КОРОНАВИРУС С МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ
В интервью "ГА" доктор медицинских наук, профессор Гарик АГАБЕКЯН комментирует ситуацию с коронавирусом.
- Г-н Агабекян, понятно, что даже развитые, благополучные страны, имеющие прекрасную медицину, не были готовы к эпидемии такого масштаба. Как справляется наша система здравоохранения с нынешней ситуацией?
- Правда, с опозданием, но меры эпидемиологической безопасности принимаются, однако, они явно недостаточные, и говорить, что наша система здравоохранения хотя бы удовлетворительно решает проблему коронавируса, пока не приходится.
- Что, на ваш взгляд, могло бы снизить рост заболеваемости?
- Необходим целый комплекс достаточно простых мер. Например, нужно систематически проводить санитарную обработку в местах большого скопления людей – в магазинах, транспорте, на остановках, но этого не делается. Там же нужно поставить алкогели, бесплатно раздавать маски. Сначала министр здравоохранения говорил, что маски не помогают, заседания правительства проходили без масок (я говорил об этом в своих интервью), но некоторое время спустя премьер-министр одел маску и за ним последовали другие.
- Это правда, что одну маску нельзя долго носить?
- Обычная маска работает 3-4 часа, поэтому человеку, который находится за пределами дома достаточно долго, в течение дня нужно сменить маску 2-3 раза. Сейчас в продаже имеется большой выбор масок, они подешевели, но грамотное соблюдение норм безопасности обойдется примерно в тысячу драмов в день, что доступно далеко не всем нашим гражданам, особенно сегодня, когда многие лишились работы. При этом известно, что Китай прислал в Армению целый самолет масок. Почему же их бесплатно не раздают населению? Грузия прислала в Армению маски на тысячу долларов, но эта та сумма, которую с легкостью потратил бы на полезное дело любой из наших бизнесменов. Во всех случаях маски должны предоставляться бесплатно.
- На каких условиях больным коронавирусом предоставляется медицинская помощь?
- Насколько мне известно, этих больных лечат бесплатно. Средства на это есть. На борьбу с коронавирусом Всемирная Организация Здравоохранения выделила Армении 450 миллионов долларов, 200 миллионов долларов дал Спюрк. Этого более чем достаточно, чтобы обеспечить максимально возможный уровень медицинской помощи этим больным.
- Как долго должно длиться лечение при коронавирусе?
- Многое, разумеется, зависит от течения заболевания, но во всех случаях лечение длится не менее двух недель. Поэтому мне не понятно, каким образом вся заразившаяся коронавирусом семья премьер-министра смогла вылечиться за несколько дней. Возможно, появился какой-то новый очень эффективный метод борьбы с коронавирусом, но тогда не понятно, почему о нем не знают в Минздраве и не применяют на практике? А вообще, насколько я понимаю, этот вирус пока мало изучен и общепринятого метода лечения пока нет.
- Но все-таки большинство больных выздоравливает.
- С эпидемией этого заболевания впервые столкнулась медицина не только Армении. Но наши врачи, имеющие опыт лечения других инфекционных заболеваний, используют все свои знания и возможности, чтобы помочь больным. Могу с уверенностью сказать, что эти люди работают героически и достойны всяческой благодарности.
- Чем обосновано приглашение в Армению зарубежных врачей?
- Думаю, этот вопрос лучше задать нашему министру здравоохранения. Но я не вижу в этом необходимости. Наши инфекционисты - квалифицированные и добросовестные врачи, которые, повторюсь, самоотверженно служат своему делу. Но я уже не раз говорил о том, что с этим вирусом практическая медицина – и не только Армении – столкнулась впервые, однако пусть пока небольшой, но все же опыт уже накоплен. И одна из безотлагательных задач Министерства здравоохранения Армении - подготовить протоколы по этому заболеванию, куда войдет диагностика и лечение этих больных. Пока наши врачи в основном лечат симптомы – назначают жаропонижающее, витамины, а поскольку данные вскрытий умерших больных в Италии и России свидетельствуют, что это заболевание приводит к сгущению крови, то, чтобы избежать тромбоэмболии, этим больным дают и разжижающие кровь препараты. Возвращаясь к вопросу приглашения зарубежных врачей, скажу, что, если они знают, как бороться с коронавирусом лучше, чем наши врачи, то достаточно было с ними проконсультироваться, перенять их положительный опыт. Опять-таки, если таковой имеется. На каких условиях эти врачи здесь работают, я не знаю, но думаю, не бесплатно, а если это действительно так, то лучше было бы заплатить эти деньги нашим врачам, работающим с колоссальной нагрузкой.
- Вы коснулись вопроса вскрытия. Почему оно не проводится в Армении? Ведь это могло бы более полно представить картину заболевания и, возможно, подсказать новые методы лечения. Во всех случаях полученные данные могли бы иметь научное и практическое значение…
- Как патологанатом я считаю отказ от вскрытия неправильным, это единственная возможность узнать причину смерти, а также это важный материал для изучения последствий заболевания, но я думаю, что по тем или иным причинам наш Минздрав принял такое решение под давлением ВОЗ.
- Это правда, что не все больные коронавирусом могут рассчитывать на место в больнице?
- Как утверждает наш премьер-министр, коек не хватает, поэтому 200 больных коронавирусом ждут своей очереди на стационарное лечение. Но это очень странно. В наших марзах полно пустующих больниц, которые можно быстро превратить в инфекционные отделения хотя бы для местных больных. Медицинский центр Наири предоставил койки под инфекционное отделение, укомплектованное всей необходимой аппаратурой и врачами, открыты койки в Институте Микаеляна, в Государственном медицинском университете. Но, по неизвестным мне причинам, министр не разрешает направлять туда больных. Ситуация непонятная и абсурдная. Думаю, такого распространения заболевания мы могли избежать, если бы своевременно и оперативно был принят весь комплекс необходимых мер, были созданы условия для более эффективной профилактики и лечения.
На многие возникающие вопросы не только я не нахожу разумных ответов. В частности, не понятно, почему за все время распространения эпидемии министр здравоохранения ни разу не собрал инфекционистов и эпидемиологов, чтобы обсудить целый ряд актуальных вопросов, имеющих практическое значение. Времени нет? Думаю, каждый должен в первую очередь выполнять свои непосредственные обязанности, а не тратить драгоценное время на политическую деятельность. В системе здравоохранения масса проблем, в стране эпидемия, нам грозит серьезный экономический кризис, сейчас не время для политических разборок. Во всех случаях у министра здравоохранения есть более актуальные задачи.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-05-12 10:36
Завершил свою работу проходивший в Институте математики НАН РА международный воркшоп «Теория операторов и гармонический анализ». Организаторы конференции - директор Регионального научно-образовательного цента Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), главный редактор международного научного издания «Journal of Mathematical Sciences» (Springer Nature), доктор физико-математических наук, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ и директор Института математики НАН Республики Армения, доктор физико-математических наук, профессор Рафик АРАМЯН. В воркшопе приняли участие ученые из 15 стран, было представлено 20 докладов ученых из 10 стран. Программа по проведению форумов по этой тематике была инициирована профессором Алексеем Карапетянцем в 2011 году. Тогда в Южном федеральном университете состоялась первая международная конференция по гармоническому анализу и теории операторов.
-
2025-05-07 10:31
В интервью «ГА» выпускающий редактор издательства «Шпрингер» Татьяна ГОЛЕА рассказывает о приоритетах издательства. Она говорит: "Для нас приоритет – только наука, политическая позиция страны не рассматривается".
-
2025-05-05 09:38
В интервью «ГА» доктор физико-математических наук, профессор Айк САРКИСЯН представляет работу Математического центра в Майкопе.
-
2025-05-03 10:14
В 1965 году выдающийся американский физик, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман высказал, на первый взгляд, шокирующее мнение, заявив, что никто не понимает квантовую механику. С тех пор прошло много десятилетий. Большая часть человечества по-прежнему далека от понимания квантовой физики, зато наука совершила грандиозный прорыв, научившись объяснять происходящее в таинственном микромире, так не похожем на мир, доступный нашему восприятию.