Последние новости

И СНОВА ПАМЯТНИК, И СНОВА СПОРЫ

Не успели городские власти провести торжественное открытие памятника Шарлю Азнавуру, как в соцсетях уже возникла негативная реакция на  это событие.

УВИДЕВ ПАМЯТНИК, ПОДОЙДЯ К ТОЛПЕ, ОКРУЖАЮЩЕЙ ЕГО, попыталась разглядеть скульптурный образ Азнавура. Первое, что долго мешало вникнуть в суть изваяния, - белый платок, который, казалось, оставили для того, чтобы тщательно вытереть памятник перед самой церемонией открытия. Прошло несколько минут, прежде чем стало ясно: платок в руке Азнавура останется навсегда, так как это – часть авторской задумки. Восходит она к знаменитой песне «La Boheme», которую великий Шарль не просто пел, а инсценировал в виде своеобразного моноспектакля: художник рисует картину, вспоминая свою молодость и большую любовь на Монмартре, и в конце номера бросает на пол белый платок.

Однако каменный платок - не единственный атрибут, мешающий сосредоточиться на самом образе. «Костер» оказался ладонями зрителей в зале, аплодирующих Азнавуру. Разобравшись и с этой деталью я, наконец, смогла рассмотреть ту часть композиции, которая должна была стать доминантой – самого Шарля. Большая внешняя схожесть, знакомая глазу и точно переданная пластика тела в движении – вроде ни к чему не придерешься. Однако есть в этом памятнике что-то не то и к тому же очень знакомое. Картинки в голове сменяли друг друга, как вдруг всплыл другой образ – памятник первому главе Первой Республики Армения Араму Манукяну на каскадной части станции метро «Площадь Республики». Тот же платок, только в виде флага, которым обернут этот государственный деятель, те же резкие, срезанные штрихи в изваянии. «Похоже, и Азнавура создал скульптор Давид Минасян», - промелькнуло в уме, как выяснилось чуть позже, безошибочно, и все встало на свои места.

Давид Минасян – один из талантливых современных скульпторов, которого по праву можно назвать мастером малого скульптурного жанра. Его работы небольших форм всегда отличались утонченностью, гибкостью, оригинальной задумкой и юмором, граничащим с гротеском. В этом жанре он достаточно преуспел. Но однажды он решил попробовать себя в другом амплуа – монументализме, который интерпретировал по-своему. Так, в Ереване в октябре 2007 г. появилась скульптурная композиция «Памятник героям кинофильма «Мужчины», установленная в Парке Сарьяна за кафе «Козырек» в связи с 70-летием именитого кинорежиссера Эдмонда Кеосаяна.

Группа из четырех персонажей, роли которых исполнили звезды армянского кинематографа советской эпохи Фрунзик Мкртчян (Сурен), Азат Шеренц (Вазген), Аветик Геворкян (Арам) и Армен Айвазян (Сако), вышла за рамки классической монументальной скульптуры. Своих героев Давид Минасян изваял в человеческий рост, и в данном случае концепция была оправдана. «Живчик» Сурен, по-армянски улаживающий все вопросы, прямолинейный и умудренный опытом советчик Вазген, преданный друзьям Сако и, наконец, нерешительный выходец из села Арам жили среди нас. И их реальное изображение было хорошим решением.

В том же духе созданы Давидом Минасяном и трое персонажей памятника «Запоздалая фотография». Это именитые дудукисты Левон Мадоян, Ваче Овсепян, Дживан Гаспарян, каждый из которых внес свою лепту в развитие музыки дудука и в его популяризацию в мире. Герои, вновь изваянные практически в человеческий рост, были выходцами из народа и служили народу, и решение скульптора «приблизить» их к народу в данной композиции также уместно.

НО ВЕРНЕМСЯ К ПАМЯТНИКУ ШАРЛЮ АЗНАВУРУ. НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД КАЖЕТСЯ, и придраться не к чему. Тем не менее, есть в ереванском памятнике нечто «половинчатое», что, помимо платка и «костра» из рук, мешает его воспринять: отсутствие того самого величия, которое отличало Азнавура и как певца, и как человека, и как патриота своей исторической родины.

Есть у нас Александр Таманян, подаренный городу Маэстро, как именовали видного скульптора Арташеса Овсепяна. Есть у нас Аветик Исаакян - работа выдающегося Саркиса Багдасаряна, автора композиции «Мы - наши горы» («Дедо, Бабо») - символа Арцаха. Есть у нас памятники Сарьяну, Туманяну, Спендиаряну и другим именитым армянам, от которых веет величием, заслуженным ими в народе и потомках. А в Азнавуре нет этого монументализма, технического и идейного, которое объединило бы всю его суть – артистическую, человеческую, патриотизм, чтобы мы смогли ощутить все, что он сделал для Франции, мира, но в первую очередь для Армении: от обращений в ЦК КПСС с требованием разрешить назвать «Ани» строящуюся на улице Саят-Нова гостиницу до помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения и т.д.

И еще – о месте, на котором  после долгих сомнений решила остановить свой выбор мэрия Еревана. Оно было выбрано плохо, причем очень плохо. Скульптурный Азнавур, к сожалению, совсем не вписывается в площадь перед кинотеатром «Москва». Вы скажете: «А что «Паук» Ара Алекяна? Не мешал?» Нет, конечно. «Паук», возвышающийся на высоченных ножках, никак не мешал функциональности крохотной площади и не создавал препятствий для передвижения. Своей округлостью он даже гармонировал с окружностью бассейна, формой самой площади и архитектурой расположенных по ее краям зданий.

Более того, Площадь Азнавура давно имеет свое предназначение. Уже 15 лет, как здесь основана Аллея кинозвезд, по аналогии с Голливудом, где ежегодно в рамках проходящего в Ереване Международного кинофестиваля «Золотой абрикос» закладываются звезды в честь именитых армянских кинематографистов и деятелей кино разных стран мира, имеющих армянское происхождение. Здесь есть звезды Амо Бекназаряна, Рубена Мамуляна, Сергея Параджанова, Анри Верноя и многих других. Для будущих же и без того на небольшой площади места почти не осталось.

Кстати, в 2013 г. в присутствии Шарля Азнавура на аллее была заложена и его звезда, которой он очень гордился. Принял бы он памятник? Ведь не принял же он Резиденцию, построенную персонально для него мэрией Еревана на Каскаде, посчитав, как выразился он сам во время одного из последних визитов к Армению, что на эту сумму можно было сделать нечто более полезное для Армении. Вот этого Азнавура и хотелось бы почувствовать в представленном на площади его имени образе.

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • В ПОИСКАХ «СИРЕНЕВОГО ВЕТРА» ПАРАДЖАНОВА
    2025-07-19 13:31

    Сергей Параджанов творил вне времени и пространства. Работая и живя в Грузии, Украине, Армении, он принадлежал одновременно всем им и в то же время никому из них. Тем не менее, стремясь выйти за рамки обыденности и витая в облаках в поисках, как он однажды выразился, шороха и шепота сиреневого ветра, Параджанов прожил довольно земную жизнь, испытав на себе все ее тяготы и прелести. Документальный фильм узбекского режиссера Али Хамраева «Сиреневый ветер Параджанова», вышедший на днях на экран XXII МКФ «Золотой абрикос», стал зеркалом жизни и творчества Сергея Параджанова, в котором отразилась вся неординарность его личности и полная перипетий судьба. Это не фильм, а, как выразился продюсер картины Гарс Хачатрян, ода Параджанову от его друзей и учеников – Али Хамраева, Юрия Клименко, Романа Балаяна и других, кто на разных этапах жизни имел счастье быть рядом с этим гением мирового кино и ощутил на себе эпатажность его натуры.

  • «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ» АББАСА КИАРОСТАМИ
    2025-07-18 09:53

    Дороги, дороги и снова дороги. Уходящие в небо, ровные и извилистые, пересекающие поля и разделяющие ущелья, оставляющие позади деревья и догоняющие путников, демонстрирующие смену времен года и вечность природы, но при этом неизменно теряющиеся за горизонтом и ведущие за собой зрителя... Такой предстала перед ереванцами и гостями столицы выставка фотографий одного из крупнейших мастеров иранского кинематографа Аббаса Киаростами, открывшаяся на днях в Национальной галерее Армении в рамках проходящего в Ереване XXII Международного кинофестиваля «Золотой абрикос». Названная «Неизвестный пункт назначения» она включила 28 черно-белых работ, дополняющих друг друга и выражающих основное кредо всего творчества Киаростами – путешествие как способ обретения опыта и путешествие как средство познания себя.

  • «АРМЯНСКАЯ ТЕТРАДЬ» С БЕРЕГОВ НЕВЫ
    2025-07-17 10:35

    В Доме-музее Арама Хачатуряна прошел вечер, открывший для армянской публики новые имена в сфере литературы, музыки и меценатства. Наталья ГАРНИЦ, Ральф КЕОЧКЕРЯН, Василий ПАСЕЧНИК – эти три незнакомые нам прежде фигуры объединились вокруг общего проекта «Армянская тетрадь» - по названию сборника стихов, презентация которого состоялась в хачатуряновской обители нашей столицы.

  • «ЗОЛОТОЙ АБРИКОС» ЗАЖЕГ ЭКРАНЫ
    2025-07-14 11:15

    В Ереване стартовал ХХII Международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Торжественная церемония открытия состоялась в столичном Доме кино, который в последние годы заменил кинотеатр «Москву» в плане как показа большинства фестивальных фильмов, так и проведения знаковых мероприятий. В этом году открыть самый крупный праздник кино в Ереване было доверено одному из крупных представителей иранского кинематографа, опальному кинорежиссеру и сценаристу Джафару Панахи. Его последний фильм «Простая случайность», пару месяцев назад удостоившийся «Золотой пальмовой ветви» 78-го Каннского кинофестиваля, зажег экран МКФ «Золотой абрикос». Сам режиссер, несмотря на тяжелое душевное состояние из-за ирано-израильского конфликта нашел в себе силы приехать в Ереван, чтобы лично приветствовать своего зрителя.

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ