Последние новости

ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ ПАМЯТИ

Трудно поверить, что в наше, весьма непростое время есть люди, в чьих душах живет мир, кто несет в себе живую связь, преемственность поколений, помогает человеку ощущать родство с народом и надежду на будущее. Они, конечно же, видят все, что происходит вокруг, не могут остаться равнодушными к вспыхивающим на нашей планете очагам вражды. Но, сохраняя в себе гармонию (поверьте, это им дается нелегко), они тем не менее несут в себе боль своих предков, никогда не забывая о том, что было в самом начале XX века. Ведь они внуки и правнуки тех, кто прошел все круги ада, пережил Геноцид, исход из родных мест...

ПОЧЕМУ ЭТА ТРАГЕДИЯ ДО СИХ ПОР ТАКОЙ БОЛЬЮ ОТЗЫВАЕТСЯ В НАШИХ СЕРДЦАХ, ведь прошло уже больше века? Армянский народ первым в XX веке подвергся Геноциду, когда младотурки стали преднамеренно осуществлять свой чудовищный акт истребления целой нации, когда по приказу тогдашних правителей Османской Турции за краткий срок были зверски убиты более миллиона армян, ни в чем не повинных мужчин, женщин, детей и стариков. Когда из Константинополя стали выселять и в пути группами уничтожать известных западноармянских деятелей культуры, которые имели огромные заслуги не только в развитии армянской, но и турецкой культуры. Среди них крупнейшие трагические фигуры армянской поэзии:  Даниэл Варужан, Мисак Мецаренц Сиаманто, Рубен Севак, писатель Григор Зограб - свыше восьмисот писателей, ученых, деятелей искусства, учителей и других. Жертвой Геноцида стал и великий Комитас, кому посвящена бессмертная поэма "Неумолкаемая колокольня" одного из лучших поэтов XX века - Паруйра Севака. Наш народ глубоко чтит память этих выдающихся деятелей культуры, а образ Комитаса, разделившего с народом самую страшную трагедию в его многовековой истории - Геноцид, который смогли превзойти только гитлеровские фашисты, стал символом армянской нации, одним из тех имен, которыми она гордилась и будет гордиться всегда.

Нет армянина, в сердце которого турецкий ятаган не оставил бы свой черный след. И как писал Геворг Эмин: "Жил древний народ на своей родной земле, слившись с нею воедино. Окровавленный ятаган срубил его под корень, и создались две страшные чудовищные половины - народ без земли и земля без народа".

            Турецкие палачи надеялись, что вскоре все будет предано забвению. Но можно ли забыть это чудовищное преступление? Можно ли забыть крестную муку целого народа, мученическую смерть полутора миллионов? Однако точна ли эта цифра - полтора миллиона? Почему не учитывают сотни и тысячи людей, которые умерли от последствий Геноцида уже в Восточной Армении? И что делать с памятью? Этими вопросами задаются все армяне, лишенные родной земли, рассеянные по всему миру.

Наперекор всем испытаниям они продолжают жить и творить, активно строить и созидать, способствуя расцвету той страны, где они обосновались. Эта память жива и в памяти потомков тех, кому посчастливилось пересечь реку Аракс и оказаться в Араратской долине, в Восточной Армении обрести кров, пристанище. Среди них радиотехник Бахшик Мартиросян, чей дед Саркис Мартиросян перед самым началом трагедии бежал с многочисленной семьей из Западной Армении, из Маназкерта, но так и не добрался до Араратской долины. Он умер на полпути: сердце не выдержало, словно предчувствуя грядущую трагедию своего народа. Добралась семья - жена, дочь и сыновья. Перешли Аракс и обосновались в селе Арматлу, ныне Тандзут.

Слово внуку Саркиса-ага (так называли его в Западной Армении) Бахшику МАРТИРОСЯНУ.

- МОЕМУ ОТЦУ ОВАНЕСУ БЫЛО ВСЕГО 7 ЛЕТ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЧУДОВИЩНОЙ РЕЗНИ. О кровавых событиях 1915 года я узнал из его рассказа, хотя он избегал вспоминать о том, что произошло. Он не помнил, сколько ужасных дней провели члены семьи в пути, но навсегда запомнил, как потерял отца, моего деда. Мой отец Ованес и его старший брат Хачатур с сестрами (от первого брака Саркиса Мартиросяна) оказались впоследствии в сиротском доме. Через несколько лет Хачатур с братьями и сестрами уехал в Масис, а затем в Раздан. Я родился в 1947 году, мне было два года, когда мы переехали в Нурнус. Отец с первых же лет после приюта работал в ГюмушГЭС. Неизвестно, что было бы с семьей отца, если бы наш дед загодя не вывез всю родню из Западной Армении. Скорее всего, она разделила бы судьбу полутора миллионов армян - жертв Геноцида. Так что я потомок тех, кому удалось выжить, сумел адаптироваться и победить несмотря на то, что шансы были ничтожно малы.

                Мой отец, едва избежавший турецкого ятагана, говорил, что лучший способ не сдаваться - это созидать, превратить Армению в цветущую страну, чтобы каждый армянин, живущий по воле судьбы под чужим небом, захотел вернуться на свою историческую родину. Поэтому нет армянина, в ком не горели бы раны тех кровавых событий. Память об этом чудовищном преступлении передается из поколения в поколение, от отца к сыну, внуку, правнуку. Для таких тяжких преступлений нет срока давности. Об этом преступлении мы будем помнить до тех пор, пока сквозь пепел армянских жертв будет гореть вечный огонь памяти. И прав был поэт, отметивший, что "Геноцид убил плоть, но закалил дух".

 24 АПРЕЛЯ, КАК И КАЖДЫЙ ГОД В ЭТОТ ДЕНЬ, ЭТА ПАМЯТЬ ПОДНИМЕТ НАС и поведет по крутой дороге к Цицернакаберду, где высится памятник жертвам Геноцида, чтобы поклониться их памяти. Пусть же это будет и подтверждением нашей благодарности тем государственным деятелям, архитекторам и мастерам, усилиями и талантом которых вознесся ввысь вечный мемориал нашей памяти.

В 1915 году многие европейские политики и общественные деятели осудили злодеяние турок, но не смогли или не захотели остановить бойню, и турки продолжали свое черное дело. Более того, отрицая факты армянских погромов, принялись распространять вопиющую ложь о том, что, наоборот, армяне резали турок, причем в 1919 году. Руководящие круги Турции постоянно лгали, искажали и отрицали действительность, квалифицированную очевидцами (европейцами и другими, даже турками) как буквально по пунктам соответствующую юридическому определению "геноцид". Отвергали всегда. Сегодня же, оказавшись перед угрозой международного признания, отвергают особенно яростно. И в то же время на протяжении десятилетий последовательно продолжают творить геноцид, называя Армению Восточной Анатолией, уничтожая многовековые армянские памятники культуры, представляя туристам армянские культурные ценности как якобы исконно турецкие и вообще стараясь искоренить здесь особое упоминание об армянах.

             Ложь вообще свойственна туркам и их младшим братьям-азербайджанцам. Это их общая черта. Даже пережившие Геноцид и все круги ада армяне не могли представить тогда, что спустя почти век мы вновь станем свидетелями нового геноцида и депортации с земли предков, на этот раз в Сумгаите, Баку и присоединенных к Азербайджану  и населенных армянами районов. Даже в самом диком сне трудно представить то, что произошло в Будапеште, когда азербайджанский офицер ночью зарубил спящего армянина, с которым участвовал в одной из международных программ. Разве не являются прямыми потомками те, кто, выкупив убийцу, провозгласил его национальным героем? Какое циничное издевательство над этим священным для всех честных людей понятием - "национальный герой".

НЕ ОНИ ЛИ ИНИЦИИРОВАЛИ В АПРЕЛЕ 2016 г. 4-ДНЕВНУЮ ВОЙНУ, осуществляя широкомасштабные боевые действия на линии соприкосновения с Нагорным Карабахом с применением всего комплекса вооружений, в том числе бронетехники, тяжелой артиллерии и воздушных сил. В результате - бомбардировка ставших мишенью городов, убитые во дворе своей школы дети, инцидент в селе Талиш, где были зверски убиты пожилые мирные жители, в том числе 92-летняя женщина. Вот уж действительно, "кто после этого посмеет просить карабахцев стать частью режима, который желает исключительно их уничтожения?"

В условиях подобного соседства мы обязаны быть бдительными, обязаны помнить, чтобы не уподобиться манкуртам. Именно для того, чтобы память вечно бодрствовала и был возведен мемориал жертв Геноцида. Памятники жертвам Геноцида есть во многих странах мира. В сирийской пустыне Дейр-эз-Зор, где после мучительной депортации и изгнания погибли сотни тысяч армян, тоже были воздвигнуты памятники и церковь, в которой обрели покой мощи мучеников. Несколько лет назад во дворе этой церкви, которая тогда еще не была взорвана, президент Армении Серж Саргсян произнес следующие слова: "Отныне нас невозможно запугать и шантажировать. Ибо мы видели самое страшное. Мы будем жить и созидать с удвоенной силой за себя и за наши невинные жертвы"...

И это абсолютно верно. Сегодня каждый из нас должен дать ответ и сегодняшним, и будущим поколениям. Сегодня каждый из нас должен бить в набат: "Я обвиняю!"

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • СМИРНА, АРЦАХ, ТОПОР САФАРОВА… – РАЗМАТЫВАЮЩИЕСЯ ВО ВРЕМЕНИ ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ
      2024-04-24 09:51

      Союз армян России распространил заявление, в котором говорится о том, что происходящее вокруг четырех приграничных сел, которые власти Армении решили безоговорочно сдать противнику, несмотря на манипулятивные заявления армянских властей, не имеет ничего общего с мирной повесткой.

    • ГЕНОЦИД – 109. ПРОДОЛЖЕНИЕ В ВИДЕ РЕВИЗИИ ФАКТА
      2024-04-24 09:40

      "Армянский народ надо уничтожить в корне… Сейчас идет война, другого такого случая больше не будет", - дословно было произнесено в ходе секретного заседания высших чинов младотурецкого государства в 1915 г. 109-й годовщине предшествуют попытки правящей верхушки поставить под сомнение факт Геноцида в Западной Армении, специалисты считают, что инициатива исходит от Анкары, а это значит, что Геноцид продолжается в виде ревизии факта и попытки забвения. По мере приближения 109 годовщины становится очевиднее, что режим Пашиняна участвует в гибридной войне против армянского народа на стороне геноцидных государств!

    • ЧЕРЕЗ ТРАГЕДИЮ ПРЕДКОВ – К СПОРТИВНЫМ ВЕРШИНАМ
      2024-04-24 04:06

      В очередную годовщину Геноцида армян в Османской империи стоит вспомнить известных спортсменов армянского происхождения, чьи предки пережили те страшные события.