КАРАТЕЛЬ ДЖЕМАЛЯ-ПАШИ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ АРТАШЕС ГЕВОРГЯН
Возлагая цветы к мемориалу участникам операции "Немезис", воздвигнутому год назад в Ереване, семья Геворкян и другие потомки выходцев из селения Хоторджур (Западная Армения, Эрзрум), наконец, смогут почтить память родных. Ведь место захоронения Национального героя армянского народа Арташеса Геворгяна семье неизвестно до сих пор.
АРТАШЕС ГЕВОРГЯН 21 ИЮЛЯ 1922 ГОДА И ПЕТРОС ТЕР-ПОГОСЯН В ГОРОДЕ ТИФЛИС прямо перед зданием ЧК расстреляли одного из вершителей Геноцида армян, бывшего министра военного флота Османской Турции Ахмеда Джемаль-пашу, за жестокость прозванного "кровавым мясником". Решение о проведении карательной операции было принято в октябре 1919 года на состоявшемся в Ереване IX съезде партии "Дашнакцутюн" по инициативе Шаана Натали.
Операция "Немезис" была секретной миссией народных мстителей в начале 1920-х годов с целью воздать должного за Геноцид армян, осуществленный Османской империей в 1915 году. Был составлен список из 650 лиц, причастных к Геноциду, из которых отобрали 41 непосредственного виновника в организации и совершении массовых убийств. Участники операции поставили перед собой цель восстановить справедливость и отомстить за истребление армянского народа. Операция "Немезис" и, в частности, казнь Джемаля-паши остались значимыми событиями в истории армянского национального движения и борьбы за признание Геноцида армян.
Геворгяны родом из провинции Хоторджур (в состав Эрзрума). Из было 5 братьев. Младший Торгом был в отряде Мурада Себастаци, затем воевал в отряде Андраника Озаняна. Позже Арташес также присоединился к отряду Андраника и даже удостоился поощрений от великого полководца. Когда Андраник покидал Армению, у братьев Геворгян была возможность уехать, но, сопроводив командующего до пристани в Батуми, они вернулись в Армению, решив остаться. Арташес видел свою миссию в возрождении Родины. В Армении он выбрал местность, природа которой напоминала родное село и основал там коммуну, в которой собрал сирот из Хоторджура. Коммуну назвали Нор Хоторджур. В то же время он не забывал о своих обязательствах перед соратниками, и вскоре ему предоставилась возможность казнить одного из трех пашей - организаторов Геноцида армянского народа.
- В ЕРЕВАНЕ НАША СЕМЬЯ ПРОЖИВАЛА ПО АДРЕСУ ВАРДГЕСА СУРЕНЯНЦА, 4. По воспоминаниям родных, в 1936 году в квартиру к нам вломились люди в погонах под руководством Хачика Мугдуси - в то время уполномоченный Секретного отдела Чрезвычайного Комитета Армянской ССР, - рассказывает внук героя Армен Григорьевич Геворгян. - Деда забрали по обвинению в активной борьбе против партии и власти, участии в контрреволюционной организации и даже приписывали подготовку к покушению на Берию.
8 месяцев его пытали в тюрьме, хотели склонить к сотрудничеству. Не добившись желаемого и не сумев сломить волю героя, его приговорили к расстрелу. В 2 часа ночи 15 августа 1937 года приговор был приведён в исполнение. Но об этом семья узнала не сразу, и по сей день мы не знаем, где его могила - советские власти держали под секретом место захоронения.
Арташес Геворгян был реабилитирован в 1956 году посмертно. Вслед за арестом деда советские чекисты принялись за семью "врага народа". На всех 5 братьев завели дело и приговорили к длительным срокам заключения, троих выслали в Сибирь. Торгом и Ерванд отсидели по 18 лет в тюрьмах Сибири. Сероб Геворгян после 10 лет заключения скончался в сибирской тюрьме. Только Минасу удалось спрятаться от преследователей в Тифлисе и избежать тюрьмы. Семьям репрессированных в те времена жилось тяжело. Дети "врагов народа" не могли получить заслуженной золотой медали в школе, им не давали возможности поступать в выбранный вуз, за них решали, в какой школе они могут учиться, а в какой - нет, переводили из одного учебного заведения в другое одним росчерком пера. Власти конфисковали также богатую библиотеку семьи.
В нашей семье детей воспитывали в патриотическом духе. Национальные интересы, самобытность, образованность должны быть превыше всего. И сегодня, видя разнобой в оппозиционных движениях, я считаю, что нам нужно сплотиться, оставить в стороне узкопартийные и личные интересы и спасать Родину, - считает Армен Геворгян. - Пример самоотверженности братьев Геворгянов и их соратников служит нам, потомкам, ориентиром. Истинный героизм заключается в полной отдаче и служении своему народу, своей Родине!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-05 09:38
«Большая обеспокоенность ситуацией в Армении» Экуменического совета церквей в Австрии заявил: «Мы с большой обеспокоенностью следим за серьезным конфликтом между Армянской Апостольской Церковью и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. Мы были опечалены, узнав, что в предварительном заключении, помимо архиепископа Баграта Галстаняна, сейчас находится и архиепископ Микаел Аджапахян. Католикос всех армян Гарегин II призвал верующих в Армении и во всем мире молиться за задержанных и за мир в стране. Мы как Экуменический совет церквей в Австрии также хотим присоединиться к этому призыву и этой молитве.
-
2025-06-27 10:16
Эстафету от МОНКС в формате «Спрашивает гражданин» приняло Министерство труда и социальных вопросов РА. Министр Нарек Мкртчян попытался в выгодном свете представить предварительные итоги стартовавшей в марте текущего года в двух марзах пилотной программы оценки социальной необеспеченности семьи, согласно которой семьи, рассчитывающие на социальную поддержку государства, окажутся перед фактом, что совершеннолетним трудоспособным членам будут предложены на выбор вакансии, гарантирующие минимальный уровень потребительской корзины.
-
2025-06-24 10:53
После прекращения акции протеста на проспекте Баграмяна родители пропавших без вести ждут конкретного ответа от руководителя Службы нацбезопасности А. Симоняна в надежде, что обещанная встреча состоится в ближайшее время. Отказывающиеся предоставлять информацию члены семей пленных в понедельник вышли на связь с редакцией газеты «Голос Армении» и согласились рассказать о своих проблемах подробнее.
-
2025-06-20 17:34
Родители без вести пропавших на третьи сутки прекратили пикет и разблокировали проспект Баграмяна …Под палящим солнцем сидели рядышком женщины, в глазах каждой из них неизбывная печаль, застилаемая слезами. Кто-то надеется на возвращение сына из плена, кто-то безуспешно ищет уже пятый год мужа, брата, верит, что он не погиб. При виде камеры и микрофона женщины укрываются зонтиками. Признаются, что устали от бесцеремонности и вопросов личного характера. «У нас спрашивают подробности о ратном пути сыновей, братьев, мужа. Требуют предъявить их фотографии, документы, подтверждающие их участие в войне. При этом не понимают, что любое упоминание их персональных данных в СМИ может навредить им в плену», - говорят наперебой женщины. Тот факт, что их родные живы, они ни на минуту не сомневаются.