Последние новости

Варданян: ЭТО РЕШЕНИЕ РЕАЛИЗОВАТЬ НЕЛЬЗЯ

Решение о предоставлении медпомощи в рамках госзаказа по договору оферты революционное и нереализуемое

Решение о предоставлении медицинской помощи в рамках госзаказа по договору оферты считаю революционным и нереализуемым. Об этом заявила в беседе с корреспондентом NEWS.am Medicine сопредседатель общественной организации «Право на здоровье», экс-руководитель Государственного агентства здравоохранения Цагик Варданян.

ОНА ОБЪЯСНИЛА, ЧЕМ ДОГОВОР ОФЕРТЫ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДОГОВОРА ГОСЗАКАЗА.

«До 2020 года медицинские организации подавали заявки на госзаказ, они изучались и заключались договоры. Определялась сумма, в пределах которой оказывалась медицинская помощь и осуществлялось обслуживание в этих организациях.

Мы часто слышим от жителей: мы пришли, намс сказали, что госзаказ закончился, или нас не приняли, поставили в очередь», - заявила Варданян, добавив, что с 2020 года по части нескольких медицинских услуг начал действовать договор оферты, когда для отдельных медицинских учреждений не применяется ограничение суммы.

««Оферта» в переводе означает публичное приглашение. Это означает, что данное ведомство публично приглашает для оказания услуг или чего-то еще. И размещает это приглашение на сайте, чтобы оно было видимым и доступным для всех.

Следовательно, в рамках этих программ договоры на госзаказ не были заключены. Был заключен лишь один договор оферты. Это был шаг к обязательному медицинскому страхованию. Те, кто, так или иначе имел дело со страхованием, подтвердят тот факт, что им никогда не говорили, что у них закончились деньги, и они не могут оказать вам медицинскую помощь.

Уже в 2020 году медицинская помощь без ограничения бюджета предоставлялась членам семей военнослужащих, по программе диализа и ряда других программ.

В конце 2023 года на заседании правительства мы услышали, что в соответствующее решение о госзаказе вносится изменение. Было решено, что это должна быть оферта. Примерно в 2018-19 годах был сделан предварительный расчет, что будет, например, если начнется обслуживание бенефициаров не с ограничениями, а по обращаемости и потребности, сколько денег понадобится?

Подсчитали, что это примерно 220-240 млрд драмов. На данный момент всему Минздраву выделяется 147 млрд драмов, причем не только на медицинскую помощь. То есть денег нужно примерно в 2 раза больше.

Поскольку обо всем об этом я знаю гораздо более подробно, для меня это решение является революционным и нереализуемым, с учетом того, что мы имеем сейчас, и тех финансовых ассигнований, которые заложены в бюджете 2024 года», - заявила Варданян.

Она напомнила, что в июне-июле 2024 года будет расформировано Государственное агентство здравоохранения, и будет образован Государственный страховой фонд, после чего начнется поэтапное внедрение всеобъемлющего медицинского страхования.

«Еще раз повторюсь: я считаю и переход на оферту, и запуск процесса страхования как меры, реализуемые в сфере здравоохранения, революционными за последние 10-15 лет. Другое дело, насколько это будет выполнено? Будет очень грустно, если мы увидим фиаско», - сказала глава общественной организации.

Варданян удивлена тому, почему новая программа правительства названа пилотной, в то время как пилотную программу они реализовали в 2020 г.

«У нас уже были программы оферты: военнослужащие, члены семьи, приравненные к ним лица, речь идет о примерно 450 000 бенефициарах. О какой пилотной программе говорится? Я не понимаю», - отметила экс-руководитель Государственного агентства здравоохранения.

У специалиста имеется информация о том, что Минздрав уже начал применять жесткие инструменты, отказывать в предоставлении госзаказа, поскольку система к этому не была готова. По ее данным, Минздрав обратился в правительство и соответствующие ведомства с просьбой разрешить процесс привлечения к работе в Государственное агентство здравоохранения еще 30 экспертов.

«А что написано в этом договоре оферты? Написано, что те, кто подал заявку на госзаказ, и получил госзаказ на по определенным услугам, этим и ограничивается оферта. То есть это не оферта, это какой-то странный договор, смените название. Гражданский кодекс четко определяет, что такое оферта. У вас уже есть такой пример, Минздрав 3-4 года очень хорошо все это делает в рамках других программ. Сейчас вы запустили новую программу, вы в ней написали – оферта, но делаете только для тех, кто получил право на госзаказ. Это не оферта. Найдите другое название, вы вышли за рамки логики оферты.

Если в данной организации есть нейрохирургия, но она не включена в систему госзаказа, вы ее не включите в оферту, почему? А разве глава правительства не заявлял, что не должно быть медорганизации, не имеющей госзаказа? Существует не только множество медучреждений, не имеющих государственного заказа, но есть и учреждения, у которых есть госзаказ, но некоторые услуги, оказываемые на платной основе, не включены в него.

Что сделали вы? Я понимаю, что у вас не хватает денег, но, по крайней мере, будьте честны и искренни, скажите, что вы не можете всего этого сделать, поскольку финансовых средств недостаточно, инфраструктуры не адаптированы», - сказала Варданян.

По словам эксперта, процесс подачи заявки и размещения госзаказа осуществлялся в то время, когда заключался договор с ограниченным бюджетом. Сейчас, когда бюджетное ограничение не ставится, наличие лицензии медицинского учреждения должно быть достаточным для оказания данной услуги, в том числе по госзаказу. Тем, более что такая программа и сейчас уже действует – соцпакет.

«Если Минздрав выдал лицензию в установленном порядке, то медицинская организация, обслуживающая бенефициаров социального пакета, включается в список молча и без проблем, а страховые организации заключают с ней договор. Тем более, что с 2026-2027 годов лицензия будет выдаваться не бессрочно, а сроком на 5 лет», - подчеркнула Варданян.

Говоря о внедрении всеобъемлющего медицинского страхования и создании Фонда государственного страхования, глава общественной организации отметила, что с сожалением вынуждена констатировать: частный сектор - лучший управляющий.

«Чего ожидать от страхового внедрения? Получится большое Госагентство здравоохранения, с измененными названиями подразделений, но с той же функцией. Получится все то же государственное финансирование, естественно, деньги будут брать и с работников. Однако все это не очень похоже на страхование. Если мы сможем четко определить, что будет делать государство, а все остальное делегировать частному сектору, поверьте, у нас будет гораздо более гибкая и сбалансированная модель», - сказала эксперт.

Она также согласна с опасениями руководителей медицинских учреждений по части того, что если цены на страховые услуги будут подобны ценам госзаказа, то медучреждения не смогут покрыть свои затраты, поскольку цены госзаказа достаточно далеки от рыночных.

«Хотелось бы поговорить о ценах. Не существует механизма ценообразования в рамках услуг по госзаказу. В 2019 году такая методика была утверждена приказом министра, поскольку того требовал Минфин. Счетная палата постоянно проводила проверки и констатировала, что цены не имеют какого-либо механизма ценообразования, например, стоимость вызова «скорой помощи» составляет 8300 драмов. Откуда эта цена?», - задалась вопросом глава общественной организации, добавив, что сейчас министерство обещает, что будет перерасчет цен, но, согласно концепции страхования, это также будет действовать по принципу ограниченности бюджета, что неправильно.

«Все укрупненные общины осуществляют какую-то оптимизацию. Где-то объединяют, где-то принимают на работу соседей, родственников, и все потому, что нет единой системы. Здравоохранение сейчас похоже на грибное поле, в одном месте все хорошо выросло, а в другом - ядовитый гриб. И что мы делаем?

Выращенные грибы по одному делаем краше. Начертите схему того, каким будет здравоохранение. Наберитесь смелости, и все отрегулируйте, разложите здравоохранение по полочкам», - заключила Варданян.

med.news.am

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ