РЕЧЬ О ТОМ, ЧТОБЫ УБЕРЕЧЬ ЛЮДЕЙ ДО НАЧАЛА БОЛЕЗНИ,

говорит в интервью "ГА" иностранный член Российской академии наук, заслуженный деятель науки Армении, профессор Левон Никитович МКРТЧЯН

- "Голос Армении", "Независимая газета" РФ, русская версия американского журнала "В мире науки" (интервью с С.П. Капицей) освещали ваши исследования по предотвращению возникновения раковых заболеваний и созданию профилактической вакцины (ее научное название - Эмбриональный противоопухолевый модулятор Мкртчяна). Проходят годы, а этого предупредительного лекарственного средства нет. Какие имеются затруднения на пути его продвижения? Последние слушания в Национальном Собрании Армении с участием министра здравоохранения Левона Алтуняна еще раз показали, что интерес общественности к возможности уберечься от рака все возрастает.

- Новые лекарственные средства проходят очень долгий, я бы сказал, тернистый путь - от теоретико-экспериментального обоснования до производства. Так, предшественник самого употребляемого препарата - аспирина - был открыт в Оксфорде 250 лет назад, и лишь 120 лет назад химико-фармацевтическая фирма "Байер" выпустила его. До сих пор выявляются все новые и новые стороны как оздоровляющего, так и побочного влияния аспирина. Элитная французская фирма производит бетасерк для нормализации мозгового кровообращения. В фирменной инструкции отмечено, что механизмы действия окончательно не изучены. Возможно, пройдут десятилетия, пока многое прояснится. Главный акцент, и это совершенно оправданно, делается на безвредности и эффективности.

Я сторонник тщательного изучения лекарственных средств и их целевого применения. Ведь те обменно-трофические и иные процессы, протекающие в нашем организме, выкристаллизовывались, гармонизировались миллионами лет и не приемлют грубого, так сказать, "ручного" вмешательства в интимные процессы. В этом контексте следует заметить, что не только синтетические препараты могут вредить здоровью, но и вообще все противоестественное. В ряде стран запрещены генетически модифицированные продукты питания. Установлено, что мобильные телефоны вызывают раздражительность, бессонницу, тахикардию, бесплодие. Немецкие исследователи пришли к выводу о трехкратном учащении случаев опухолей мозга.

Сошлюсь на крупного кардиохирурга Ю.Л. Шевченко. Будучи министром здравоохранения РФ, он сказал, что "многие лекарства абсолютно не нужны и фактически превратились в предмет потребления". Возможно, сказано слишком эмоционально. Один из предпочитаемых больными (ввиду простоты употребления) таблетированный препарат, по данным фирменной инструкции, может вызвать до 150 осложнений, вплоть до инфаркта миокарда и внезапной смерти. Недаром законодательство некоторых стран резко ограничивает число продаваемых в аптеках препаратов. Более того, без рецепта врача невозможно приобрести на Западе антибиотики или даже некоторые успокоительные средства.

А то, что интерес общественности к профилактическому противораковому средству не угасает, совершенно очевидно. В бытность мою директором Онкологического центра имени Фанарджяна (тогда он назывался Онкологическим научным центром) общее число онкобольных, стоящих на учете в Республиканском онкологическом диспансере, было 20 тысяч, а сейчас, несмотря на миграцию, более 38 тысяч. Вот почему помимо совершенствования скрининговых программ раннего выявления и различных методов лечения (что на самом деле имеет место в нашей республике) столь же большое внимание следует уделять предупреждению возникновения злокачественных новообразований. Но, к сожалению, по ряду причин профилактике этой болезни не уделяется достаточного внимания.

- Имеются ли ощутимые успехи в лечении онкобольных?

- Определенный прогресс очевиден. Однако известная парадигма "золотой пули" оказалась несостоятельной. Академик Н.Н. Блохин, имя которого носит Онкологический научный центр в Москве, еще 30 лет назад говорил, что упование на чудодейственное лекарство, излечивающее все 150 видов рака, - утопия.

На наших глазах химиотерапия становится все боле мощной, таргетной (мишенной), но победить рак не всегда удается. Большая группа западных ученых, специализирующаяся в области онкологии (от молекулярных биологов до клиницистов), заявила, что под влиянием противоопухолевой химиотерапии раковая клетка как живое существо приобрела устойчивость и стала более агрессивной.

Ю.С. Осипов в бытность свою президентом Российской академии наук проявлял повышенный интерес к научным разработкам по медико-биологической профилактике опухолей, в частности, к созданию профилактической противораковой вакцины (в мире сейчас имеется около 300 терапевтических противораковых вакцин на основе генетически модифицированных собственных раковых клеток). Будучи математиком, он глубоко вник в суть представленных нами материалов и проронил концептуальную фразу: "Природа в состоянии перехитрить всю нашу изобретательность".

Об этом я упоминаю в связи с тем, что не только раковые клетки, но и такие мельчайшие микроорганизмы, как вирусы и бактерии, приспособились к антибиотикам.

- Могли бы вы в общих чертах рассказать про ваши исследования?

- Очень трудно выбрать оптимальный формат для газетной статьи. Могу лишь сказать, что бороться с развившейся, тем более манифестирующей опухолью, когда пробит иммунологический барьер и расстроены интегральные системы, далеко не всегда удается. Причина в том, что раковые клетки с целью самосохранения формируют устойчивое (с точки зрения "физики живого") сообщество клеток. А таких клеток в сантиметровой опухоли несколько сотен тысяч. По своей природе злокачественная опухоль является паразитирующим в теле человека новообразованием. Она сама структурирует кровеносные сосуды с тем, чтобы получить больше питательных веществ от больного организма. Этот феномен был открыт американскими учеными и назван "опухолевым ангиогенезом", являющимся одним из основных источников метастазирования.

- Каковы, на ваш взгляд, наиболее перспективные направления в противораковой борьбе?

- В организме взрослых и пожилых людей постоянно образуются мутантные клетки - это клеточные структуры с измененным генотипом. Специалисты рассчитали, что у практически здоровых людей после 40 лет ежедневно образуется около 10 тысяч таких генетически измененных клеток, часть которых - потенциально раковые. Но они как относительно чуждые распознаются и уничтожаются особыми цитолитическими субпопуляциями лимфоцитов, в том числе естественными киллерами (ЕК) - это научная терминология. (В истории медицины - начиная с Дженнера, Пастера и Мечникова - есть немало примеров, подтверждающих пророческое видение Гиппократа: "Природные силы внутри нас являются наилучшими целителями болезней".)

В условиях тотального ухудшения экологии функциональная активность защитных механизмов, заложенных в природе каждого человека, резко упала.

30-летний исследовательский опыт дает мне основание утверждать, что физиологически обоснованное уничтожение первых же клеток, вставших на путь озлокачествления, - главнейшая задача фундаментальной онкологии. Речь, как видите, идет не о дальнейшем совершенствовании комплексных и комбинированных методов лечения уже развившейся опухоли, а о том, чтобы как можно больше людей уберечь от этой болезни до ее начала.

Нелишне отметить, что даже в тех странах, где пропаганда здорового образа жизни воздвигнута в ранг государственной политики, стабилизации онкологической заболеваемости не происходит, наоборот. В этом году впервые в 7 странах ЕС смертность от рака превзошла таковую от инфарктов и инсультов. Отсюда и вытекает настоятельная необходимость изыскания активных медико-биологических подходов предупреждения раковой патологии.

- Вы подчеркиваете роль профилактических мер в противораковой борьбе. Следует полагать, что их значение столь же ощутимо при других болезнях?

- Почти любую болезнь (и это аксиома) легче предупредить, чем лечить. Сегодня интеллектуальные и финансовые ресурсы главным образом направлены на диагностику и терапию распространенных заболеваний.

Всем известно, что при лечении коронарной недостаточности применяются стентирование, наложение шунтов и другие высокотехнологические приемы, вплоть до введения в коронарные артерии при операции на открытом сердце стволовых клеток, минимизирующих рубцовые изменения миокарда. Но очевидно и то, что это не отражается на уровне сердечно-сосудистой заболеваемости. В Армении каждый второй житель умирает от этой патологии. В ее развитии главенствующую роль играет повышенная склонность крови к тромбообразованию. А это широкий круг патологических процессов - от потери зрения до инфарктов миокарда и тромбоэмболических инсультов.

В Балтиморе меня ознакомили с Центром по предупреждению сердечно-сосудистых заболеваний. Он сотрудничает со всемирно известной клиникой Мейо - лидером в изучении различных аспектов тромбообразовательного процесса. Основное внимание исследователей приковано к физиологически обоснованному предотвращению тромбоэмболических заболеваний. Это очень актуально, поскольку в связи с малоподвижностью и другими атрибутами урбанизации склонность к тромбозам стала сейчас настоящим бичом (70-80% сердечно-сосудистых заболеваний связаны с тромбозом). Чтобы не быть голословным, отмечу, что по сравнению с моими студенческими годами риск развития тромбов в наши дни увеличился втрое.

А меня этот вопрос интересует в связи с тем, что раковая клетка с целью выживания окутывается нитями фибрина, имитирует тромбообразовательный процесс и таким путем ускользает из-под иммунного надзора. В своей книге "Рак и витамин С" Лайнус Поллинг назвал описанный нами феномен "фибриновым коконом", защищающим раковую клетку от атакующих факторов иммунитета. Как видите, есть определенная общность рисковых факторов сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

- Вы обосновываете научные подходы предупредительных мер. А могли бы привести примеры из практики с тем, чтобы более наглядно представить приоритетность профилактического направления в медицине?

- В свое время в Ереване функционировало 47 смотровых кабинетов для женщин. По вызову (а не по обращаемости) производились элементарные визуальные исследования всех женщин после 35 лет, и в случае необходимости брались мазки для цитологического исследования. Таким путем выявлялась предопухолевая патология: эрозия шейки матки, дисплазия эпителия, полипы, лейкоплакии, которые относительно легко излечивались, и предотвращался их переход в рак.

Затраты в этих кабинетах были минимальными, буквально копеечными. Но в первые годы независимости их закрыли, и больные с тяжелой патологией были вынуждены проходить компьютер-томографические и иные дорогостоящие исследования. Частота рака шейки матки за последние 15 лет в Армении возросла на 280 процентов. На профильном совещании по вопросам онкологии я сказал, что, к сожалению, Армения приняла печальную пальму первенства по росту заболеваемости раком шейки матки.

В первые годы независимости из Португалии прибыли к нам узкие специалисты в области общественного здравоохранения. Молодые профессора в течение двух месяцев изучали ситуацию в Армении в отношении распространенных и трудно излечимых заболеваний. Их вывод был таков: 1 условная финансовая единица, которая затрачивается на профилактику этих болезней, эквивалентна 7 - на диагностику и 19 у.ф.е. - на лечение. Не так давно на коллегии Минздрава обсуждался вопрос о роли Академии медицинских наук (общественная организация) в охране здоровья населения. Я рассказал об этом и добавил, что страны, которые пока не оправились от экономического кризиса, должны во главу угла ставить предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических и других трудно излечимых заболеваний.

- Кому показана профилактическая противораковая вакцина и на какой стадии находится ее продвижение?

- Она предназначена (речь может идти только после государственной регистрации) взрослым людям из групп высокого онкологического риска: курение, предопухолевая патология, семейная предрасположенность, контакт с химическими и физическими канцерогенами, повышенная свертываемость крови и т.д.

Технология получения Эмбрионального противоопухолевого модулятора (ЭПОМ-LM) защищена патентом РФ, получены регистрационное удостоверение МЗ РФ и разрешение Росздравнадзора на применение разработанной новой медицинской технологии. Препарат не содержит каких-либо химических и иных добавок, является исключительно природной, биологически активной субстанцией. (Кстати, в 2016 г. более 30% всех государственных средств, выделенных в США на науку, решено направить на развитие именно биомедицины.)

Безвредность и эффективность ЭПОМ-LM изучена нами в соответствии с требованиями Фармкомитета бывшего Союза (известно, что он очень высоко котировался во многих зарубежных странах, особенно в те годы, когда его возглавлял А.А. Бабаян), Агентства по лекарствам РА, а также по повышенным требованиям GLP. Активными компонентами препарата являются нормальные фетальные белки и протеогликаны исключительно природного происхождения. Благодаря их информационной способности ЭПОМ-LM оказывает не только предупреждающее, но и общеукрепляющее, омолаживающее воздействие на организм взрослых и пожилых людей. Препарат абсолютно безвреден и употребляется в чрезвычайно малых дозах (0,002 г) в год раз.

В декабре 2011 г. Росздравнадзор выдал разрешение на применение новой медицинской технологии - Эмбрионального противоопухолевого модулятора Л.Н. Мкртчяна в РФ. Дальнейшее продвижение препарата по финансовым соображениям несколько затягивается.

Думается, что из-за тупиковой ситуации, сложившейся вокруг распространенных и трудно излечимых заболеваний, государству и обществу надо повернуться лицом к предупреждению их возникновения. Было бы также желательным убрать излишнюю бюрократическую волокиту, стоящую на пути научного прогресса.

В заключение хочу поблагодарить редакцию "ГА" за то, что она так усердно популяризирует армянскую и мировую науку. Поддерживать нужные научные направления и способствовать их востребованию - веление нашего сложного и тревожного времени.