Последние новости

ВОЙНА БЕЗ ПРИКРАС

Прозаик, поэт, драматург, ополченец Овик Вардумян принадлежит к старшему поколению армянских литераторов. Родился он в с. Чочкан Алавердского района Арм. ССР в 1940 году, окончил ЕрПИ им. К. Маркса, но постепенно свернул к литературе. Начал печататься в 1964 году. С 1990-го по 1994 гг. добровольцем участвовал в сражениях в Арцахе. Является автором романов, повестей, рассказов. Издал множество книг, в которых преобладает военная тема. Произведения переведены на ряд языков. Недавно вышла документальная повесть "Солдаты рождаются на поле боя".

В ПРЕДИСЛОВИИ О. ВАРДУМЯН ОТМЕЧАЕТ, ЧТО КНИГА ПО ДНЕВНИКОВЫМ ЗАПИСЯМ родилась много лет назад. Но автор не печатал ее, а после 44-дневной войны 2020 года вообще призадумался, стоит ли сегодня напоминать о событиях 1990-1994 гг. После долгих раздумий решил, что стоит, чтобы следующие поколения знали, какой ценой далась победа в Первой Карабахской войне и учились воевать у победителей.

...Начало 90-х было самым тяжелым периодом в плане создания профессиональной армии. Она рождалась прежде всего на патриотизме и энтузиазме добровольческих отрядов с привлечением профессиональных военных, приехавших в Армению из разных концов СССР. Как это часто случается в истории, многие славные имена героев остались в тени, а пустозвонам и "паркетным" стратегам воздаются незаслуженные почести. Мемуары добровольцев, таких, как Овик Вардумян, содержат множество важных деталей, вскрывающих правду о том, что происходило в том или ином эпизоде войны и мира.

Небольшое по объему повествование развивается строго в рамках документальной прозы. Основные события связаны с окончанием Первой войны (январь - май 1994 года). Вардумян в качестве командира роты (из 500 набранных отобрали 120 человек) в очередной раз едет в Арцах, где победа уже определенно склоняется в армянскую сторону. Новобранцев не сразу отправляют на передовую. Сначала надо их подготовить.

Автор отнюдь не идеализирует реалии тогдашней военной жизни. Были ловкачи, увиливающие из военкомата благодаря звонкам нужных людей, деньгам. В роте обнаружились и двое парней из секты "Свидетели Иеговы". Вардумян описывает, что в Арцахе эти ребята поначалу отказывались стрелять. Командир убеждал, объяснял - не помогало. Тогда он перевел их в окоп поближе к врагу. И, как выяснилось, иеговисты не подкачали, сорвали атаку врага. После этого сослуживцы перестали над ними подшучивать, а иеговисты стали настоящими бойцами и совсем другими людьми.

С оружием и боеприпасами в 1994 году уже дела обстояли неплохо. Не так, как в самом начале войны, когда вдруг взорвались Балаовитские военные склады в Армении, а громадное хранилище боеприпасов в  азербайджанском Агдаме весьма пригодилось соседям. Вардумян вспоминает, что Вазген Саркисян обещал ему в первую поездку в Карабах прислать через своего зама автомат. Зам к отлету вертолета явился, но без оружия. Еще автор пишет о своей статье, в которой с похвалой отозвался об отрядах дашнакцаканов. Напечатал ее в газете "Еркир", что крайне не понравилось В. Саркисяну, чьими усилиями Вардумяна отстранили от руководства.

ПОСЛЕДНЯЯ ПОЕЗДКА В АРЦАХ, ПО СРАВНЕНИЮ С ПРЕДЫДУЩИМИ, оказалась не столь тяжелой. Тем более для Вардумяна, видевшего критические моменты противостояния, когда практически пол-Арцаха оказалось под контролем азербайджанцев, которым помогал в ряде эпизодов военный контингент бывших советских войск, еще находящихся в Азербайджане. Автору довелось общаться с Монте, Самвелом Бабаяном, Мовсесом Акопяном, Жирайром Сефиляном и другими известными командирами. Вардумян не описывает в подробностях их заслуги. Лишь касается той или иной детали, характеризующей человека. На войне нет мелочей. И это на своем, порой горьком, опыте осознают новички.

Как бы тебя ни готовили и как прицельно ты ни стрелял в мишень на сборах, первый бой - самое сложное испытание. Эту истину знали во все времена любые вояки. Вардумян готовит своих ребят к трудному экзамену и радуется, видя, как солдаты рождаются на поле боя.

За первым боем наступает второй, третий и уцелевшие понимают, что война это тяжелая каждодневная работа, главное в которой - защитить свою землю и остаться живым. Последнее удается не всем.

Автор чуть подробнее рассказывает о судьбе первой роты из Шенгавита. Ее первый взвод попал в окружение. Комвзвода Ваагн Вардеванян занял оборону, чтобы остальные смогли без потерь отойти. Полдня они отбивали атаки, патроны у всех 16-ти бойцов кончились, в плен они не сдались. А раненый в ноги, истекающий кровью командир сказал врагам, что сдается, подпустил поближе и взорвал две последние гранаты. Тела героев оставались на нейтральной полосе и после заключения перемирия в мае 1994 года. Наконец, удалось договориться с соседями о передаче погибших. Здесь много сил приложил отец комвзвода Вагинак Вардеванян. Автор подчеркивает интересную деталь. При передаче останков представитель азербайджанцев подробно рассказал об этом бое, отметил храбрость шенгавитцев, а узнав, что отец Вардеваняна присутствует, подошел и отвесил ему поклон. Видимо, в 1994 году армянофобия еще не пустила у соседей столь глубокие корни. А шенгавитцев похоронили на Ераблуре. О. Вардумян написал о них повесть под названием "Так умирают орлы".

Солдаты не только рождаются, но и гибнут на поле боя, и эти потери надолго поселяют в душах соратников чувство пустоты. Человек ушел, другим его не заменишь. Значит, надо воевать и за ушедших.

...Некоторые страницы мемуаров Овика Вардумяна наверняка стоит использовать в процессе военно-патриотического воспитания молодежи. Тут  и полезные, основанные на личном опыте советы о том, как надо строить отношения в армии, размышления о психологии и планах наших соседей с конечным выводом о том, что, если хочешь мира, надо быть готовым к войне, надеясь прежде всего на себя.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВИЗАНТИЯ И АРМЯНЕ
      2024-07-27 09:33

      А время летит и летит, не оглядываясь в прошлое, рождая новые поколения с их поиском и неизбежными ошибками, из которых складываются новые страницы истории на пути в будущее. Историки пытаются оценить и осмыслить происходящее сейчас, века и тысячелетия назад. Народы со "спринтерской" исторической дистанцией стремятся дотянуться до времен, в которых их не было. Большинство "марафонцев" сошло с дистанции, сохранив в лучшем случае язык, но не государственность. А мы с вами, граждане Третьей Республики, не знаем многих нюансов из своей истории и роли армян в истории других государств. В этом плане большой интерес для читателя представляет книга историка, публициста Ваге Лоренца "Армяне Византии".

    • НЕДОСТРОЕННЫЙ ЗАМОК ГОАР МАРКОСЯН-КАСПЕР
      2024-07-13 13:56

      Писать прозу - тяжкий труд, и удается это далеко не всем мужчинам и женщинам с пером (точнее, клавишами компьютера). Наша соотечественница, широко известная русскоязычному читателю Гоар Маркосян-Каспер пришла в прозу из поэзии. Подобно многим, еще в школьные годы она писала стихи. Но ни тогда, ни позже, студенткой Ереванского мединститута, Гоар вряд ли полагала, что станет писательницей. Жизнь богата на сюрпризы и крутые повороты в судьбе, а основа очень многого закладывается в детстве.

    • АРМЯНСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ В СБОРНИКЕ ПАНК-РОКЕРА ДЖЕЙСОНА ХАМАКЕРА
      2024-07-11 09:32

      Д. Хамакер, барабанщик одной из малоизвестных американских групп, после распада коллектива решил начать новый путь - поехал в Сирию, желая изучить древнейшее наследие христианской музыки.

    • БЕРЕЧЬ, КАК ЗЕНИЦУ ОКА
      2024-07-10 10:10

      Творческие люди (не все и не всегда) организуют союзы, чтобы лучше узнать коллег, объединить усилия и продолжать заниматься делом своей жизни. Некоторые при этом являются членами не одного союза. В апреле нынешнего года появилась еще одна структура подобного рода: Союз благородных деятелей искусства Армении. Название несколько уязвимое. Благородный ("азнвакан") в переводе указывает прежде всего на знатное происхождение. Однако глава союза Нарек Папонц-Аракелян в беседе разъяснил, что учредители вовсе не метили в дворянсвтво, а хотели подчеркнуть важнейшие для творческого человека черты: верность корням, честность, благородство. Все это крайне важно сегодня, когда мир вокруг стремительно меняется, разрушая многие духовные и культурные ценности. Их защита - главная задача нового союза.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ