ЖИВОЙ И СОЛНЕЧНЫЙ АРЦАХ В ФОТОГРАФИЯХ СЕВАКА АСРЯНА
Покидая Арцах после сентябрьских событий прошлого года, известный фотограф из Степанакерта Севак Асрян пытался быстро сориентироваться, что забрать с собой в новую жизнь. Выбор был сложным: уместить в один автомобиль несколько десятков лет жизни, а с ней и все, что связано с предками и их корнями, глубоко уходящими в арцахскую землю, было непросто.
«Я приехал в одежде, которая была на мне, из гардероба не взял ничего, так как старался выделить больше места для фамильных реликвий, ценностей, имеющих прямое отношение к нам, нашим предкам и детям, семейные фотоальбомы и все, что хранит в себе память о нашем прошлом и настоящем в Арцахе», - рассказал Севак Асрян.
МАШИНА БЫЛА УЖЕ ПОЛНОСТЬЮ ЗАГРУЖЕНА, КОГДА ОН ПОНЯЛ, что отпечатанные фотографии арцахских святынь, исторических памятников и природных пейзажей, сделанные в разных уголках родины и ставшие экспонатами нашумевшей выставки «Сила памяти», остались дома, уже по ту сторону границы между прошлым и настоящим... Благо, в архивах Севака Асряна сохранилось больше 9000 цифровых файлов с кадрами, которые он за последние 9 лет запечатлел в разных уголках Арцаха. Из них и были отобраны фотографии, легшие в основу его первой выставки-продажи в Ереване, открывшейся на культурной платформе Common Ground Bools & Spirits 13 февраля при поддержке друзей и SAVAR Winery. Часть экспонатов уже была представлена в Степанакерте в ноябре 2022 г. в рамках выставочного проекта «Сила памяти», а другую Севак впервые представил широкой публике.
«Проект родился спонтанно, после 44-дневной Арцахской войны и оккупации значительной части Арцаха. Мне захотелось представить как арцахцам, так и айастанцам свой Карабах и его малоизвестные уголки, - продолжает Севак Асрян. – Большинство армян знакомы с раскрученными и самыми крупными историко-культурными памятниками Арцаха, такими, как Гандзасар, Амарас, Дадиванк, Казанчецоц. Однако Арцах полон прекрасных образцов армянского архитектурно-культурного наследия, а также неповторимых природных уголков, которые могут соперничать по красоте с известными живописными природными уголками других стран. Именно их я и хотел показать широкой общественности. В степанакертскую экспозицию вошли 44 фотографии, сделанные ранее в тех районах Арцаха, которые после войны 2020 г. были захвачены врагом. Я стремился сохранить и укрепить в людях память об утерянных уголках Арцаха, чтобы не дать в них угаснуть вере на возвращение оккупированных территорий. Но жизнь распорядилась иначе...»
Севак Асрян с детства увлекался фотографией, научившись пользоваться камерой под чутким взглядом отца. По его словам, это было хобби, которым он занимался в юные годы. Затем наступил период взросления: работа, служба, первая Карабахская война, когда было не до фотографии. Затем Севак на время уехал на Украину, где все было новым и незнакомым и где вновь решил взять в руки камеру, пройдя курсы профессиональной фотографии. Вернувшись в Арцах, он сразу начал ездить по стране, выискивая скрытые от глаз уголки природы, полуразрушенные памятники архитектуры, имеющее большое историко-культурное значение не только для Арцаха и Армении, но и всего мира.
«Я понимал, что хочу снимать Арцах не только как частичку древнего армянского края, но и как чудесный уголок нашей планеты, - рассказывает фотограф. – К тому же я никогда не любил делать черно-белые фотографии Арцаха, о чем знали все мои друзья, в том числе и фотографы, специализирующиеся именно на этом направлении. Мне всегда хотелось видеть родину яркой, жизнерадостной, излучающей свет и отражающей падающее на него солнечное сияние. Ведь настоящий Арцах, будь то летом или зимой, именно такой – живой, красивый, веселый, солнечный», - делится Севак.
ФОТОГРАФИРОВАТЬ РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ ОН НАЧАЛ С 2016 г., ездил по стране, так и не успев побывать во всех ее удивительных уголках – отдавал предпочтение любимым районам страны, в частности, Карвачару, и совсем мало внимания уделял Гадрутскому району, оставив его фотоисследование на потом. Но это «потом» не наступило.
«В Арцахе у меня есть очень родные, близкие душе и сердцу уголки. Среди них места рядом с селом Патара, там много альпийских лугов, где можно встретить диких лошадей и насладиться неописуемой прелестью гор и полей. Сюда я ездил в минуты печали и радости, нередко возил друзей и гостей, фотографировал здесь с разных ракурсов, во все времена года и часы суток, - рассказывает Севак Асрян. – Я снимал и в других районах страны, а после 44-дневной войны и потери большей части Арцаха, сосредоточился на окрестностях Степанакерта и обнаружил там немало интересных, неизведанных мест. В итоге я собрал самую большую коллекцию авторских фотографий по Арцаху, но сегодня не знаю, говорю это с гордостью или с грустью...»
Каждый из снимков, хранящихся в цифровых архивах, дорог Севаку по-своему, и с каждым из них его связывают особые воспоминания. Зимний «портрет» церкви Ванкасара – один из первых его снимков после возврата к профессиональной фотографии, напоминающий о начале долгого пути познания родины через объектив фотокамеры. Фотография разрушенной азербайджанцами церкви Канач Жам в Шуши - редкая, если не единственная, сделанная с нестандартного ракурса. Пейзаж, снятый со склона горы Дизапайт, отображает бесконечную любовь Севака к родным арцахским просторам, а пасущиеся на альпийских лугах Патара лошади – символ мира и созидания, который разрушили нелюди.
«После того, как наш народ покинул Арцах – нашу малую родину и оказался в Армении, все изменилось. Я был в состоянии апатии, пока меня не расшевелили друзья. В их числе кураторы нынешней выставки в Common Ground Bools & Spirits Елена Кожемякина и Гегам Тер-Арутюнян, которые уговорили меня вернуться к архиву, собрать из него экспозицию и организовать выставку-продажу. Возможно, это заставит меня вновь взять в руки фотокамеру, начать исследовать Армению и снимать ее такой, какой увижу я, - сказал Севак Асрян и добавил: - Конечно, будет отлично, если выставка послужит своей цели, и нам удастся продать фотографии. Но сегодня, в день открытия, я жду одного – встречи с друзьями, которые разбросаны не только по Армении, но даже по Еревану. Знаю, всем будет тяжело смотреть на снимки родных уголков Арцаха, и, тем не менее, мы соберемся, чтобы продолжить жить».
Отметим, что выставка продлится 10 дней и ждет своих посетителей.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-09 11:05
Уже третий семестр на факультете истории Ереванского государственного университета проводятся не имеющие аналога рабочие конференции с участием школьников Еревана и марзов Армении. Вовлеченные в этот профессиональный проект ученики предстают перед аудиторией в качестве докладчиков, разработавших разные научные темы в соответствии с направленностью того или иного мероприятия.
-
2024-12-06 09:34
В Доме-музее Арама Хачатуряна дан старт новому проекту, нацеленному на вовлечение в культурную жизнь представителей инклюзивных групп. 3 декабря, в Международный день инвалидов, между Домом-музеем и Объединением глухих Армении был подписан Меморандум о сотрудничестве, в рамках которого многие материалы этого очага культуры будут переведены на язык жестов и станут доступны людям с ограниченными возможностями. Мероприятие состоялось в присутствии сотрудников Дома-музея и членов Объединения глухих и началось с показа трейлера анимационного фильма «Путешествуем с Хачатуряном» в новом формате – с сурдопереводом.
-
2024-12-04 10:55
Международный кинофестиваль женских фильмов «КИН» уже 20 лет распахивает свой занавес в декабре, приглашая к экрану ценителей кино, созданного женщинами. И, надо отметить, делает это ненавязчиво, но настойчиво, что и обеспечивает его долголетие. Исключением не станет и нынешний год: 6 декабря МКФ «Кин» начнет работу в 21-й раз и в течение 5 дней проведет зрителя по самым необычным историям, созданным режиссерами-женщинами из разных уголков мира.
-
2024-12-03 09:33
В начале этого года в № 20 журнала «Научный Арцах» была опубликована рецензия доктора психологических наук, профессора Гарника Акопова на книгу другого ученого, доктора культурологии и кандидата исторических наук, профессора кафедры культурологии, музеологии и искусствоведения Самарского государственного института культуры Владимира Ионесова «Память вещи: «Дух Армении в образах и сюжетах забытого артефакта». Статья вызвала широкий резонанс в научных кругах и привлекла еще большее внимание к книге Ионесова.