Последние новости

ПУТЬ НА ОПЕРНЫЙ ОЛИМП

Она не проста. Если только ты не захочешь открыться ей навстречу. И кристально прозрачна, если ты это сделаешь. И бездонна, и тебе следует заранее согласиться с тем, что до конца ты все равно ее не разгадаешь. Замечательное свойство искусства примы Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова, лауреата международных конкурсов Анаит Мхитарян в том, что при всей незыблемой жесткости тех правил и канонов, по которым она существует, тебе дарован бесценный дар обретения смысла. Ее искусство обладает тем особым обаянием, которое несет чистая, незамутненная виртуозность.

ОДНАКО МАСШТАБ ДАРОВАНИЯ АНАИТ СОВСЕМ НЕ СОВПАДАЕТ С ПОПУЛЯРНОСТЬЮ. Он больше. Возможно, потому, что она никогда не мельтешит. Ее не часто услышишь по радио, не увидишь по телевидению. Слишком изысканна, элитарна? Да, она не пойдет ради популярности на потакание низменному вкусу, не изменит своему тщательно подобранному репертуару, включающему лучшее наследие прошлого и высокие нынешние достижения. Но это вовсе не означает, что она принижает наших радиослушателей и телезрителей, якобы не способных вышагнуть из магического круга поп-культуры. Просто сейчас изменились критерии, и программы составляются не в пользу серьезной музыки. А Анаит Мхитарян трудно назвать борцом - она может постоять за себя только своим искусством. Талант - защита в чем-то слабая, а в чем-то надежная. Как ни крути. В случае Анаит скорее надежная. Здесь нет особой тайны. В ее творчестве все просачивается: и характер, и судьба, и даже, казалось бы, почти неуловимые особенности натуры. Ее воля. Именно потому так притягателен ее голос, ее мастерство, способность не размениваясь, оставаться собой. Качество, которое дается именно преодолением.

Артистический облик Мхитарян отличает отсутствие манерности и ложной позы. Ей абсолютно не свойственны мелкое театральное кокетство и наигранность, напротив, полная слитность с изображаемым персонажем. Она естественна и проста на сцене. Но эта простота высшего порядка - величавая и целомудренная. Глаза глубокие и бездонные озаряют живительным светом ее облик. Если вы хоть раз видели Анаит на сцене или общались с ней в жизни, то непременно этот момент запечатлеет ваша память. Исподволь начинаешь тянуться к ее искусству, в котором живет что-то необъяснимое, завораживающее, загадочное.

Природа щедро одарила певицу красивым, серебристым, уникальным по диапазону, звонким как хрусталь голосом. Любое определение этого голоса будет условным, ибо он как бы синтезирует в себе звуки и краски всех женских регистров - от бархатных регистровых низов до звонких переливов колоратурного сопрано.

Путь Анаит на оперную сцену был на редкость прост, прям и при этом весьма не торен. Голос у певицы прорезался довольно рано, хотя ей прочили карьеру пианистки. Она с отличием окончила фортепианное отделение музыкального училища им. Романоса Меликяна, но неожиданно для всех поступила в Ереванскую консерваторию им. Комитаса на отделение вокала. К этому времени стало очевидно, что голос у нее поставлен от природы. Пение стало единственным смыслом жизни. Именно тогда в полной мере проявились целеустремленность, упорство, твердость характера певицы. Окончила она также аспирантуру. С 1991 года она стала солисткой Национального академического театра.

ЕЕ ДЕБЮТ НА СЦЕНЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА - ПАРТИЯ АНУШ в одноименной опере Тиграняна. Свидетели первого ее выступления в этой партии очевидно помнят, что своим участием она воистину украсила этот спектакль в постановке Тиграна Левоняна. Она внесла в спектакль свежее дыхание молодости. Сам автор обрадовался бы такому осмысленному и тонкому исполнению. Радостное чувство открытия во время дебюта Мхитарян испытывали, видимо, многие слушатели, потому что певица очень личностно, прочувствованно отнеслась к своему персонажу. С тех пор Ануш остается одной из самых ярких свершений певицы на национальной сцене.

Чудесная деревенская девушка из гениальной поэмы Туманяна, овеянная воздухом Лорийского нагорья, простая, любящая, трагическая с типичными армянскими тембровыми интонациями запела на сцене и зрители не могли не признать в ней подлинную Ануш. Эту партию она исполняла с душой и пламенным увлечением и во время гастролей за рубежом. Удивительная метаморфоза происходит с этой оперой, когда выступает Анаит. Тривиальная оперная мелодрама превращается в жизненную драму, отнюдь не лишенную современного звучания. Непривычным было и вокальное решение образа. Кроме того, непринужденность сценического поведения, артистизм, красота и выразительность голоса сразу же окружили эту работу ореолом неповторимости.

Характерные черты творческого почерка певицы лежат в плоскости типических примет вокальной школы ее педагога - великой Гоар Гаспарян, в классе которой Анаит заложила фундамент профессиональной требовательности к себе, став на всю жизнь великим тружеником в искусстве. Но при этом вокал Мхитарян, его сценическая и концертная реализация, интерпретация в высшей степени индивидуальны.

Сугубо индивидуален прежде всего сам голос певицы, его тембральная палитра. Красота ее необычайна. В этом голосе и серебристая звонкость, и небесная чистота, и поэтическая одухотворенность. Никаких технических трудностей для Анаит не существует. Вслушайтесь, с какой поразительной легкостью звучит у нее партия Нормы в опере Доницетти. Хотя эта роль для драматического сопрано, а не лирического. Но ее артистизм, драматизм игры чудесно преобразовывают Анаит на сцене, превращая в порывистую, страстную Норму. Артистка предстает как цельная, самоуглубленная, бескомпромиссная в своих воззрениях личность. Слушая ее исполнение, богатое тончайшими оттенками чувств, безупречное стилистически, конечно же, сознаешь, что за этим стоит зрелый мастер, который несет в себе не только богатый внутренний мир, но и обладает редкой для музыканта способностью осмыслить его как бы со стороны. Мы видим, что мастер этот имеет свое четко формулируемое кредо, свои творческие принципы, ясно осознанную художественную вселенную.

На протяжении всей творческой жизни Анаит Мхитарян упорно шла к своим высотам. Она совершенствовала свое мастерство исполнением виртуозных колоратурных партий, таких как Лючия из оперы Доницетти, в партии которой она блестяще выступала за рубежом, Джильда, Виолетта, Дездемона Верди, Дианора - Мейербера, Констанца - Моцарта, Розина - Россини, Эльвира - Беллини, Недда - Леонкавалло, Олимпия, Карине - Чухаджяна...

В недавнем юбилейном спектакле Аршак II в постановке Гегама Григоряна в партии Олимпии Анаит, как всегда, была на высоте. Она была бесподобна особенно во II акте, сумев соединить в одной ноте страдание, смятение и призыв. Выразительные мелодические вокальные фразы, интонации "вздоха", "стона", речитативные возгласы отчаяния передают душевные переживания ее героини. В центре дуэта - рассказ Вагинака, льющийся свободной мелодической кантиленой, он прерывается репликами потрясенной Олимпии.

ПО-НАСТОЯЩЕМУ ОСОЗНАТЬ СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ АНАИТ СУМЕЛА только участвуя в международных конкурсах. В 1990 году певица приняла участие в Международном конкурсе вокалистов им. Франсиско Виньяса в Барселоне, где завоевала первую премию, золотую медаль и Гран-при. Это был ответственный конкурс, на котором председательствовала Магда Оливьера. Певица удостоилась также специальной награды правительства Каталонии. Через год золотую медаль и первую премию она завоевала в Италии на конкурсе им. Беллини. Награду ей вручала прославленная Джоан Сазерленд. В 1996 г. она также высоко была оценена в испанском городе Панплоне, где завоевала первую премию, золотую медаль, Гран-при.

Мне посчастливилось быть на показе "Нормы" на Новой сцене Большого театра России во время гастролей театра в 2003 году. Мхитарян абсолютно владела ролью, была предельно убедительна. Контрастные и болезненные перепады в поведении героини были переданы на редкость цельно. Поражало, как глубоко проникла Анаит в авторский замысел, ведя свою Норму по кругам ада к пронзительному и просветленному трагизму финала. Партию она вела драматично, на высочайшем накале чувств, не давая себе послабления. Российская газета свидетельствовала, что "Анаит Мхитарян в Большом театре так спела арию Casta diva, что овации остановили спектакль: "Мудрый Беллини поставил коронную арию в самом начале первого акта как пробный камень. Это пригодилось. Дивная красота Casta diva в исполнении Анаит Мхитарян сняла заморозку - спектакль остановился, захлебнувшись триумфом, а публика сходила с ума".

Незабываемое впечатление Анаит производит в роли Паолины в спектакле "Полиуто" Доницетти. Она покорила пленительностью и грацией своего голоса, его удивительной мелодичностью. Ее голос словно сам по себе творит мелодию, - так свободно струится, так текуча и плавна вокальная линия, что кажется, не музыка вызывает звук, а звук сам создает музыку. Но главное - поющая душа артистки, наполняющая каждую фразу, каждую ноту трепетом обертоновых отзвуков, выразительных тембровых красок. Подкупает безупречная чистота интонации, мягкость и ровность кантилены и большая выдержка. Подобно своему великому педагогу - бессмертной Гоар, она создает уникальный образ только средствами своего голоса. Влюбленная в благородного рыцаря Северо, она отказывается от своей любви и делит судьбу своего мужа, принимает христианство и гибнет. Вдохновенно, на одном дыхании ведет она свою партию, акцентируя драматизм, трагедийные, мощные волевые порывы. И вдруг в океане этой мощи возникают лакуны нежнейшего, захватывающего пианиссимо. Звуковое время останавливается. В эти мгновения она делает - не только для зала, для публики - что-то небывалое и для себя самой настолько на высоте своей сути, что лишь поздним разумом осознаешь, как велик эмоциональный миг, каких в жизни набираются единицы.

 Прима Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова, лауреата международных конкурсов Анаит МхитарянКРАСОТА И СИЛА ЕЕ ГОЛОСА ПРИВЛЕКАЛИ К НЕЙ ВНИМАНИЕ САМЫХ КРУПНЫХ музыкантов и критиков. Еще в самом начале артистического пути она отличалась требовательностью к себе и всеми средствами добивалась подлинно художественного результата. Где бы ни выступала певица, она всюду вызывала восторг. В многочисленных откликах писали о жизни, которую она вкладывала в созданные ею образы, о нарастающем интересе к ее творчеству.

А сколько красоты, какую гамму богатейших оттенков и нюансов музыкальной палитры вносит она в исполнение произведений Комитаса, Тиграняна, Алем-шаха, Тер-Гевондяна, Чухаджяна, Тиграняна, Романоса Меликяна, сочинений современных армянских авторов, русских композиторов и европейской классики! Секрет ее успеха заключается в соблюдении чувства меры, красоте и искренности исполнения. И ей никогда не грозит опасность однообразия. Она поет не грусть, а чувства, порождающие ее любовь, сомнение, боль утраты, неверия, страх ожидания, чем и создает интонационное богатство, разнообразие...

Анаит много гастролирует, регулярно выступает в США, Испании, Греции, Великобритании, Франции и других странах с лучшими оркестрами и партнерами.

Чувствует ли певица себя реализованной? Вряд ли. В нашем театре она поет не часто. На Западе артистку, имеющую такие большие возможности, давно бы задействовали в обширном репертуаре ведущих музыкальных театров. Мхитарян никогда не жалуется на судьбу, не хочет рвать нить, связывающую ее с родиной. Сколь же мы невнимательны и расточительны по отношению к таланту. С учетом уникальных данных артистки можно и нужно ставить новые спектакли, какие-то произведения специально для нее. Но, увы...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • «СОМА. ОГНЕННОЕ КОЛЬЦО» НА СЦЕНЕ ОПЕРНОГО ТЕАТРА
      2022-04-09 10:11

      14 апреля Национальный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова представит публике очередную премьеру - новую постановку оперы Авета Тертеряна «Сома.Огненное кольцо». Этой премьерой коллектив театра отметит знаменательную дату – 125-летие со дня рождения великого армянского поэта Егише Чаренца.

    • ГЕВОРГ АКОПЯН НА СЦЕНАХ МИРА
      2022-01-20 09:25

      В настоящее время он числится в ряду лучших мировых певцов. Благодаря своему таланту, который дан ему свыше и неустанному труду Геворг Акопян заслуженно приобрел широкую международную популярность.

    • НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"
      2021-11-24 09:33

      "Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ "АИДЫ"
      2021-11-04 09:54

      Афиша, извещающая о премьере оперы "Аида" Верди на сцене Национального академического театра оперы и балета им. Спендиарова, заинтриговала: одна из вершин классического оперного репертуара вновь возвращается на нашу сцену.