Последние новости

АЛЕКСАНДР ТАМАЗОВ В ПОИСКАХ АТМОСФЕРЫ

Не секрет, что наша музыкальная культура долгие годы держалась на крупных именах, на хороших оркестрах, на способной молодежи. Но начиная с 90-х годов в связи с известными социально-экономическими переменами многие артисты, музыканты покидают страну. Волны эмиграции шли одна за другой, о чем написано множество горчайших страниц. Эта проблема до конца не решена и в наши дни. Ведь известно, что месяцы простоя разъедают талант, вызывая чувство неудовлетворенности и безысходности. Не случайно десятки одаренных людей ломаются на этом, исчезают в расцвете сил, так и не найдя своего пути в искусстве.

ЕСТЬ СВОЕОБРАЗНЫЙ СПОСОБ НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЛАВАТЬ: БРОСИТЬ ЕГО В ВОДУ В ГЛУБОКОМ МЕСТЕ. Считается, что выплывет... Именно таким образом еще не так давно поступали в нашем Оперном театре с молодыми певцами. Они выплывали, но, научившись "плавать", чаще всего покидали родные стены... Так случилось и с певцом Александром Тамазовым.

На сцене нашего Национального академического театра оперы и балета он появился не в самое благополучное время. Прежние звезды постепенно угасали, оскудевший репертуар не давал артистам проявить себя в полную силу. Что стало с ними, беспристрастно отразило время: так мало счастливых творческих судеб, так редки подлинные успехи, так горьки годы, прожитые на обочине искусства.

Но, как и многие молодые оперные певцы, Тамазов не стал ждать у моря погоды. Человек организованный, он понял, что многое зависит от него самого, - надо много работать, самостоятельно осваивать множество партий мирового оперного репертуара, которые никогда не исполнялись в Ереване. И после долгих сомнений певец решил все-таки уехать. Вот уже около десяти лет он по контракту работает в далеком Эквадоре, найдя достойное применение своим творческим возможностям и, что также немаловажно, достойную оплату своего труда.

... Родился и вырос Александр в Тбилиси. Ему рано выпало счастье стать посетителем театров, концертных залов в городе, издавна славившемся своими театральными и музыкальными традициями. Этому способствовала и семья, в которой он вырос, - все увлекались искусством, любили театр, музыку, пение. В доме была огромная коллекция пластинок, и по ним Алик знакомился с голосами великих певцов - Карузо, Джильи, Марио Ланца, Тито Гобби, Тито Руфа. Всепоглощающая любовь к пению сыграла немаловажную роль в выборе профессии, к тому же и тетя - известная певица и педагог Изабелла Саакян - во многом способствовала его увлечению.

Так он оказался на вокальном факультете Тбилисской консерватории. На голос студента I курса обратили внимание, и он стал постоянным участником спектаклей оперной студии при консерватории. На ее сцене он спел партию Фиолерелли из "Севильского цирюльника" Дж.Россини, Белькоре из "Любовного напитка" Доницетти, заглавную роль в "Евгении Онегине" Чайковского. Высокого роста, подвижный Алик свободно держался на сцене, хорошо чувствовал музыку. Поэтому успех первых спектаклей вполне был оправдан.

КОНЕЧНО, ГОДЫ УЧЕБЫ В ТБИЛИССКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ НЕ ПРОПАЛИ ДАРОМ. Как отмечает певец, воспитанию молодых вокалистов уделялось самое серьезное внимание. Так, непременным условием было участие студентов в спектаклях, пение с оркестром, в противном случае они лишались стипендии. Алик учился увлеченно, жадно впитывая все, что может дать педагог. Тем более что с педагогами ему повезло: с ним занимались замечательные певцы - профессор Нодар Ангуладзе, его ассистент Тенгиз Чачава, а в течение целого года вместе с мужем, выдающимся басом Михаилом Мчелидзе, в Тбилиси преподавала выдающийся педагог Вера Давыдова. С благодарностью он вспоминает своих педагогов, сумевших привить ему художественный вкус, работоспособность, взыскательность к себе и своему творчеству.

С третьего курса Алик продолжает учебу в Ереванской консерватории в классе известного педагога - профессора Изабеллы Айдинян. Окончив консерваторию, он поступил на работу в оперную студию, которую в те годы возглавлял выдающийся режиссер-постановщик Ваан Багратуни. Под его руководством певец начал осваивать новые партии: Миль в опере "Брачный вексель" Россини, две роли в опере Пуччини "Джанни Скикки", Роберто в "Иоланте" Чайковского. Искать внешний облик своих героев исходя из музыкального и поэтического замысла авторов очень помогли природная музыкальность, артистизм и гибкий выразительный голос.

Работа с Багратуни, а в дальнейшем и с Тиграном Левоняном углубляют в нем дар сценического перевоплощения - достаточно вспомнить его роль в Национальном академическом театре оперы и балета им. Спендиарова - Маркар в "Каринэ" Чухаджяна, Моси  в "Ануш" Тиграняна, Бен в "Телефоне" Менотти, Жермон в "Травиате", ди Луна в "Трубадуре" Верди, Северо в "Полиутто" Доницетти, Яго в "Отелло" Верди... Это всегда сложные человеческие характеры, в которых причудливо сталкиваются добро и зло, любовь и долг. Каждую партию он исполняет так, словно судьба героя становится его судьбой. "Для меня очень важны смысл, драматургия партий, - признается артист, - существенно слово. Просто упражняться в виртуозном звукоизвлечении - это не для меня". Не случайно в репертуаре певца немало партий, насыщенных драматизмом, образы сильных натур.

ОДНА ИЗ САМЫХ БЛЕСТЯЩИХ УДАЧ АРТИСТА - ПАРТИЯ ОРОВЕЗА В "НОРМЕ" БЕЛЛИНИ В ПОСТАНОВКЕ Б.АЙРАПЕТЯНА. Здесь ярко раскрылся драматический дар певца. Тщательно были продуманы все детали внешнего облика, виртуозно, колоритно исполнена вся вокальная партия. Это подтвердили и московские гастроли Оперного театра на сцене Новой оперы. Публика открыла для себя новое имя, певца высокого класса и профессиональной культуры. В ансамбле с другими певцами  он обнаружил безошибочный вкус, тонкое ощущение музыки, соизмеряя ресурсы своего голоса со звучанием других. Не случайно Алик в числе лучших исполнителей был номинирован на "Золотую маску".

Начиная готовить новую партию, А.Тамазов словно переосмысливает все, что сделано до него. В процессе работы знакомится с историческими источниками, эпохой, но ключ роли он ищет и находит в образе. "Поиски певца непременно должны начинаться с музыкальной интонации", - так учила его Вера Давыдова, и Алик следует завету великого педагога.

Поиски вокальных нюансов, музыкальных красок, логической и осмысленной музыкальной фразы помогают певцу раскрыть особенности творческого стиля разных авторов и на зарубежной сцене - в Оперном театре Бурятии, где артист проработал год в Улан-Удэ по приглашению дирижера Ара Маркосяна, и в театрах Эквадора, где он сейчас работает. Александр фанатично предан каждой новой работе, будь то роль первого плана или лишь эпизодическая партия. Уберто ("Служанка-госпожа" Перголези, Риголетто ("Риголетто" Верди), Амонасро ("Аида" Верди), Игорь ("Князь Игорь" Бородина), Зарастро ("Волшебная флейта" Моцарта), Эскамильо ("Кармен" Бизе), Альфио ("Сельская честь" Масканьи) - эти роли в исполнении Тамазова получили высокую оценку в России и в Эквадоре.

Доволен ли артист своей творческой судьбой? Легко ли работать далеко от дома, друзей?

- На первых порах было не очень просто, - признается артист. - Не все так безоблачно, как кажется многим. То, что пришлось преодолеть в психологическом плане, было невероятно трудно. Надо было научиться общаться не просто с незнакомыми, но с совершенно другими людьми. Постоянно помнить, что ты не дома... В Эквадоре мне импонирует то, что люди менее отчуждены, иерархические степени там менее заметны. Ко мне очень тепло отнеслись совсем незнакомые люди. Здесь я такого и в прежние времена не ощущал и теперь не чувствую. Я бы даже сказал, что в пору нынешних изменений все мрачные стороны здешнего бытия даже обострились. Я уже не говорю о творческой атмосфере, которая изменилась далеко не в лучшую сторону. Петь всего лишь несколько раз в году стало у нас нормой. Поэтому и приходится уезжать, чтобы окунуться в творческую атмосферу.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГЕВОРГ АКОПЯН НА СЦЕНАХ МИРА
      2022-01-20 09:25
      2625

      В настоящее время он числится в ряду лучших мировых певцов. Благодаря своему таланту, который дан ему свыше и неустанному труду Геворг Акопян заслуженно приобрел широкую международную популярность.

    • "БЕЗУМСТВО ХРАБРЫХ – ВОТ МУДРОСТЬ ЖИЗНИ"
      2022-01-17 10:14
      4613

      Художественные пики ушедшего года Если оглянуться на ушедший год, ситуация в стране, да и в целом мире, складывалась непросто на многих направлениях. Естественно, это отразилось и на художественной жизни. Осенью ковид продолжил свою мощную атаку, неспокойной была и политическая обстановка. В общественное сознание то и дело просачивалось бестолковое, бренное, поверхностное. Однако художественная жизнь не остановилась: некоторые руководители концертных организаций, театров проявили просто чудеса духовной твердости и непоколебимости.

    • РАЗОМКНУТЬ ЗАБВЕНЬЯ КРУГ
      2022-01-11 08:51
      4295

      Сумею ли я ответить на вопрос о том, что нового внес в армянскую музыку Юрий Казарян без помощи самого композитора, уехавшего из страны в начале 90-х годов? Не сумею. Я всегда испытываю некоторую робость перед музыковедами, великолепно помнящими, кто на кого и когда повлиял, что из чего "вытекает". Мне приходилось постичь все это в основном чистой практикой, постоянным общением с разными музыкантами, заинтересованным наблюдением за работой многих из них, за радостями и горестями их побед и поражений.

    • ЧТОБЫ ПОБЕДИЛА ДОБРАЯ СКАЗКА
      2021-12-27 10:05
      7516

      Премьера балета "Щелкунчик" И вот она состоялась - эта постановка " Щелкунчика" П.И.Чайковского, о которой в последнее время столько говорили. Много лет назад балет этот был поставлен силами учащихся Армянского хореографического училища. Но в репертуаре Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова спектакль не значился.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ГЕВОРГ АКОПЯН НА СЦЕНАХ МИРА
      2022-01-20 09:25
      2625

      В настоящее время он числится в ряду лучших мировых певцов. Благодаря своему таланту, который дан ему свыше и неустанному труду Геворг Акопян заслуженно приобрел широкую международную популярность.

    • НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"
      2021-11-24 09:33
      5209

      "Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ "АИДЫ"
      2021-11-04 09:54
      6704

      Афиша, извещающая о премьере оперы "Аида" Верди на сцене Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, заинтриговала: одна из вершин классического оперного репертуара вновь возвращается на нашу сцену.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ ОПЕРЫ "ПАЯЦЫ"
      2021-06-11 10:41
      15159

      Премьера Афиша, извещающая о премьере оперы "Паяцы" на сцене Национального академического театра оперы и балет им. Спендиарова, насторожила и обрадовала. Насторожила потому, что спектакль ставился в отсутствие лидера театра, который с самого начала пандемии находится за рубежом. И в то же время порадовал факт, что любимая опера вновь появилась на сцене нашего музыкального театра.