Последние новости

НАРОД. СТРАНА. ГОСУДАРСТВО

Когда вот уже который день Армения подвергается турецко-азербайджанской агрессии, идут боевые действия с использованием тяжелых вооружений на северо-восточном направлении армяно-азербайджанской границы, обстреливаются из тяжелых орудий мирные поселения Чинари, Айгепар и Берд Тавушской области, гибнут наши герои, внутриполитические события отходят на второй план, теряют свою актуальность, становятся второстепенными.

ДАЖЕ ЗАБЫВАЕШЬ О ПОСТОЯННЫХ ПЕРСОНАЖАХ наших публикаций и не помнишь никого из них. Они просто исчезают из памяти. Андраник Кочарян? Позвольте, позвольте… да, да что-то такое было… руководило какой-то бессмысленной комиссией, все время оскорбляло журналистов… Рядом с ним в парламенте сидел, кажется, дай бог памяти, то ли боксер, то ли мастер по смешанным единоборствам Сасун Микаелян… Все время говорили друг с другом, усами шевелили…

И был у них, у всех начальник истеричный вождь… как же его звали? Ах, уже и не вспомнишь… Имя – как корова языком слизала. Какая прекрасная корова!

Как бы там ни было, в такие моменты невольно думаешь о явлениях важнейших и вечных. Например, о народе, стране, государстве. Может, кому-то подобный разговор и покажется слишком абстрактным, не имеющим прямого отношения к сегодняшним реалиям, но это, конечно, не так. Об этих явлениях мы говорим и пишем, к сожалению, слишком мало. И теперь как раз настал момент восполнить пробел.

Специфика армянского национального самосознания и, соответственно, национальной идеи, которая разменяла невесть сколько времени, в том, что армяне всегда четко разделяли народ, страну и государство. Многовековый опыт подсказал армянам, что эти три понятия существуют сами по себе и сами по себе важны. Причем они не обязательно должны существовать одновременно. В чем, собственно, и кроется секрет выживания армян в условиях, когда «иных уже нет, а те далече». Армян ничего не берет. Ни ассирийцы, ни персы, ни римляне, ни византийцы, ни арабы, ни монголы, ни турки…

ПОТОМУ ЧТО ПЕРВОЕ ДЕЛО АРМЯНИНА – ЭТО НАРОД. То есть люди. Хорошие они или плохие – неважно. Всякие бывают. Есть народ – есть армяне. Нет народа – нет армян. Живет ли он в местах исходной дислокации или в Спюрке и на каком именно континенте – неважно.

Народ – это раз. Запомним. Те самые кости, на которые мясо нарастет. Разгромили государство – можно заново построить. Разнесли страну вдребезги и пополам – тоже не вопрос. Отстроить можно и страну. Что, кстати говоря, армяне делали не раз.

Страна – это два. Именно страна, не государство. Так как народ сформировался в этой стране. Страна с государством не совпадает. Страна может быть много больше государства, а может быть и меньше. Если, к примеру, доросла до империи, прихватила чужие земли. У армян такое было. Вспомним Тиграна Великого. Если страна есть, народу есть о чем вспоминать, к чему стремиться и на что надеяться.

И, наконец, государство, которое армяне теряли не раз, но даже спустя века снова восстанавливали. Что помогало государству армянскому преодолевать непреодолимые препятствия, справляться с неразрешимыми проблемами и пролетать с ходу тупиковые ситуации? Которые похоронили бы другую страну, другой народ и другое государство безо всяких прочих вариантов.

Итак, армянская триада: народ – страна – государство. Именно в таком порядке. От необходимого к достаточному, и только в завершении процесса государство.

Повторяем, для армян народ важнее страны. А страна важнее государства. Нет  ничего непоправимого в том случае, если страна разрушена. Ее можно отстроить. У кого-кого, а у армян в этом деле опыт есть. И в возрождении страны. И государства. Со всеми плюсами и минусами, без которых ни одно государство в мире не обходится.

Ну а без народа – точно конец. Отстраивать некому будет. Нечего. И незачем.

НАРОД АРМЯНСКИЙ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ сопротивляется, но не ломается. Остается собой, не отличаясь от окружающих. Подчиняется в непринципиальном, сохраняя главное. Пережидает ураганы. Поднимается там, где остается один бурелом. И выживает, выживает, выживает.

Но в какой-то момент пружина распрямляется. В результате чего армяне становятся народом-десантником. А также танкистом, артиллеристом, летчиком. Еще после 1915 года наш народ понял, что никакое «мировое сообщество» тебя не защитит и нужно защищаться самим. А для этого нужны крепкий кулак, оружие, умение его применять и готовность сделать это в любой необходимый момент. Не обращая внимания на тех, кто хочет его уничтожить. Воевать же армяне умеют лучше многих других. Что блестяще доказали и в годы Второй мировой войны, причем не только в составе Советской армии, но и в армиях антигитлеровской коалиции и партизанских отрядах, и во время Арцахской войны.

Думаем, в этом уже успели убедиться и провоцирующие военные действия в Тавуше азербайджанцы. В этом они, без сомнения, убедятся, если перейдут к основной своей цели и начнут войну в Арцахе.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОТ ГОСУДАРСТВА ОСТАЛСЯ ТОЛЬКО КАРАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
      2024-04-20 12:14

      Все прошедшие шесть лет Пашинян целенаправленно занимается созданием и укреплением мощного репрессивного аппарата. Перед этим аппаратом, состоящим из полиции, прокуратуры, СНБ, СК и других правоохранительных и силовых структур, поставлена задача обеспечения безопасности премьера и его окружения, а также подавление любого недовольства и протеста, жесткие репрессии против оппозиции и граждан. Впечатление такое, что от государства остался только карательный аппарат. Особенность власти Пашиняна заключается в том, что на внешние вызовы она реагирует внутренними репрессиями, и ими, собственно, ограничивается.

    • ГЛАВНОЕ - НЕ ПОПАСТЬ ПОД САПОГИ ДЕМОКРАТИИ
      2024-04-18 09:58

      Обыкновенно мрачно настроенные граждане отмечают, что в Армении при Пашиняне господствуют то бордель, то казарма. Оптимистичные же в качестве приемлемого варианта называют и казарму, и бордель, причем одновременно. Давайте посмотрим, что зафиксировала международная правозащитная организация Freedom House в нашем казармоборделе.

    • МУТАНТЫ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ ГЕНОЦИДА
      2024-04-17 13:05

      Власть не в состоянии составить списки погибших в 44-дневной войне, но цинично предлагает "зафиксировать имена всех жертв" Геноцида армян в Османской Турции У Чапека есть пьеса "Белая болезнь". Там речь идет о недуге страшном, мучительном, обрекающем человека на гниение заживо. И абсолютно неизлечимом. Впечатление такое, что власть Пашиняна страдает этой болезнью и процесс гниения достиг последней стадии. Пашинян и его власть могут вызвать у нормальных людей в основном два чувства: веселое омерзение и тревожную гадливость. Чувства по смыслу мелкие, но редкой силы: возможно, в истории такого еще не было. Когда еще власть опускалась так низко во всех отношениях, выглядела столь антинациональной, предательской и подлой по отношению к собственной стране и народу и демонстративно бесстыжей? Приличия у нее отвалились, как гнилая штукатурка, растрескались, как грим, когда старая ведьма неосторожно расхохочется. Мы являемся свидетелями настоящего морального дефолта.

    • ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ ПАШИНЯНА НА ДЕЛЕ АРМЕНА АШОТЯНА
      2024-04-16 10:56

      Армения при Пашиняне правовым государством быть перестала. Современную внутриполитическую историю нашей страны потомки будут изучать по криминальной хронике - но не от даты к дате, не от события к событию, а от одного сшитого на оппозиционеров уголовного дела к другому. Именно "сшитого", хотя сам Пашинян гордо заявляет: "Институт фабрикации дел в Армении практически ликвидирован. Страна добилась большого прогресса на этом пути". Ну, премьер у нас вообще человек довольно незамысловатый. И рассуждения у него проще пареной репы - даже неловко в них особо вдумываться. Да и какой смысл вдумываться, с этим-то меню: не откроешь рот добровольно - пропихнут варево в пищевод при помощи санитаров.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ