ГУМАНИТАРНЫЙ ПОДХОД: ЧТО СКАЗАЛ ЛАВРОВ?
30 апреля министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил с достаточно неожиданным заявлением. "Москва выступает за обмен пленными по принципу "всех на всех, - сказал он, добавив: - Россия всегда выступала за исчерпывающее гуманитарное решение подобных ситуаций: обмен останками, военнопленными, удерживаемыми лицами по принципу "всех на всех". "Мы считаем, что это будет способствовать установлению атмосферы доверия в зонах конфликтов, будь то на Ближнем Востоке, в Нагорном Карабахе или на юго-востоке Украины", - отметил Лавров.
НЕЛЬЗЯ не заметить, что это заявление выходит за рамки того процесса, который был анонсирован в совместном заявлении министров иностранных дел Армении и Азербайджана и сопредседателей Минской группы после московской встречи 15 апреля. Напомним, что в заявлении указано намерение "на взаимной основе принять меры по допуску родственников к лицам, находящимся в заключении на территории сторон" и отсутствует какое-либо упоминание об обмене. Тем не менее сразу после публикации этого документа у многих наблюдателей возникли резонные вопросы и подозрения в том, что сопредседатели готовы уступить неуемному вот уже на протяжении почти 4 лет желанию Алиева заполучить обратно своих преступников - отбывающих срок в Шушинской тюрьме карвачарских диверсантов.
Конечно, в Москве не могут не понимать, что Аскеров и Гулиев, осужденные за многочисленные преступления на территории Арцаха, в том числе за убийство 17-летнего мальчика, никак не подпадают под категорию "пленных". Именно этот аргумент, надо полагать, являлся для российской стороны основным в закулисных процессах, затеянных Баку для возвращения своих диверсантов. Напомним также, что Азербайджан в этом вопросе напирает в том числе на то, что Дильгам Аскеров, вина которого в убийстве подростка была доказана в ходе суда, является, дескать, гражданином РФ.
На заявление Лаврова отреагировал пресс-секретарь президента Арцаха Давид Бабаян. По его словам, главе МИД России пытаются приписать то, чего нет в этом заявлении. "Не думаю, что господин Лавров, говоря о пленных, имел в виду убийц и террористов. Официальный Степанакерт на протяжении многих лет на практике выступал за освобождение невинных людей, случайно нарушивших границу и оказавшихся на территории противника. Речь о людях, не совершивших преступлений, тем более тяжких", - сказал он. И совершенно справедливо вспомнил о тех сотнях попавших десятилетия назад в плен и заложники армян, судьба которых остается не известной по сей день. "Армян "записывали" в качестве азербайджанцев, давали им другие имена, использовали в качестве рабов, брали у них органы. Поскольку имена у этих лиц были изменены, международные организации были не в состоянии проконтролировать их судьбу", - отмечает Бабаян. Напомнив о позорной героизации убийцы армянского офицера Сафарова, выкупленного Алиевым у венгерских властей, он резонно подчеркивает: "Результат в плане создания атмосферы доверия получится в разы хуже. Азербайджанскому обществу будет впрыснута гигантская доза яда".
ЕСЛИ оставить в стороне дипломатическую сдержанность, следует отметить, что заявление Лаврова на самом деле дает основания заподозрить некий подвох. Тема заложников и военнопленных долгие годы остается одной из наиболее болезненных гуманитарных проблем, касающихся последствий конфликта. На современном же этапе она получила новое содержание по нескольким причинам.
Во-первых, это непрекращающиеся диверсии против Республики Арцах, в том числе тайная переправка через линию соприкосновения лиц, задача которых - совершение террористических актов на территории второго армянского государства. Во-вторых, отмеченные в последние 10 лет странные исчезновения граждан РА - жителей приграничных сел, их последующее нахождение на территории Азербайджана и затем - публичные пытки, издевательства и унижение человеческого достоинства - вплоть до убийства. Ни для кого не секрет, что обстоятельства, при которых эти люди оказывались в Азербайджане, дают все основания подозревать их похищение спецслужбами соседнего государства с определенной целью.
В случае с последним по времени заложником, Кареном Казаряном, эта цель более чем очевидна: обмен ни в чем не повинного и имеющего проблемы со здоровьем сельчанина на преступников. С целью создать "паритет" в Гяндже провели судебный процесс над Казаряном - в отличие от суда в Степанакерте, закрытый. И приговорили его к 20 годам заключения.
Наконец, третий фактор - это, безусловно, "синдром Сафарова". То есть полное оправдание тех, кто убил армянина, их героизация и награждение на уровне первого лица, как это произошло с убийцей Кярама Слояна. Нет никаких сомнений, что Ильхам Алиев так жаждет заполучить обратно диверсантов именно с целью устроить очередное мерзкое шоу. Причем не только на потребу низменным инстинктам сородичей, но и с иными, далеко идущими целями.
В ЭТОМ СМЫСЛЕ вопрос обмена всех на всех обретает особо деликатный характер с точки зрения подхода сопредседателей, в первую очередь - России. В Москве не могут не понимать, что давление в этом вопросе на Степанакерт может привести к непредсказуемым последствиям, в том числе для того "мирного процесса", на который посредники возлагают - по крайней мере публично - столь много надежд. Уже не говоря о том, что формальное непризнание Арцаха как полноценной стороны переговорного процесса, но при этом предъявление Степанакерту требований, не имеющих даже намека на гуманитарный аспект, приведет к очень серьезному подрыву доверия и авторитета самих сопредседателей. Понятно ведь, что стремление любой ценой ублажить Алиева может преследовать с их стороны исключительно политические интересы.
В Москве, безусловно, осознают и иные последствия прессинга на власти Арцаха в этом вопросе. Например, то, что Алиев получит фактический карт-бланш на террористические действия и диверсии против Арцаха в относительно мирное время. Что в свою очередь приведет к дальнейшему усугублению опасности для жителей приграничных районов Армении быть похищенными и стать в буквальном смысле разменной монетой. Тем более что Следственный комитет РА, несмотря на несколько заявлений, так не расследовал до конца ни единого дела по факту попадания граждан РА на территорию Азербайджана.
ЧТО КАСАЕТСЯ официального Еревана, то армянские власти не раз озвучивали подход, полностью идентичный позиции Степанакерта: обмену могут подлежать исключительно пленные, но никак не преступники. Остается надеяться, что ни о каких закулисных договоренностях речи не идет. Если учесть, что Пашинян не раз заявлял о невозможности для себя вести переговоры от имени Арцаха, как-то не верится, что он мог дать гарантии от имени Степанакерта по данному вопросу.
Наконец, что касается "гуманитарного подхода". Проявлением истинного гуманизма со стороны посредников была бы, скажем, инициатива по выяснению судьбы тех сотен людей, чья участь остается неизвестной по прошествии почти четверти века. Гуманизмом стало бы и проявление искреннего сочувствия к родителям убитого в Будапеште Гургена Маргаряна, замученных в бакинских застенках невинных сельчан - Манвела Сарибекяна, Карена Петросяна, 77-летнего Мамикона Ходжояна… Гуманизмом было бы выражение личного сочувствия родителям Смбата Цаканяна, убитого недрогнувшей рукой Дильгама Аскерова только потому, что мальчик был армянином. Да и в целом - за всю историю конфликта было слишком много ситуаций, когда сопредседатели могли проявить истинно гуманитарный подход, отставив в стороне свои политические интересы. Но ни разу не сделали этого.
Так имеют ли право сегодня посредники или кто бы то ни был требовать чего-то от армянской стороны - прежде всего от Арцаха?
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-10 09:29
«Викен Эулджекчян, армянский пленный, содержащийся в Азербайджане с 2020 года, решился на молчаливый, но крайне болезненный протест - голодовку, которая длится уже более 15 дней. Его требование до боли простое: телефонный звонок жене Линде. Всего один звонок, простая человеческая связь – это все, чего он хочет», – говорится в письме филиала «Общества помощи армянским сиротам» (SOAR) в Буэнос-Айресе, адресованном Международному комитету Красного Креста.
-
2025-05-09 09:16
Пятый раз настает 8-9 мая без Шуши, второй – без Арцаха. И с каждым годом заметно меняются настроения и тональность сакрального дня. Если 4 года назад, спустя всего несколько месяцев после катастрофического «9.11.2020», люди были в скорби, шоке и растерянности, не зная – отмечать или нет былой тройной праздник (знаменитый армянский Եռատոն), то сегодня в общественной атмосфере чувствуется совсем другое. Лозунг «Возвращению – быть!», потрясший многих 24 апреля на Факельном шествии, постепенно воспринимается как императив, которому нет альтернативы.
-
2025-05-02 09:57
27 апреля Институт по предотвращению геноцида им. Лемкина опубликовал первую часть своей новой серии предупреждений «красный флаг» (Red Flag Alert) под названием: «Ось геноцида - США, Азербайджан, Турция, Израиль, Россия и эпоха «приемлемого геноцида», которая посвящена трагическим событиям в Арцахе. В предисловии к серии директор Института Элиза фон Джоден-Форджи констатирует: «Геноцид становится приемлемым и обыденным».
-
2025-04-29 09:56
"Поддавшись угрозам Азербайджана, в Университете Беркли запретили показ посвященного Арцаху фильма Сарин Айрапетян "Моя сладкая земля". Это уже второй случай цензуры с этим фильмом. И если первый был в арабской стране – Иордании, то на сей раз это случилось в США, в Университете Беркли, где зародилось Движение за свободу слова. Да еще и в Центре прав человека, где был запланирован показ фильма 24 апреля. Университет Беркли закончил Аво, чье имя американский Фейсбук также подвергает цензуре. В стране, которая учит мир тому, что есть свобода слова", - написал режиссер и общественный деятель Ованнес Ишханян.