Открытие NASA: ВЕНЕРА МОГЛА БЫ СТАТЬ КУРОРТОМ НЕ ХУЖЕ ТАИЛАНДА

Жизнь впервые зародилась не на третьей, а на второй планете от Солнца

Ученых удивляет то, что на Венере сейчас не столь живописно.

Ученые NASA из Института космических исследований Годдарда (NASA's Goddard Institute for Space Studies), выступая на недавней встрече специалистов по планетарным наукам (EPSC-DPS Joint Meeting 2019), которая прошла в Швейцарии, уверяли: миллиард лет назад Венера была пригодна для жизни.

В этом еще три года назад убедились Майкл Уэй (Michael Way) и его коллега Дель Дженио (Del Genio), смоделировав на компьютере далекое прошлое планеты. Моделирование и позволило представить, какой она была после того, как образовалась 4,2 миллиарда дет назад. Ныне ученые уточнили свои выводы и поняли, что в целом не ошибались.

Компьютерное моделирование сейчас с успехом применяют чуть ли не во всех областях науки - в том числе и для предсказания грядущих климатических изменений на Земле. Модели создают на основе представлений о динамике процессов в атмосфере и ее текущего состоянии. "Запускают" их. И на выходе получают "картинку" того, какой станет наша планета, к примеру, через миллионы и даже миллиарды лет.

Ученым по силам и обратная задача - то есть, "вычисление" того, какой Земля была в далеком прошлом. А если добыть информацию о другой планете, то аналогичный трюк можно проделать и с ней.

Исследователи из NASA воспользовались данными о Венере, собранными многочисленными космическими аппаратами, побывавшими там за несколько десятилетий. Насытили ими компьютерную модель и "запустили" ее, по сути, вспять. Эта своеобразная машина времени и продемонстрировала: еще миллиард лет назад условия на Венере были даже более благоприятными для возникновения жизни, чем на Земле. И совсем не исключено, что именно там она впервые и зародилась.

- Несмотря на то, что Венера расположена близко к Солнцу, на ней никогда не было особенно солнечно, - рассказывал доктор Майкл Уэй. - Планета вращается медленно, делая один оборот за сто с лишним земных суток. Продолжительность светлого времени венерианских суток - почти два наших месяца. Открытая Солнцу поверхность нагревается, испарившаяся влага образует тучи. И частые тропические ливни. А температура воздуха сильно не поднимается. Весьма комфортно. Почти как в Тайланде.

Моделирование привело к пяти исходным состояниям. Во всех атмосфера на Венере была схожей с земной, на планете имелись океаны. В одном случае их глубина достигала 300 метров, в другом океаны были мелкими — по 10 метров. А одна из моделей предполагала, что вся поверхность Венеры была покрыта водой слоем в 158 метров. Температура на поверхности при этом составляла от 20 до 40 градусов Цельсия. Тропический курорт.

Самое удивительное. Из компьютерных моделей следовало: на Венере и сейчас могло бы быть столь же комфортно. Как и миллиард лет назад. По крайней мере, не хуже, чем на Земле где-нибудь в тропиках. Ведь наши планеты очень похожи. По размеру, массе и средней плотности они почти что близнецы. Стало быть, и развиваться могли аналогичным образом. Вплоть до сегодняшнего дня. Но 750 миллионов лет назад наша соседка испортилась. Случилось нечто, превратившее Венеру в ад.

- Что там точно произошло, мы не знаем, - говорят ученые, - но период климатической стабильности закончился.

Скорее всего некие катастрофические события прервали так называемый геохимический цикл углерода, который пока работает на Земле. У нас, слава Богу, углекислый газ поглощали и поглощают силикатные породы, удаляя тем самым его избытки из атмосферы. А на Венере подобный процесс остановился.

По наиболее популярной ныне теории, нашу соседку погубили вулканы, выбросившие в атмосферу невероятно большое количество углекислого газа. Начал необратимо развиваться парниковый эффект. В итоге планета катастрофически нагрелась. Океаны выкипели, а пары воды унеслись в космос.

О водяном прошлом Венеры напоминает ее поверхность, похожая на дно океана, над которым возвышаются три материка.

Специалисты НАСА, кстати, стали отнюдь не первыми записали соседнюю планету в безвременно погибшую сестру Земли. Самую, что ни на есть родную сестру. Еще несколько лет назад исследователи из Европейского космического агентства (ЕКА) уверяли: пляжи Венеры были самыми лучшими в Солнечной системе.

Свои выводы европейцы построили на основе данных, которых собрал зонд Venus Express, находящийся несколько лет на орбите Венеры. Зонд обнаружил следы "тяжелой" воды. Она и на Земле есть. В определенной пропорции к обычной воде. Зная эту пропорцию, исследователи определили объем всей имевшейся на Венере воды. И прикинули, что в "курортную" эпоху она могла бы покрыть планету слоем толщиной не менее, чем в сто метров.

ДАЛЕКО ИДУЩИЕ ВЫВОДЫ

То ли назад в будущее, то ли вперед в прошлое

Принято было считать: на Венере - второй планете от Солнца, окутанной плотным слоем облаков, сейчас так, как было на Земле миллиарды лет назад. Мол, у нашей соседки все еще впереди. В далеком-далеком будущем она остынет, обзаведется растительностью, живностью. И в случае чего, изрядно похорошев, приютит человечество. Если по каким-то причинам испортится наша родная планета.

Однако, похоже, что выходит как раз наоборот: лучшие времена для Венеры уже прошли. Эта планета погибла безвозвратно - сварилась в прямом смысле слова, превратившись из некогда тропического рая в сущий ад. Ныне на Венере пекло в 462 градусов по Цельсию, чудовищное давление - в сто раз выше земного, духота - атмосфера почти на 95 процентов состоит углекислого газа. А с неба льют дожди из серной кислоты. И мы от такого не застрахованы. Если продолжим портить Землю.

Кстати, если кто-то думает, что можно будет переселиться на Марс, то и там особенно нечего делать. Холодно и дышать нечем.

Владимир ЛАГОВСКИЙ, kp.ru