ГЕНОЦИД АРМЯН: ФРАНЦИЯ И КАНАДА НЕ ОСТАЛИСЬ В СТОРОНЕ
В Музее-Институте Геноцида армян (МИГА) открылись первые в этом году две временные экспозиции, приуроченные к Дням франкофонии в Армении. На церемонии открытия присутствовали посол Канады в Армении Эндрю Тернер, председатель фонда «Пюник» Габриэл Чемберджян, директор Национального архива Армении Артур Степанян, преподаватели французских образовательных центров в Армении и другие.
ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ «PRO ARMENIA. ДЛЯ ТЕБЯ, АРМЕНИЯ» и «Геноцид армян в творчестве французских художников армянского происхождения» имеют разную направленность. В первую включены архивные материалы, рассказывающие о многосторонней помощи, которую Франция и Канада оказывали армянскому населению в период известных гамидовских погромов, Геноцида 1915 г. и после него. Вторая представляет собой выставку произведений изобразительного искусства на тему Геноцида, созданных армянскими художниками и скульпторами, которые сами или их предки, чудом спасшиеся от устроенной младотурками резни конца ХIХ– начала ХХ вв., нашли пристанище во Франции и других странах франкофонного мира.
Мероприятие открыла директор МИГА Эдита Гзоян, отметив, что многолетнее проведение Дней франкофонии в Армении подтверждает факт тесных взаимоотношений нашей республики со странами франкоязычного мира, уходящими корнями вглубь истории и включающими разные сферы: политику, экономику, культуру и т.д. Эти связи проявились также в период Геноцида армян, предшествующие и последующие ему годы, и имеют прямое отношение к позиции Франции и Канады в отношении массового уничтожения армян на территории Османской империи. В обоих государствах были сильны как резонанс на убийства по этническому признаку сотен тысяч невинных армян, так и миссионерская деятельность, развернувшаяся в отношении беженцев и сирот.
«Французское общество, политические и гуманистические круги не стали молча наблюдать за происходящим, столкнувшись с преступлением против человечества, массовыми нарушениями прав армянского населения и угрозой жизням мирных граждан. Канада и Франция не молчат и сегодня, так как история повторяется, - сказала Эдита Гзоян. – Армянский народ вновь переживает подобную страницу своей истории и надеется, что в ХХI веке цивилизованный мир не обманет его надежд и ожиданий».
По словам Эдиты Гзоян, фактографическая выставка названа «Pro Armenia. Для тебя, Армения» неслучайно. Первая часть - Pro Armenia – дана по названию газеты, основанной во Франции с целью оказания помощи подвергшимся истреблению армянам. Слова же «Для тебя, Армения» - это название знаменитой песни Шарля Азнавура, написанной им совместно с Жоржем Гарваренцом после Спитакского землетрясения.
«Резонанс Франции и Канады на массовые убийства армян проявился задолго до Геноцида 1915 года. В Западной Армении в тот период уже действовали французские и канадские миссионерские организации, которые ежедневно поставляли информацию о варварских деяниях младотурок в свои страны. Трагические новости сразу появлялись на страницах газет, что привело к возникновению масштабного миссионерского движения в защиту армян, яркими представителями которого были Анатоль Франс, Жан Жорес, Жорж Клемансо и другие видные деятели Франции», - объяснила Эдита Гзоян.
В НОЯБРЕ 1896 Г., КОГДА В ПАРЛАМЕНТЕ ФРАНЦИИ ВПЕРВЫЕ ОБСУЖДАЛСЯ АРМЯНСКИЙ ВОПРОС, некоторые депутаты потребовали опубликовать хранящиеся в архивах МИД страны документы, относящиеся к гамидовской резне. Через год вышла в свет «Желтая книга», ставшая первым источниковедческим сборником по Гамидовским погромам. На события откликнулись и дипломатические сотрудники Франции, находящиеся в Османской империи. Например, в Себастии посол спасал и обеспечивал питанием армянских беженцев и сирот вместе со своей супругой, которая в дальнейшем опубликовала свои дневниковые записи о произошедшем с армянским населением.
Движение в поддержку армян, основанное во Франции и Канаде, получило огромный размах и было нацелено на разностороннюю помощь армянам. В экспозицию фактографической выставки включены материалы из фондов МИГА, касающиеся резни армян в Мусалере, малоизвестных страниц погромов в Адане, истории о том, как французские корабли спасли беженцев, вывезя их из Кесаба и т.д. Здесь представлены экземпляры газеты Pro Armenia и других изданий, которые освещали трагические события, печатая на первых страницах отклики и гневные осуждающие заявления, а также сатирические изображения султана Абдула Гамида II.
Один из редких экспонатов – серия открыток-вкладышей в поддержку армян, выпущенных во Франции шоколадной фабрикой в 1896 г. и рассказывающих о резне 1895-96 гг. Выпускались также пропагандистские открытки с изображениями султана, режущего ятаганом головы мирных армян, убивающего детей и т.д., почтовые открытки с изображением варварских деяний младотурок, ответное письмо Анатоля Франса Католикосу всех армян Геворгу V и много других важных материалов.
ВТОРАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ «ГЕНОЦИД АРМЯН В ТВОРЧЕСТВЕ ФРАНЦУЗСКИХ ХУДОЖНИКОВ АРМЯНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ» открылась в зале Жансема МИГА. В нее, кроме картин Жансема – одного из активных глашатаев темы Геноцида в живописи, вошли также работы Левона Тютюнджяна, Зарэ Мутафяна, Асильвы (Сильва Аракелян) и Жана-Пьера Сеферяна. Кто-то из них сам пережил Геноцид, а кто-то выходец из семьи жертв резни армян. В представленных на выставке картинах и скульптурах выражена вся общенациональная боль, о которой разбросанный по миру армянский народ помнит больше века.
Помощь Канады также не уступала поддержке армянскому народу, организованной во Франции. Она проявлялась как в деятельности миссионеров, так и в работе прессы. Миссионеры братья Роберт и Уильям Чемберсы, Фредерик Маккалом были в числе первых, чьи доклады о погромах вышли в канадской прессе. За год канадская газета The Globe опубликовала более 200 статей на эту тему, число же изданий, обращавшихся к вопросу армян, было в разы больше, как и напечатанных в них материалов. Канадскую общественность знакомили с трагедией армян и через открытки, листовки и другие способы передачи информации. Большой резонанс в стране получили события в Адане в 1906 г… После устроенной здесь младотурками резни миссионеры направляли руководству своей страны отчеты, имевшие настолько сильное воздействие на канадцев, что многие становились добровольцами, стремились выехать в Османскую империю. Помощь Канады продолжилась также после Геноцида 1915г.
«Хочу выразить благодарность этим двум франкофонским странам, которые не молчали век назад, не молчат сегодня и, надеемся, не будут хранить молчание в дальнейшем. Мы верим, что и Франция, и Канада не оставят без ответа надежды, которые пробудили в армянском народе сейчас, как и в период Геноцида», - подчеркнула Эдита Гзоян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-10-01 10:47
День Победы – 9 мая 1945 года – Вазген Оганесов встретил в госпитале: тяжелые ранения руки и ноги, раздробленная челюсть не давали возможности свободно двигаться. Когда его навестили боевые товарищи и в честь победы решили поднять бокалы, Вазген Михайлович не смог выпить за окончание войны и лишь разделял всеобщую радость.
-
2024-09-28 10:27
Боевой меч, сабля, ордена, медали и погоны, рукописи, фотографии, письменные документы – экспозиция из этих и других предметов, касающихся личной жизни и общественной деятельности видного армянского полководца Андраника Озаняна открылась на днях в Музее истории Армении. Поводом для выставки послужил акт дарения новых материалов из семейного архива Зоравара, привезенных в Армению Седой и Григором Тигранян из США. Среди них и самый трогательный, как выразились присутствующие на открытии выставки лица, экспонат – прядь волос Андраника Зоравара, которую до конца своей жизни бережно хранила завернутой в бумагу его вторая супруга Нвард Кюркчян. Ее потомки обнаружили необычную реликвию спустя годы после смерти Нвард и вместе с более чем 20 другими материалами решили передать на хранение Музею истории Армении. Уже здесь под руководством директора Музея Давида Погосяна была инициирована выставка, вобравшая как хранящиеся в запасниках материалы и предметы, связанные с личностью Андраника Озаняна, так и новые экспонаты, подаренные четой Тигранян.
-
2024-09-27 10:00
Культурно-общественная организация «Сарер» во главе с Эрной Ревазовой на днях порадовала нас новой работой, созданной в рамках инклюзивного проекта «Говорящие полотна». Семь необычных картин, ставших осязаемыми копиями иллюстраций выдающегося художника и скульптора Ерванда Кочара к эпосу «Давид Сасунци», пополнили экспозицию ереванского Музея Ерванда Кочара. Новая версия рисунков этого талантливого автора предназначена для посетителей, имеющих проблемы со зрением, что позволило стать сопричастными к гению Кочара. В экспозицию включены иллюстрации «Бой Мгера со львом», «Давид Сасунци с конем Куркик-Джалали», «Давид бьет Козбада золотой меркой», «Давид на коне», «Давид — пастух», «Бой Давида с Мсра Меликом», «Именование крепости», оригиналы которых были созданы в 1939 г.
-
2024-09-25 11:10
19-21 сентября в ЕГУ прошла международная научная конференция, посвященная 90-летию романа «40 дней Муса-Дага» австрийского писателя Франца Верфеля.