Сергей МАРКЕДОНОВ: РОССИЯ-АЗЕРБАЙДЖАН: UPS AND DOWNS
В 2023-2024 гг. в России, как грибы после дождя, появлялись публикации о «замене Армении на Азербайджан» («геополитической компенсации» в Закавказье), не получилось, и вряд ли могло бы получиться, написал в своем ТГ-канале доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО российский политолог Сергей Маркедонов. Выстраивая отношения с кем бы то ни было, важно избегать иллюзий, подчеркивает он в своей публикации «Россия-Азербайджан: ups and downs», замечая: прагматика должна перевешивать завышенные ожидания, чтобы избежать потом больших разочарований… Статью полностью приводим ниже.
«1. В последнее время в отношениях между Россией и Азербайджаном наблюдается похолодание. И хотя все необходимые по случаю слова про дух "стратегического партнерства и союзничества" на основе Декларации от 22 февраля 2022 года произносятся, от наблюдателей трудно скрыть очевидное. Жесткие заявления президента Ильхама Алиева в адрес Москвы, вызовы посла РФ Михаила Евдокимова на ковер в азербайджанский МИД и посла Азербайджана Рахмана Мустафаева на Смоленскую. В этом же ряду и разоблачительные публикации в «свободных» СМИ, когда под разными соусами озвучивается официальная позиция, которую трудно назвать позитивной.
2. Многие комментаторы указывают на катастрофу самолета «Азербайджанских авиалиний» вблизи казахстанского Актау 25 декабря 2024 года как на причину возникшего кризиса. Действительно, Баку не удовлетворяет реакция Москвы на эту трагедию. Однако, думается, причины нынешней «заморозки» российско-азербайджанских отношений намного глубже. И трагедия в небе над Грозным и Актау лишь усугубила их.
3. За весь постсоветский период отношения между Москвой и Баку развивались нелинейно. На протяжении последнего десятилетия ХХ века на Южном Кавказе не Грузия, а Азербайджан был главной проблемой для России. Для сравнения, последние подразделения советской-российской армии покинули Гянджу в 1993 году, а из Ахалкалаки они окончательно ушли лишь в 2007! Пограничники РФ оставили внешний грузинский периметр в 1999, а в Азербайджане их не было практически сразу же после «большого распада». Здесь был комплекс проблем. И сложные межличностные отношения Бориса Ельцина и Гейдара Алиева (первый президент РФ посетил независимый Азербайджан после своей отставки уже как частное лицо), и крен Москвы в пользу Армении. Но факт остается фактом: с самого начала все не задалось.
4. Переломной точкой в двусторонних отношениях принято считать визит Владимира Путина в Баку в январе 2001 года. Затем он еще 7 раз посещал Азербайджан. Отношения стали налаживаться, прагматика возобладала. Но были ли на протяжении последних двадцати четырех лет наши отношения безоблачными? Далеко не всегда. Здесь можно вспомнить и историю с Габалинской РЛС (особо актуальную в 2012-2013 гг.), и вторую карабахскую войну 2016 года, и расхождения по поводу армяно-азербайджанского урегулирования. Эта проблема долгие годы была системным противоречием в отношениях наших стран. Несмотря на весь годами нарабатываемый позитив. Для Азербайджана форсированное восстановление территориальной целостности было приоритетом номер один, а для России - сохранение сложного баланса сил в регионе при решающей ее модерации.
5. Казалось бы, отказ Москвы от жесткой привязки к геополитическому максимализму Еревана в 2020 году должен если не все, то многое изменить. В 2023 году Россия также не выступала против возвращения Карабаха под азербайджанскую юрисдикцию. Более того, она согласилась на ускоренный вывод войск. Знаменитая максима государя-императора Николая I «где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен» была опровергнута на практике.
6. И оказалось, что в новых условиях Азербайджан не слишком-то зависим от России. Более того, в контексте западных санкций и непрекращающегося экономического давления Запада на РФ фактор Баку для Москвы значительно вырос. Как бы то ни было, Россия – третий торговый партнер Азербайджана после Италии и Турции. Азербайджан при всех своих союзнических приоритетах, не хотел бы односторонней зависимости от Анкары. И в этом плане кооперация с Москвой для него важна и интересна.
7. Главный вывод. Выстраивая отношения с кем бы то ни было, важно избегать иллюзий. В 2023-2024 гг. в России, как грибы после дождя, появлялись публикации о «замене Армении на Азербайджан» («геополитической компенсации» в Закавказье). Не получилось, и вряд ли могло бы получиться. Почему – тема отдельной монографии, а не комментария в формате ТГ-канала. И потому прагматика должна перевешивать завышенные ожидания. Чтобы избежать потом больших разочарований» - написал Сергей Маркедонов.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-30 18:47
Здание Представительства Республики Арцах не находится под залогом ни в банке, ни в кредитной организации, ни в какой-либо иной структуре, сообщил в соцсети арцахский адвокат Роман ЕРИЦЯН.
-
2025-04-29 11:06
28 апреля в компании "Южно-Кавказская железная дорога" отметили Всемирный день охраны труда, который в 2025 году посвящен информационным технологиям в сфере охраны труда: "Революционные подходы к безопасности и гигиене труда. Роль искусственного интеллекта и цифровизации на рабочих местах".
-
2025-04-29 10:16
Премьер-министр Эстонии, страны, которая по своей весовой категории практически ничем не выше Армении, а по сути, полностью находится под западной опекой, позволяет себе неуважительное выражение в отношении нашей страны во время совместной с премьер-министром Армении пресс-конференции, потому что прекрасно знает, что адекватной реакции не последует, написал в своем ТГ-канале политолог Акоп Бадалян. Публикацию полностью приводим ниже.
-
2025-04-29 10:10
Взрыв в порту города Бендер-Аббас нанес удар не только по Ирану, - пишет на своей странице в Фейсбук доктор политических наук, специалист по энергетике Ваге Давтян. - В то время как мировая пресса сосредотачивается на количестве жертв, разрушениях и химических веществах, одно важное обстоятельство остается в тени: фактически парализован ключевой узел международного транспортного коридора Север-Юг. Речь идет именно о маршруте, который предлагается в качестве реалистичной альтернативы Суэцкому каналу и развитие которого Россия активно продвигает. Коридор должен соединить Санкт-Петербург с индийским Мумбаи через порты Ирана.