В ПРОГРАММЕ – ПЕРВАЯ СИМФОНИЯ МАЛЕРА
Так случилось, что на этот концерт Государственного симфонического оркестра Армении я попала после довольно значительного перерыва. Тем отраднее было обнаружить аншлаг в зале.
Люди пришли на концерт, зная, что музыка, которую исполняет оркестр под управлением Сергея Смбатяна, не может быть невыразительной, лишенной эмоций. И действительно, поразительным было художественное впечатление от программы – звучала только Первая симфония Малера – сочинение, полное музыкального значения и глубины. И в этом талантливо убедил всех нас оркестр и его дирижер.
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА СИМФОНИИ СОСТОЯЛАСЬ В 1889 ГОДУ В БУДАПЕШТЕ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ АВТОРА. В этой ранней симфонии еще совсем молодой композитор впервые задается вопросами о сущности бытия, о смысле жизни. Её содержание – мысли и чувства, страдание и борьба героя, в котором ясно угадывается сам автор. В этой музыке много молодого – еще наивного задора, восторженное преклонение перед природой и первые жестокие разочарования, и суровая борьба возмужавшего героя, его твердая уверенность в победе.
Сложность и своеобразие этой музыки, окрашенной одновременно в светлые и драматические тона, были тонко переданы оркестром под управлением Сергея Смбатяна. Ни на миг музыка, исполняемая им, не перестает быть прекрасной и живой. Это философская лирика, и трудно поверить, что такая мудрая, глубокая музыка написана автором в столь молодом возрасте. Удивил оркестр, столь одухотворенно, с подлинным чувством осиливший эту партитуру, покоривший сыгранностью и отчетливостью деталей, особенностью малеровского звучания. Обдумана каждая нота, ощущение исповедальное, словно личное, свое.
Показалось, что эта музыка особенно значима для дирижера: поданная слушателям с таким пониманием сути, так взволнованно, так мощно, что невольно подумалось – она близка дирижеру по каким-то не известным никому ощущениям. Возможно, именно о них он и хотел поведать всем нам. В исполнении оркестра не было ни одной проходной ноты, не наполненной мыслью и не согретой чувством. Колоритная музыка, окрашенная в светлые мечтательные тона, сменялась то ласково-нежными, то пылкими драматическими интонациями. Зал слушал, не шелохнувшись.
Естественно, эта симфония, как и многие другие классические произведения, имеет свои “эталонные” интерпретации. Она звучала в исполнении многих выдающихся дирижеров и оркестров. Но одна из самых больших прелестей музыки как раз в том, что каждое поколение исполнителей прочитывает шедевры по-своему, давая нам дополнительные свидетельства того, как подлинно талантливое творение способно вместить в себя весь последующий опыт исполнителей. Первая симфония Малера – из числа таких творений.
Слушаешь – и кажется, что время в зале измеряется по каким-то другим законом: мало или много прошло времени, неизвестно. Испытываешь величайшую радость от согласного звучания оркестра, от каждого инструмента в нем.
… СИМФОНИЯ ВОЗНИКАЕТ ИЗ АБСОЛЮТНОГО ПОКОЯ И ТИШИНЫ. Время от времени тишина нарушается таинственными ходами по квартам и отдаленными приглушенными фанфарами (кларнеты, затем засурдиненные трубы). Наконец рождается тема, излагаемая виолончелями, симфония переходит в маршеобразное движение. Разворачивается торопливая дискуссия инструментов, потом в остром ритме торопливо и как бы шутя они принимаются излагать маршеобразную тему. С каждым тактом открывается музыка небывалого мышления, характера, стиля, способа выражения.
Трактовка симфонии обжигала страстностью высказывания. И дело здесь не в одном лишь темпераменте, с каким вел дирижер оркестр, а в отношении оркестрантов к музыке, какое бывает разве что на самых волнующих премьерах. Ведь сегодня, к сожалению, редко приходится видеть одухотворенные лица, погруженные в музыку. Слушая оркестр, понимаешь, как много в его игре свободной и смелой импровизации, и радуешься тому, как оркестр легко принимает новые условия игры, как уверен, полагаясь на руки дирижера. При этом, у оркестра свое неповторимое звучание, свой “тембр” – насыщенный, легкий, подвижный, особое “дыхание”. Свобода импровизации сочетается с точностью. И при этом – полное перевоплощение в автора, в эпоху, в национальный характер.
Развивая и углубляя авторскую концепцию симфонии, дирижер подчеркнул ее высочайший этический пафос. Нельзя не отметить безупречно выстроенную им линию огромного эмоционального крещендо кульминации третьей части симфонии.
С каким внутренним спокойствием, с какой редкой слитностью тембров отдельных инструментов звучали групповые соло. Великолепно звучало соло контрабаса, соло духовых инструментов – фагота, гобоя, трубы, кларнета, тубы…
А каков был финал, прозвучавший сначала как взрыв отчаяния! Редкие фанфары тромбонов и труб, грохот литавр, короткие фразы, звучащие то у одной, то у другой группы инструментов…
Ниспадающие пассажи накатываются на слушателя подобно волнам бушующего моря. Здесь развертывается страшная битва. А потом вступает полная обаяния и лирики мелодия скрипок и виолончелей. Эта волнующая лирика символизирует идеал, во имя которого велась отчаянная борьба. И вот ликующая торжественным апофеозом жизни кода симфонии…
Каким волнующим, живым, страстным и драматичным получился Малер у оркестра под управлением Сергея Смбатяна, которого ныне мы с полным правом можем назвать зрелым мастером. К счастью, это обстоятельство заметили и за рубежом. Недавно Сергей Смбатян назначен главным приглашенным дирижером знаменитого коллектива - Берлинского симфонического оркестра. Браво, маэстро!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-07 10:44
В ряду памятных музыкальных дат нынешнего года одной из самых значительных является 180-летие выдающегося французского композитора, органиста, дирижера, педагога, музыкального критика, музыкально-общественного деятеля Габриеля Форе. Этой дате был посвящен концерт государственного камерного оркестра Армении, который прошел в Большом зале Армфилармонии им. А. Хачатуряна. Программа гала-концерта, целиком состоящая из произведений Форе, завершила Дни Франкофонии в Армении. Инициаторами вечера были Национальный центр камерной музыки, Посольство Франции в РА, МОНКС и Французский институт в Армении.
-
2025-05-03 11:35
Проходят десятилетия, но неизменной остается любовь публики к явлению, которое мы называем "Ованес Бадалян". Легенда народной песни своим неповторимым исполнением вдохнул новую жизнь в армянскую песню. Она, словно магнитом, тянула певца, одаренного голосом редкой красоты, способного петь свободно, словно и труда это никакого не составляло.
-
2025-04-25 09:46
Самвел Паркевович Мурадян - личность уникальная. Известный литературовед, доктор филологических наук профессор ЕГУ, отметивший недавно свое 80-летие, до сих пор сохранил в себе детское восприятие жизни. Для многих он - соединение ребенка с мудрецом. В его книгах, монографиях, многочисленных статьях, научных исследованиях присутствует тот же праздник смысла, формы и колоссальных знаний, что и много лет назад. Вся его деятельность - и лекции, и книги, комментарии по случаю, споры, в которые он ввязывается, всегда имеют прямую и благородную цель: защитить базовые ценности литературы. Защитить наши исторические культурные завоевания, оживить коллективную память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматичная судьба, не пострадала, не искривилась чья-то репутация от злого навета или пустой молвы.
-
2025-04-24 10:47
В ночь с 23-го на 24 апреля в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна Национальный филармонический оркестр под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера Эдуарда Топчяна исполнением «Реквиема» Моцарта отметил скорбную дату нашей национальной боли. В концерте кроме филармонического оркестра приняли участие Государственный камерный хор «Овер» (художественный руководитель и хормейстер Сона Оганесян), Ереванский государственный камерный хор под управлением Кристины Восканян и солисты – Анна Аглатова (сопрано), София Туманян (меццо-сопрано), Тигран Мелконян (тенор) и Милан Сильянов (бас). Дирижер – Эдуард Топчян.