Последние новости

КТО ОТВЕТИТ ЗА АМУЛСАР?

Об опасностях, связанных с разработкой Амулсарского золоторудного месторождения, угрозе Севану сказано так много, что, казалось бы, и добавить нечего. На самом деле власти Армении, уже не говоря об общественности, далеко не полностью представляют масштабы негативных последствий. Поэтому хочу коснуться тех аспектов проблемы, о которых прежде не говорилось.

ОКРЕСТНОСТИ приграничных сел Гнишик и Хачик, обстреливаемых со стороны Нахиджевана, - особое место. Здесь обитают растения-эндемики и другие редкие виды, которые так же, как и люди, борются за право жить на этой земле. В свое время эти растения были обнаружены и впервые описаны известным ботаником Арутюном Магакяном, в их числе и эндемик "лапчатка порфировая". Позднее это уникальное растение было обнаружено и на Амулсаре. Разработка Амулсарского месторождения с сопутствующими экологическими последствиями угрожает существованию этих уникальных и редких растений. Если планы по разработке золоторудного месторождения будут реализованы, эти представители флоры навсегда исчезнут с лица земли. Особенно возмущает тот факт, что с самого начала истории с Амулсаром судьба этих растений становилась предметом недостойных манипуляций.

В свое время мне предложили стать руководителем диссертации некоего Сергея Аревшатяна. Поняв, что этот человек далек от науки, я отказалась, но вскоре узнала, что он стал работать на Зангезурском медно-молибденовом комбинате в Каджаране, а потом прекрасно устроился в ЗАО "Геотим", обладающем лицензией на разработку золоторудного месторождения Амулсар. Как ботаник, этот человек явно не состоялся, но о проблеме эндемиков все же знал и мог предположить, какую реакцию специалистов вызовет угроза существованию уникальных растений, поэтому вскоре начал делать публичные заявления относительно того, что он предпринимает шаги по их сохранению.

Как заверял общественность С. Аревшатян, он активно занимается тем, что собирает и размножает редкие виды, чтобы в дальнейшем пересадить их в безопасные условия. Заявления сопровождал список растений, которые якобы взялся спасать С. Аревшатян. Ознакомившись с этим списком, я обнаружила, что речь идет о самых распространенных растениях. Но предприимчивый бизнесмен-фальсификатор явно рассчитывал на менее компетентную аудиторию.

Увидев, что задуманная им афера провалилась, Аревшатян решил использовать другой способ заставить молчать специалистов. Он предложил мне большие деньги за консультации по вопросам сохранения эндемиков. Я отказалась, но некоторые другие мои коллеги предложение приняли. Ситуация с эндемиками реально не изменилась, но, кроме меня, никто из ботаников озабоченность существованием редких видов уже не выказывал.

ПРЕДПОЛАГАЯ, ЧТО В ОКРЕСТНОСТЯХ Амулсара можно обнаружить и другие редкие виды растений и животных, вместе с директором Армянского филиала Всемирного фонда дикой природы Кареном Манвеляном мы попытались проникнуть на территорию, где проводились работы. Как и следовало ожидать, нас не пустили. Тогда мы попытались подняться на Амулсар с другой стороны. Там Карен Манвелян обнаружил очень редкую бабочку и несколько видов птиц, которые входят в Красную книгу, а я, продолжив подъем, нашла на труднодоступной скале редкие растения, об обитании которых на территории Зангезура не было известно ботаникам.

Я подняла шум, и тогда Сергей Аревшатян предложил очередное шокирующее решение. Он сказал, что денег у компании очень много и никакого труда не составит перенести эту скалу с растущими на ней эндемиками и обитающими там животными в другое место. Думаю, комментарии излишни. Скалу, разумеется, никто переносить в другое место не стал, а сам автор экстравагантной идеи вскоре оказался в Америке, где благополучно проживает по сей день. То есть проблема сохранения эндемичных и редких растений так и не была решена. Повторюсь еще раз: если реализация проекта по Амулсару продолжится, мы лишимся уникальных представителей флоры и фауны.

Пользуясь случаем, хотела бы коснуться и вопроса состояния рек Армении. Практически все они загрязнены до предела, что не может не сказаться на состоянии всей экосистемы. О том, что загрязнение впадающих в Севан рек угрожает жизни озера, говорится давно, но реальных мер по их очистке не принимается. Кроме того, в свое время, когда уровень воды в Севане значительно снизился, вдоль берегов были посажены ивы. Потом уровень Севана подняли, и эти ивы оказались в воде, что в свою очередь способствовало ухудшению состояния озера. О том, что эти ивы нужно убрать, никто не подумал.

ВОЗМУЩЕНИЮ НЕТ ПРЕДЕЛА! Ни одно экологическое мероприятие не проводится грамотно, если даже какие-то шаги по улучшению ситуации властями предпринимаются, то делаются они настолько безответственно и безграмотно, что вреда от них больше, чем пользы. На протяжении многих лет так и не удалось задействовать севанский коллектор, что могло бы предотвратить загрязнение и цветение озера.

Другой вопиющий пример: в реку Вохчи на протяжении многих лет сбрасывались отходы капанского предприятия, при этом следует знать, что молибден - элемент особенно агрессивный. Очень беспокоит судьба одной из двух, еще достаточно чистых рек Армении – Воротан. Воротанский каскад ГЭС продан американцам, которым, несомненно, глубоко безразличны экологические проблемы нашей страны. А если эта река будет использоваться в производственном процессе на Амулсаре, ее постигнет та же участь, что и других рек Армении.

Амулсар стал реальной угрозой для двух, еще достаточно чистых рек Армении - Арпа и Воротан. Плюс фактор открытой разработки месторождения. Известный своими целебными источниками, город Джермук находится всего в 10 километрах от Амулсара. Роза ветров здесь такова, что ветер будет нести в Джермук не только пыль от взрывов на Амулсаре, но и используемые в процессе производства вредные вещества, что со временем просто лишит Армению лучшего из курортов.

И, НАКОНЕЦ, ЕЩЕ ОДНА УГРОЗА, о которой почему-то молчат. Высокая сейсмичность территории Армении связана с большим количеством разломов и их пересечений. Постоянные взрывы, сопровождающие открытую разработку на Амулсаре, могут спровоцировать землетрясение, которое может оказаться не менее катастрофическим, чем Спитакское, при этом пострадает и Ереван.

Так что же происходит в нашей стране?! Кто берет на себя ответственность за создаваемые кучкой людей угрозы? Неужели разработка месторождения, золотоносные породы которого на самом деле бедны, стоит того, чтобы подвергать опасности природу нашей страны и жизни тысяч граждан Армении?!

Элеонора ГАБРИЭЛЯН, доктор биологических наук, профессор, председатель Ботанического общества Армении

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ