ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА В ХХI ВЕКЕ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ КЛИМАТ

В интервью "ГА" директор Института геологии НАН РА доктор геологических наук Хачатур МЕЛИКСЕТЯН говорит об исследованиях, имеющих научное и практическое значение.

- Г-н Меликсетян, фундаментальные исследования вашего института охватывают широкий спектр наук о земле. Но ведь вы занимаетесь и прикладными исследованиями. Расскажите об этом, пожалуйста.

- Отмечу, что фундаментальные исследования в сфере наук о земле со временем тоже находят практическое применение. А в чисто прикладном плане особое внимание мы уделяем оценке природных, геологических опасностей и рисков. Один из наших отделов занимается прикладной геофизикой, поиском новых подземных водных ресурсов. В этом году мы проводили подобные исследования в Арцахе. Развивается направление геохимических методов поиска полезных ископаемых. В советские годы наш институт активно занимался исследованиями рудных и нерудных месторождений. Но в 90-е годы в результате приватизации месторождений они перешли в частные руки. Теперь частные компании – и местные, и зарубежные - имеют свои геологические отделы, и во многих случаях наших специалистов не допускают к исследованиям рудных месторождений. Работающие там компании необоснованно считают месторождения своей собственностью, хотя имеют лицензию только на их эксплуатацию. Поэтому нередко перед проведением исследовательских работ нам приходится проводить с ними переговоры, а иногда даже обращаться в Министерство энергетики и природных ресурсов. Другая проблема - в Армении проще импортировать те или иные товары, чем наладить их производство из местного сырья. В нашем институте имеются важные наработки по нерудным ископаемым, в частности, по сырью для производства фосфорных удобрений, по пищевым добавкам для  животноводства. Проведены исследования, испытания, получены патенты,  но буксует внедрение.

- Возможно ли открытие новых месторождений полезных ископаемых на территории Армении?

- Новые методы разведки позволяют обнаружить участки "слепого" оруденения,  не имеющие поверхностных проявлений. Возможно и открытие новых источников подземных вод. Но необходимо возобновить государственное геологическое картирование территории Армении, поскольку карты  советского времени не отражают новых геологических данных, полученных нашим институтом.

- Понятно, что в плане исследований природных опасностей для Армении, на первом месте - сейсмическая. Но, несомненно, есть и другие угрозы…

- Наш институт имеет очень серьезные наработки по оценке сейсмической опасности и риска в Армении и за ее пределами. После Спитакского землетрясения мы разработали сейсмотектоническую модель Армении, изучены активные разломы земной коры,  создан обновленный каталог землетрясений, включающий данные от доисторических времен до наших дней. На основе этой базы данных международным консорциумом при нашем участии в 2017-2018 годах была создана вероятностная карта сейсмической опасности Армении. Сейчас на основании этих карт группа специалистов под руководством академика Э. Хачияна разрабатывает нормы сейсмостойкого строительства, соответствующие карте сейсмической опасности. Это всего лишь один пример практического использования результатов наших исследований.

В нашем институте функционирует сеть сейсмических и GPS наблюдений. Мы также занимаемся оползневыми процессами, вулканической опасностью, наряду с геологическими опасностями изучаем антропогенные, возникающие в результате человеческой деятельности. Это плотины, для которых проблема безопасности очень актуальна, отвалы и хвостохранилища вокруг рудных месторождений, где могут возникать оползневые процессы, в том числе и при землетрясении. Такие исследования позволяют разработать меры по снижению рисков. Наш институт неоднократно участвовал в оценке экологических рисков при эксплуатации месторождений.

Хочу особо отметить работу, проведенную институтом по оценке сейсмической и вулканической опасности на территории Армянской АЭС в 2009-2011 гг. в соответствии с нормами безопасности МАГАТЭ. Это был крупнейший прикладной проект нашего института. Результаты этих исследований были высоко оценены экспертной группой МАГАТЭ,  исследование признано эталонным.

- Насколько реальна для Армении вулканическая угроза?

- Согласно одной из гипотез, последнее извержение одного вулкана Арарат произошло в 1840 году и было спровоцировано сильным землетрясением. Но представляющие опасность вулканические извержения с высокой магнитудой, к счастью, в мире происходят значительно реже, чем землетрясения. Если в течение одного года в мире происходит до 150 землетрясений с магнитудой 6-6,9, то одно извержение вулкана с магнитудой 6 происходит примерно раз в 150 лет. Но потенциальная опасность и выделяемая энергия вулканического извержения с магнитудой 6 несравнимо выше, чем землетрясения такой же магнитуды. И если для землетрясений существуют эффективные методы снижения риска (сейсмическое районирование, сейсмостойкое строительство, укрепление зданий и др.), то для защиты от сильных вулканических извержений нет способов снижения риска. Причем извержения с высокой магнитудой даже могут вызывать локальные и глобальные климатические изменения из-за выброса в атмосферу большого количества вулканического пепла. Причем активными или потенциально активными считаются вулканы, извергавшиеся в течение  последних 11700 лет. В Армении это некоторые вулканы Гегамского и Варденисского вулканических нагорий в бассейне Севана, некоторые вулканы Сюникской области. Вулкан Арарат тоже считается потенциально активным. А Арагац можно считать потухшим вулканом, последний раз он был активен более 500000  лет назад.

- Существуют ли признаки активизации вулканической деятельности?

- Признаки активизации вулканов известны. Наша современная сейсмическая мониторинговая сеть, созданная в сотрудничестве с региональной службой сейсмической защиты МЧС РА, позволяет фиксировать слабые землетрясения в пределах некоторых вулканических областей Армении. Эти слабые землетрясения отражают активность магматических очагов на глубинах от 15 до 25 км. На активных вулканах устанавливают сеть сейсмического мониторинга, чтобы фиксировать вулканические землетрясения, а также  ведут геодезические наблюдения, мониторинг газов и другие исследования, чтобы выявить предвестники скорого извержения.

- Результаты ваших прикладных исследований находят практическое применение?

- Я уже говорил о сейсмотектонической модели и каталоге землетрясений, использованных при создании вероятностной карты сейсмической опасности в Армении. Ведутся также междисциплинарные исследования по оценке ресурсов геотермальной энергии, работы по исследованию некоторых рудных месторождений, исследования, направленные на получение сырья для производства фосфорных удобрений и других нерудных полезных ископаемых. Многие фундаментальные научные исследования нашего института также имеют потенциал практического применения. Необходимо, чтобы горнорудные компании активнее сотрудничали с нами.

- Наверное, вы сотрудничаете с другими научными учреждениями…

- В плане изучения эпохи плейстоцена мы активно сотрудничаем с академическим Институтом археологии и этнографии. За этот геологический период происходили вулканические извержения и землетрясения, менялся климат - потепление сменялось похолоданием, происходили инверсии магнитного поля, магнитный полюс перемещался с севера на юг и обратно, что, естественно, отражено как в геологических, так и в археологических данных. Для производства орудий труда предки современного человека использовали местное сырье: дацит, обсидиан, кремень и другие материалы. Для изучения вещественного состава артефактов применяются геологические и геохимические методы. Эти данные способствуют выявлению геологических источников сырья, на этом материале археологи определяют древние контакты, пути миграции и т.д. Возможно более интенсивное сотрудничество с Институтом общей и неорганической химии и Институтом химической физики НАН РА в вопросах применения наших данных по нерудным полезным ископаемым и др., в стадии обсуждения совместные проекты с Гюмрийским институтом геофизики и инженерной сейсмологии.

В плане исследований Севана, который всегда в центре наших научных интересов, мы сотрудничаем с Институтом информатики и Научным центром зоологии и гидроэкологии НАН РА, где создается полная база данных по Севану, включающая геологическую, гидрохимическую, метеорологическую, гидрологическую информацию, полученную в результате проводимых исследований. Эти данные имеют большое научное и практическое значение. Севан не только крупнейший в нашей стране запас пресной воды. Озеро представляет огромный интерес для исследований. Бассейн Севана отличает очень интересное геологическое строение, и геология бассейна Севана активно воздействует на экосистему озера. С юга и востока Севан окружают четвертичные вулканы, по дну проходит один из сегментов Памбак - Севан - Сюникского активного разлома, а по юго-западному побережью - активный Норатус-Канагехский разлом. Это сейсмоопасная зона. На севере и северо-востоке озера находится офиолитовый пояс, где проходит  геологическая граница между двумя существовавшими в древности континентами.

- Сегодня много говорится об изменении климата. Это связано с естественными климатическими циклами или с антропогенным фактором?

- Мы занимаемся науками о земле, а к этой сфере относится именно палеоклимат, то есть климат прошедших геологических эпох. Однако эти исследования очень важны для понимания климатических процессов, происходящих на нашей планете сегодня, для понимания и моделирования будущих климатических изменений. С катастрофическими изменениями климата в истории Земли было связано 5 массовых вымираний, крупнейшее из которых произошло примерно 252 млн лет назад, когда практически 96% всех морских видов и 73% наземных позвоночных вымерло, а температура Мирового океана поднялась до 40-41 градуса Цельсия. Это стало следствием огромного количества происходивших тогда вулканических извержений в Сибири.

На территории Армении есть древние геологические слои, соответствующие минимум трем периодам массовых вымираний. В четвертичную эпоху (последние 2,58 млн лет) происходило чередование ледниковых периодов и потеплений. После очередного потепления, около 12000 лет назад, люди в пределах так называемого плодородного полумесяца, на Ближнем Востоке, перешли к оседлому образу жизни, стали одомашнивать скот, выращивать пшеницу. Сегодня глобальный процесс потепления продолжается, и на него накладывается антропогенное воздействие, тают ледники в Антарктиде, Арктике, Гренландии. Но важно отметить, что, к примеру, в ХVIII и ХIХ веках вулканические извержения способствовали некоторому похолоданию климата. Сильное вулканическое извержение, которое, по всей вероятности, произойдет где-то в мире в ХХI веке, может приостановить глобальное потепление и вызвать похолодание климата.