А БЫЛА ЛИ ЖЕНЩИНА?
В первый день августа армянское общество было ввергнуто в шок. Казалось, за прошедший год мы привыкли ко всему, что раньше и в голову не могло прийти, но эта новость была из разряда выходящих за пределы допустимого даже в нынешней Армении. Ибо покусились на самое святое, на сакральное - на то, что вот уже три года составляет неизгладимую часть национальной памяти и достоинства. Было совершено святотатство - были осквернены могилы героев Апрельской войны.
СЛОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ нечто более оскорбительное для нашего народа, нежели осквернение могил на Ераблуре. И реакция была соответствующей: шквал возмущения, гнева и боли захлестнул соцсети и СМИ, политики и общественные деятели спешили выразить свое отношение, которое, однако, трудно было высказать словами. Молчали лишь руководители страны: ни премьер, пребывавший, правда, в отпуске, но весьма активном - к примеру, он выразился по поводу переноса автотаможни в Гюмри, ни президент, ни спикер НС, ни министр обороны, ни секретарь Совбеза. При этом премьер и президент не забыли поздравить главу Швейцарии с национальным праздником. Но о том, что взбудоражило всю страну и практически каждого ее взрослого жителя, руководство Армении не сказало ни слова - просто проигнорировало этот беспрецедентный инцидент. Словно это их не касалось.
Зато полиция проявила прямо-таки уникальную оперативность. Не прошло и несколько часов после случившегося, как стражи порядка отрапортовали о том, что обнаружен подозреваемый. В сообщении говорилось, что подвергнута приводу 51-летняя жительница Еревана, которую правоохранители застукали на кладбище Аштарака. По ее словам, с целью "снятия проклятия" и выполнения "воли Всевышнего" она растопила свечи на могилах разных кладбищ, в том числе в пантеоне "Ераблур". Выясняются все обстоятельства происшедшего, отмечала пресс-служба Полиции.
Люди успокоились: версия о том, что святотатство совершено душевнобольным человеком, была приемлемой, ибо в противном случае пришлось бы признать, что могилы героев облили воском преднамеренно и умышленно, что просто не умещалось в сознании.
Буквально на следующий день та же полиция сообщила, что задержанную (некоторые СМИ назвали ее имя - Грета Мнацаканян, но насколько помнится, официального подтверждения не было) отпустили под подписку о невыезде. Подготавливаются материалы по факту происшедшего, правоохранители пытаются выяснить - действовала ли женщина в одиночку или у нее были сообщники, говорилось в сообщении.
ОДНАКО ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ, которые были озвучены в том числе пользователями соцсетей. К примеру, зачем надо было немолодой женщине добираться из Еревана в Аштарак, чтобы разливать свечной воск на тамошнем кладбище - неужели для "выполнения воли Всевышнего" ей не хватало могил в столице? Почему в качестве мишени были избраны могилы именно героев Апреля, хотя, безусловно, осквернение любой из могил на Ераблуре было бы воспринято с той же болью? Если женщина занималась этим в последнее время фактически регулярно, где гарантии, что она не возобновит свое занятие, пусть даже на других кладбищах? Если речь идет о лице, имеющем проблемы психологического характера, почему ее отпустили на свободу, не отправив в соответствующее лечебное учреждение? Была ли проведена медико-психиатрическая экспертиза с целью выяснить как ее ментальное состояние, так и истинные мотивы поступка?
Боюсь, что ответы на эти вопросы так и не будут даны. Точно так же почти не приходится сомневаться, что дело будет спущено на тормозах, о подозреваемой все забудут, сам факт осквернения могил также будет предан забвению, ибо в общество практически ежедневно вбрасывается конкретная доза "жвачки" с целью вызвать шум, ожесточенные споры, обсуждения и даже временами шок. Более того, небывалая оперативность в нахождении, а затем и освобождении под подписку вызывает закономерный вопрос: а была ли Грета, была ли 51-летняя женщина, существует ли она вообще? Слишком много в этой истории эмоций, глубинных подтекстов и вопросов, чтобы поверить полиции на слово.
Последнее утверждение может показаться преувеличением - в конце концов, речь идет о государственном ведомстве, призванном бороться с преступлениями, в том числе - подлогами и мошенничеством. Насколько разумно и допустимо подозревать саму полицию в обмане общественности даже с благой целью успокоить бушующие страсти?
САКРАМЕНТАЛЬНАЯ ФРАЗА о том, что благими намерениями устлана дорога в ад, в данном случае выглядит, однако, весьма к месту. Шум действительно был настолько громкий, что срочно требовалось снять общественный стресс, унять гнев, возмущение и негодование людей. Вполне возможно, что Грета Мнацаканян действительно та самая осквернительница могил, а наша Полиция проявила невиданную прыть именно с учетом реакции на содеянное. Но насколько вписывается в эту версию освобождение под подписку спустя неполные сутки без каких-либо подробностей и лишь с дежурной фразой о продолжении следствия?
Проблема в том, что деятельность Полиции в последнее время не дает никаких оснований доверять правоохранительным органам в целом. Сколько было случаев, когда людей задерживали, арестовывали, выдвигали против них кучу уголовщины, усиленно впечатляя общественность объемом компромата? Но проходило определенное время - и их тихо-мирно отпускали, дела закрывались, "компромат" в реальности оказывался блефом, но ярлык и грязь на человеке оставались. Сколько таких дел оказывалось несостоятельными в юридическом смысле, наспех сфабрикованными, дабы ублажить руководство, очернить "бывших", а потом все спустить на тормозах, ибо не было никаких оснований для продолжения уголовного преследования? И сколько еще наверняка будет?
Казалось бы, сказанное не имеет отношения к конкретному преступлению, совершенному на Ераблуре. На самом деле все глубоко взаимосвязано, ибо являет собой ярчайшие примеры отсутствия профессионального, компетентного и надлежащего подхода к соблюдению законности в условиях, когда последнее обусловлено либо политической конъюнктурой, либо властвующим в стране популизмом. Надо показать гражданам, что полиция работает, преступник оперативно найден, и тем самым утихомирить ситуацию - сделают. Найдут и женщину, и свечи, и мотив. При необходимости придумают. И глазом при этом не моргнут. А потом отпустят. И забудут. Даже если дело касается святого.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-07 09:44
Политолог-кавказовед, преподаватель Российско-Армянского университета Карен Игитян сообщил вчера в соцсетях о том, что ему запретили въезд в Армению. «Возвращался в Ереван из Пятигорска, где участвовал в «Кавказском диалоге», говорил о радикализме, который Турция распространяет на Кавказе. По прибытии в Армению сотрудники Пограничных войск СНБ объявили, что въезд в страну мне запрещён», – написал он. И задался вопросом: «В чем причина запрета? В том, что выступал в защиту Армянской Апостольской Церкви в СМИ? Или говорил о радикализме, который распространяет Турция?»
-
2025-07-05 09:43
А без того, чтобы услышать голос всей страны, а не одного только Еревана, у оппозиции ничего не получится, считает наша собеседница – руководитель парижского Центра права и урегулирования конфликтов «Кавказ», известный французский общественно-политический деятель Хильда ЧОБОЯН.
-
2025-07-04 09:12
3 июля член фракции НС «Айастан» Лилит Галстян опубликовала заявление, которым констатировала кажущийся невероятным даже для гэдэшной своры факт. Депутаты николовской фракции, вместе с которыми она в составе делегации РА участвовала в заседании Парламентской ассамблее ОБСЕ, отказались поддержать предложение о включении в итоговую резолюцию пунктов, касающихся армянских пленных, а также защиты культурного наследия Арцаха. «Более того, оказалось, что представители от власти не только не присоединились к предложению, но и достигли взаимопонимания с азербайджанской делегацией», - заявила Галстян.
-
2025-06-30 09:35
«Я выразил солидарность Франции в ответ на попытки дестабилизировать демократию в Армении. Я также подтвердил нашу поддержку его смелых усилий по установлению мира с Азербайджаном и нормализации отношений с Турцией» - так прокомментировал вчера свой телефонный разговор с Пашиняном президент Франции Эмманюэль Макрон, для пущей убедительности написав пост на армянском языке. Эти слова вызвали возмущение в армянском обществе, а ряд политиков и экспертов назвали их поддержкой становлению авторитаризма в Армении и вмешательством во внутренние дела страны.