички, какие укреплены перед входом на любой объект энергоснабжения: «Не влезай – убьет!!!».

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЛИБО ХОРОШО, ЛИБО НИКАК
      2024-04-02 10:50

      В Российско-Армянском университете о варчапете гейдаровиче отзываться позволено только, как о покойнике: либо хорошо, либо никак. Долгие поиски в интернете чего-нибудь хорошего о неприкосновенной в РАУ персоне не дали желаемых результатов. Из бездны всевозможных характеристик и оценок, пожалуй, самую лояльную, самую дипломатичную, интеллигентную и корректную, а самое главное, самую лаконичную дал Семен Аркадьевич Багдасаров, который сказал, что Никол Воваевич Пашинян – позор Армении, предатель, равного которому во всей четырехтысячелетней истории армянского народа не найти, в своем предательстве превзошедший Васака Сюни.

    • НЕ СМОГЛИ ОТСТОЯТЬ НЕ ТОЛЬКО ВЕЧНЫЕ, НО И ВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ АРМЕНИИ
      2024-03-16 10:29

      Процесс уничтожения Армении вступает в завершающую фазу. Наверняка уже пишутся драматические произведения, поэмы и песни про многострадальный древний народ. Несомненно, в этих произведениях будет и обращение к Богу, мол, где он был, когда у него на глазах происходил второй за последний век геноцид. Однако я надеюсь, что, кроме этих панегириков, будет написана и беспристрастная хроника событий, произошедших с весны 2018 года. И надеюсь, авторы этой летописи будут настолько объективны, что воздадут должное всем виновникам произошедшей трагедии, которую немногочисленная здравомыслящая часть армянского общества предсказывала в дни общенациональной шизофрении и пыталась ее предотвратить.

    • К КОЛЛЕКТИВНОМУ АВТОРУ НОВОЙ "КНИГИ СКОРБНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ"
      2023-10-03 09:24

      Все чаще и чаще в соцсетях звучат призывы к общенациональному покаянию. Порыв, что и говорить, благородный. Но я предлагаю усовершенствовать его. Пусть новоявленные Григоры Нарекаци организуют этот ритуал по учреждениям. Чтобы в дальнейшем потомки знали, сколько коллективов государственных структур, частных компаний и предприятий сферы услуг (например, парикмахерских) исправили свою невинную ошибку, по наивности допущенную в апреле 2018 года. Пусть потомки узнают всю правду о том, как нелегко жилось их предкам, как трудно было им сориентироваться в этом жестоком и несправедливом мире, и, поставленные невыносимой жизнью перед сложным выбором, они вынужденно вручили зловонному оборванцу из подворотни судьбу страны и будущее своих детей.

    • ВО ИМЯ ЧЕГО БЫЛИ ИСКАЛЕЧЕНЫ ИХ СУДЬБЫ?
      2023-06-15 09:46

      Где-то в середине семидесятых столицу Советского Азербайджана посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. Прибытие высокого гостя транслировалось по Центральному телевидению. На перроне (Леонид Ильич прибывал на поезде) главу Советского государства встречал член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК КП Азербайджана Гейдар Алиев. Помню, как растекался он елеем, как, сняв с головы шляпу, размахивал ею. Навсегда врезались в память его лоснящееся от счастья лицо и пламенная приветственная речь: «В жизни каждого народа, - говорил он, - бывает звездный час. Сегодня звездный час наступил для азербайджанского народа: к нам приехал дорогой товарищ Леонид Ильич Брежнев». Не могу судить обо всем азербайджанском народе, но выражение лица будущего родоначальника династии султанов независимого государства Азербайджан свидетельствовало о том, что лично он действительно переживал свой звездный час.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ