Последние новости

АШОТЯН: ТОЛЬКО МАСШТАБНОЕ ДАВЛЕНИЕ С УЛИЦЫ И НЕДОВЕРИЕ СПОСОБНЫ ОСТАНОВИТЬ ЭТОТ РЕЖИМ

О взаимосвязанности происходящего внутри Армении и вокруг неё говорилось немало, в том числе и мной. В политологии это считается закономерностью: внешняя политика — продолжение внутренней. Однако в случае Армении даже эта закономерность искажена: если в большинстве стран внутренняя политика определяет внешнюю, то у нас — наоборот, внутренняя политика производна от внешней. Причина этой очередной аномалии — в том, что правящий режим в Армении выступает в роли внешнего ставленника и действует как оккупационный.

ПО СЛУЧАЮ ВИЗИТА КАЙИ КАЛЛАС В ЕРЕВАН Я УПОМЯНУЛ ОДИН ДОКУМЕНТ, который стал предметом обсуждения сторон, — Стратегия ЕС по Черному морю (Black Sea Strategy). Я подчеркнул, что, несмотря на ярко выраженную антироссийскую направленность этой стратегии, армянские власти выразили готовность присоединиться к ней. Это свидетельствует как о глубоком и долгосрочном геополитическом развороте, так и о попрании национальных интересов во имя достижения этой цели.

В армянских политических кругах последняя вакханалия Пашиняна в стиле «Зеленского» зачастую связывается преимущественно с Эрдоганом. Однако это лишь наиболее заметный, заключительный фрагмент. Реальные процессы гораздо глубже.

На примере подробного анализа вышеупомянутого документа можно наглядно показать, как внешнеполитическая игра Никола предоставляет ему индульгенцию на внутренние репрессии — с маркировкой «Printed in EU».

Стратегия ЕС по Черному морю, представленная 28 мая текущего года, является свидетельством формирования новой политики Евросоюза в нашем регионе.

Южный Кавказ, несмотря на отсутствие самостоятельной и независимой роли в происходящих геополитических противостояниях, представляет собой регион жизненно важного значения в глобальном коридоре «Восток–Запад». Это — единственный географический «разрыв» между Россией и Ираном, через который можно обойти этих двух противников Запада.

В обсуждаемом документе не скрывается ни его исключительная геополитическая значимость, ни роль Армении в реализации этой политики.

Так, уже на второй странице обсуждаемого документа буквально говорится следующее:

«В Черноморском регионе ЕС сосредоточен на вопросах мира и международного права с целью раскрытия потенциала экономического роста, устойчивых инвестиций и расширенной региональной взаимосвязанности. В этом контексте ключевыми являются общая устойчивость, безопасность и восстановление Украины, а также мир и стабильность на Южном Кавказе — в частности, отношения между Арменией и Азербайджаном, включая подписание мирного соглашения, а также нормализация армяно-турецких отношений».

Из этого фрагмента вытекают несколько важных выводов:

– В документе даже формально не упоминаются другие конфликты, географически входящие в зону Черноморской стратегии — кипрский вопрос, греко-турецкая напряженность, Приднестровье.

– ЕС прямо подчеркивает, что Южный Кавказ для него столь же важен в текущем геополитическом противостоянии, как и Украина.

– Даже в этом случае полностью проигнорированы другие острые региональные проблемы — осетино-грузинская и абхазо-грузинская. Всё внимание сосредоточено исключительно на Армении.

АРМЕНИЯ, СО СВОИМИ КОНФЛИКТАМИ С ДВУМЯ СОСЕДНИМИ ГОСУДАРСТВАМИ, до недавнего времени мешала реализации этого глобального проекта. Теперь же для ЕС появился уникальный шанс, пожертвовав интересами Армении, решить одну из долгосрочных стратегических задач.

Цитированная официальная формулировка — ключевая и судьбоносная для Армении, поскольку Пашинян дал на это своё полное согласие, вопреки национальным интересам, по сути, согласившись служить чужим геополитическим целям.

Сохранение и воспроизводство режима Никола в Армении — жизненно важно для реализации этого геополитического проекта ЕС. Получив от него «зелёный свет», Евросоюз предоставил Пашиняну карт-бланш на репрессии против всех, кто выступает против односторонних уступок Азербайджану и Турции в ущерб армянским интересам.

Нападки на Церковь, уголовное преследование Самвела Карапетяна, духовенства, десятков новых политзаключённых и незаконный арест депутата парламента не представляют для ЕС никакой проблемы. ЕС ясно дал это понять устами своего наименее популярного лидера — Эммануэля Макрона. Брюссельские чиновники не только полностью устраивает авторитаризм Алиева, Эрдогана и ряда лидеров Центральной Азии, но и совершенно не возражают против того, чтобы Никол Пашинян открыто пополнил их ряды.

В сложившейся ситуации любая сила или фигура, осмелившаяся выступить против Пашиняна, будет моментально заклеймена как «пророссийская» и принесена в жертву на геополитическом алтаре. Армянская демократия, даже в её незавершённом виде, уже мертва. А предстоящие парламентские выборы превратятся в фарс. Пашинян продолжит зачищать политическое поле от оппонентов, «забивать голы рукой» во время «игры», а судьи — предвзято и демонстративно «засудят» его оппонентов.

Сколько бы потом ни кричали — «судья — п…рас», у них с этим проблем нет. И как бы тяжело ни было нашим коллегам и друзьям из оппозиции принять реальность, выходящую за рамки их личных представлений, как бы ни казалось им, что «если это не по-нашему — значит против нас», и как бы ни верили они в наивную идею, что «армянина можно спасти выборами» — действительность и прогнозы говорят о прямо противоположном.

Процесс выражения недоверия плюс масштабное давление с улицы — другого сценария для изменения ситуации просто не существует. Чем скорее это осознание победит над личными амбициями, тем выше шансы на успех.

Армен Ашотян

Aysor.am

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ